Морские сражения первой мировой войны: Ютландское сражение, Цусимское сражение.
Морские сражения первой мировой войны: Ютландское сражение, Цусимское сражение.
За десятилетний промежуток между Цусимским сражением и первой мировой войной военные корабли усовершенствовались, подводные лодки превратились в мощное оружие и наладилась радиосвязь, позволив судам связываться с сухопутным командованием и друг с другом. Тем не менее, необходимость видеть противника все еще оставалась главным условием для морского сражения. Каждый фрагмент и маневр боя определялся после того, как командование увидит ситуацию собственными глазами. По этой причине на судах того периода (да и в наши дни тоже) капитанский мостик размещался на возвышении: чаще всего внутри бронированной боевой рубки над штурманским мостиком.
Морское сражение первой мировой войны, известное среди британцев как Ютландское сражение, а среди немцев как Скагерракское, было наиболее важным в войне 1914-1918 гг. Оно произошло 31 мая—1 июня 1916 г. между германским флотом Открытого моря и британским Гранд-флитом. Этот бой, в котором флотилии двух противоборствующих наций были задействованы практически в полном составе (линкоры, линейные крейсера, эсминцы), оказался последним в истории великих морских сражений. Ключи SoftCamkey спутниковое ТВ.
Инициаторами сражения были немцы, чей флот в ночь на 30 мая вышел в море. Получив данные разведки, британцы в ту же ночь постарались опередить противника. Первое столкновение произошло 31 мая в 14.48 между враждебными эскадрами броненосных крейсеров, возглавлявших главные силы линкоров. Они открыли огонь на расстоянии 14,5 км. Позднее, в 18.15 немецкий флот вошел в зону артиллерийской досягаемости основных сил британского флота. Схватка длилась несколько минут, потому что германский флот Открытого моря переменил курс на противоположный, и англичане потеряли его из виду.
Не обнаружив серьезных повреждений среди своих кораблей, немецкий адмирал Шеер решил снова изменить курс, а в 19.05 снова возобновился артобстрел. Германский флот сразу же оказался в затруднительном положении из-за плохой видимости. Поэтому он снова изменил курс (в 19.13). Сражение практически приостановилось, если не считать случайной стычки между эсминцами и легкими судами, хотя оба флота искали друг друга.
Оставаясь незамеченным, германский флот прошмыгнул за кормой британского и без опознавательных знаков достиг своих баз. В ходе сражения были серьезные потери: у англичан потоплено 3 линейных и 3 броненосных крейсера, 8 эсминцев, погибло 6097 человек; у немцев — потоплен 1 линкор, 4 легких крейсера, 5 эсминцев и 2551 человек убито. Подобно Цусимскому, это сражение продемонстрировало, как отсутствие воздушной разведки и электронных средств обнаружения могло привести к ситуации, которая в наши дни кажется немыслимой. Без воздушной разведки оба флота искали друг друга, не имея на малейшего представления о перемещениях противника. Адмиралы принимали решения на основании информации разведывательных судов, таких как крейсера. Очень часто эти сведения оказывались противоречивыми из-за ошибок в определении типов и местонахождения кораблей. Первые примеры взаимодействия флотов и авиации возникли в ходе Ютландского сражения. Британский адмирал Битти приказал судну-авиаматке «Энгандина» во время поисковых действий выслать вперед самолеты-разведчики. Но взлететь удалось только одному самолету. Вынужденный приземлиться прямо в море из-за аварии, он-то и сообщил о том, что немцы изменили курс. Германская воздушная разведка проводилась на рассвете 1 июня по приказу адмирала Шеера. Один из гидросамолетов, заметив крейсера и корабли Гранд-флита адмирала Битти, тут же сообщил об этом Шееру, но адмирал просто не поверил этим сведениям, о чем свидетельствуют его дальнейшие действия. Отсутствие электронных средств радиоперехвата и обнаружения привело к тому, что сражение базировалось на догадках. Эскадры линейных крейсеров и линкоров постоянно разыскивали друг друга, определяя силу и местонахождение противника лишь на основании увиденного.
Вот почему во время Цусимского сражения кораблям адмирала Небогатова удалось покинуть зону боевых действий незамеченными, а целому германскому флоту Открытого моря — прошмыгнуть в нескольких милях за кормой британского Гранд- флита и благополучно укрыться в своих базах.
Ютландское сражение
Ключевое морское сражение первой мировой войны (31 мая — I июня 1916 года). Если при иллюстрации ранних морских сражений можно обойтись лишь несколькими диаграммами, то в случае Ютландского сражения это невозможно из-за большого количества перемещений и маневров враждебных флотов во время изнурительного по времени столкновения. Британское издание, посвященное этому сражению, состоит из пяти томов с сотней, а то и более, карт и вкладышей, показывающие различные этапы, начиная с того момента, когда разведывательные дивизионы впервые увидели Друг друга и заканчивая ночным боем между германским флотом и британским «Черным принцем» и миноносцами. На данной диаграмме продемонстрированы продвижения флотов к району сражения. Германский флот Открытого моря, возглавлявшийся адмиралом Шеером и вице-адмиралом Хиппером, насчитывал 22 линкора, 5 линейных крейсеров, 11 легких крейсеров и 62 эсминца и миноносца. Британским гранд-Флотом командовали адмирал Джеллико и вице-адмирал Битти. Он продвигался тремя колоннами к условленному месту встречи и насчитывал 62 эсминца и миноносца 28 линкоров, 9 линейных крейсеров, 26 легких крейсеров, 8 броненосных крейсеров и 79 эсминцев и миноносцев.