суда разных флотов мира

Вооружение судов: пушка, зенитка, торпеда и их калибр в 1850—1945 гг.

Aspose.Words.d2e167f3-d994-44a2-9876-1bb66d0307c6.001Вооружение судов: пушка, зенитка, торпеда и их калибр в 1850—1945 гг.

Основное вооружение судов до второй миро­вой войны составляли пушки, торпеды, зенитки и авиация.

Первые пароходы были построены и вооруже­ны аналогично своим предшественникам — па­русным судам — то есть заряжавшимися с дула железными или бронзовыми гладкоствольными пушками на деревянных лафетах с катками. Прав­да первый в мире броненосец, французский «Глуар» (1861) был оснащен казнозарядными пушка­ми. Затворы этих орудий были созданы для су­хопутных пушек артиллерийским полковником Трейлем де Болье. Пушки стреляли шарообраз­ными ядрами, наводка была приблизительной, и прицел регулировался с помощью деревянного клина, который подвигался под казенной частью орудия до заданного угла.

Качественный скачок в развитии артиллерии был обеспечен переходом к нарезным орудиям и цилиндрическим остроконечным снарядам к ним. Нарезное орудие задавало снаряду вращательный момент, что повышало устойчивость на траекто­рии, а следовательно, кучность стрельбы. С уве­личением размера и веса пушек, их количество сократилось. Расположение артиллерии по бор­там, как у парусных судов, уступило место цитадельному расположению. В самых экстремальных случаях пушки помещались — по одной или парами — во вращавшейся орудийной башне. Примером может служить «Монитор» — низко­бортный броненосный корабль с башенной артил­лерией, построенной Соединенными Штатами в 1862 г. С 1865 г. до 1885 г. военно-морские силы строили суда как с башенной, так и с цитадель- ной артиллерией. На всех этих кораблях орудия были поворотными, а не монтировались на ко­лесных лафетах. Коренные изменения были вне­сены в противооткатные устройства орудий (пер­воначально они были фрикционными, позже поя­вились гидравлические). К 1880-м гг. размеще­ние орудий на барбетах (выступ, на котором вращается орудийная башня с площадкой для удобства обслуживания артилерийского орудия) или в орудийных башнях было общепринятым. Орудия на барбетах были открытыми и находи­лись внутри невысокого бронированного кольца, которое предназначалось для защиты вращающей­ся платформы и ее механизмов. В башенных же орудиях казенная часть и механизмы закрывались броневой коробкой, броня которой обычно равня­лась толщине бортовой брони. Орудия старых кораблей имели чрезвычайно большой калибр. Так на итальянских «Дуилио» и «Дандоло» он дости­гал 17,7 дюймов (440,25 мм). Около 1880 г. калибр уменьшился, когда для увеличения началь­ной скорости снаряда стали применять более со­вершенные виды пороха. Бронебойность пушки зависит от энергии снаряда, которая пропорциональна не массе снаряда, а квадрату его скорости. С более легкими снарядами было легче обращаться, а более легкими орудиями было легче маневриро­вать. Например, в Королевском флоте стандарт­ный калибр уменьшился с 16,25 дюйма (406,25 мм) до 13,5 дюйма (337,5 мм), а позднее — до 12 дюймов (300 мм). После 1910 г. размеры ка­либров снова возросли и в первой мировой во­йне достигали 15 дюймов (381 мм), 16 дюймов (406 мм) для линкоров и 18 дюймов (457 мм) на британском линейном крейсере «Фьюриес». Вес снаряда 15-дюймового (381 мм) орудия составлял приблизительно 1920 фунтов (871 кг), а вес снаряда 18-дюймового (457 мм) орудия — при­близительно 3600 фунтов (1633 кг).

После первой мировой войны на основании Вашингтонского морского договора пяти держав (1922) калибр орудий был ограничен до 16 дюй­мов (406 мм) для линкоров и до 8 дюймов (203 мм) для крейсеров. Эти ограничения были пре­вышены только на японских линейных кораблях типа «Ямато», калибр орудий которых составлял 18 дюймов (460 мм).

В первой мировой войне впервые была при­менена тактика бомбардировки судов и морских сооружений с самолетов и гидросамолетов. По этой причине в межвоенные годы для того чтобы противостоять воздушным атакам вооружение кораблей было усовершенствовано. Обычно оно представляло собой совокупность среднекалибер­ных скорострельных пушек (калибром от 75 до 150 мм) и пулеметов - зенитка. Чаще всего пулеметы раз­мещали на одной установке по два или по четы­ре ствола, чтобы достичь предельной концентра­ции огня. Зенитное вооружение огромных линко­ров второй мировой войны включало в себя более ста пулеметов. Например, на американских лин­корах типа «Миссури» было установлено восемь­десят 40-миллиметровых и сорок девять 20-милли­метровых пулеметов, т.е. всего сто двадцать де­вять.

Для достижения максимальной силы огня и для лучшей подвижности более тяжелых зениток при поражении быстродвижущихся целей был принят средний калибр. Вторую миро­вую войну флотилии начали с зенитным воору­жением, явно не соответствовавшим требовани­ям. За время боевых действий число орудий, в особенности пулеметов, значительно возросло.

Еще одним видом корабельного вооружения того периода явилась торпеда. В отличии от про­чих орудийных снарядов, торпеда была самоход­ной и напоминала маленькую подводную лодку, чьи моторы сначала работали на сжатом возду­

хе, а ближе к нашему времени стали электри­ческими.

Впервые торпеды были опробованы в Австрии в 1864 г. англичанином по имени Роберт Уайт- хед. В 1868 г. Уайтхед предложил вторую мо­дель торпеды. Она была длиной 4 м, покрывала расстояние 600 м при скорости 6 узлов, а масса ее взрывчатого вещества составляла 27 кг.

Со временем торпеда совершенствовалась и в годы первой мировой войны она уже имела дальность хода 6000 метров и боевое зарядное отделе­ние весом в 150 кг. В период войны 1939-1945 гг. дальность хода возросла до 12 километров, а вес боеголовки — до 300 кг. Торпеда являлась ос­новным видом вооружения подводных лодок и торпедных катеров. До первой мировой войны торпедами вооружались также и линейные кораб­ли, но вскоре от них отказались, хотя это ору­жие сохранилось на крейсерах и более мелких кораблях. Специальные торпеды были разработа­ны для самолетов-торпедоносцев.

Наиболее важным видом морского вооружения второй мировой войны были самолеты, правда они входили в состав вооружения только одного типа кораблей — авианосцев, у которых имелись пло­щадки для взлета и посадки различных типов самолетов. В зависимости от перевозимых боеп­рипасов самолеты делились на бомбардировщи­ки, пикирующие бомбардировщики, самолеты-тор­педоносцы и истребители для отражения воздуш­ных атак противника.

В период между первой и второй мировыми войнами почти все линейные корабли и большие крейсера имели на борту разведывательные гид­росамолеты, которые могли запускаться с по­мощью катапульты, но по возвращении вынужде­ны были садиться в море. Эти самолеты исполь­зовались в разведывательных целях и для кор­ректировки огня. Во второй своей роли они зна­чительно расширяли радиус эффективного ору­дийного огня. От них отказались после второй мировой войны, когда стало предпочтительнее осуществлять разведку с помощью палубной ави­ации, а наводить огонь — с помощью вертоле­тов.