Первые эсминцы. Создание кораблей.
Первые эсминцы. Создание кораблей.
Первые эсминцы проектировались и строились на тех же верфях, которые последние десять лет строили миноносцы, поэтому обводами корпуса, внутренним устройством и силовой установкой они напоминали меньших собратьев. На самом деле, короткая выпуклая палуба на полубаке изгибалась книзу, соединяясь с бортами судна, низкая главная палуба не имела надстройки, как и палуба миноносцев, а ранние английские и французские корабли даже имели наклонную торпедную установку на носу, хотя ее вскоре убрали. Главным и наиболее очевидным отличием создания кораблей, а именно отличия между эсминцами и миноносцами являлось количество дымовых труб, которых было по крайней мере две, как у английского «Дэринг», но в большинстве случаев три, четыре и даже пять.
Например, первые турбоходы «Вайпер» и «Кобра» имели по четыре трубы, как и большинство кораблей с четырьмя котлами, построенных для ВМС Англии в 1900-1915 гг. Греческие первые эсминцы типа «Этос» (1912) английской постройки, оснащенные пятью котлами, имели пять труб.
Тем не менее известны корабли с четырьмя котлами и только тремя трубами, носовая и кормовая трубы обслуживали по одному котлу, а большая средняя — два.
В Англии после создания кораблей шести прототипов — «Дэринг» и «Декой» (три котла), верфь Торникрофт; «Хэвок» и «Хорнет» (восемь котлов), верфь Ярроу; «Феррет» и «Линкс» (четыре котла), верфь Лейрд — Адмиралтейство заказало тридцать шесть первых эсминцев. Они образовали тип «двадцати- семиузловиков», строившийся в 1893-1895 гг., водоизмещением 270-290 т. Все корабли несли вооружение, состоящее из одного 3-дюймового орудия (76 мм), пяти орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) и двух торпедных аппаратов. У этих кораблей, построенных разными верфями, было различное количество котлов и труб: на пяти кораблях — два котла и две трубы; на шести — четыре котла и две трубы; на тринадцати — четыре котла и три трубы; на трех — четыре котла и четыре трубы; на шести — восемь котлов и три трубы; на трех — восемь котлов и четыре трубы. Принадлежащий к этому типу первый эсминец «Сэли» имел классические округлые обводы полубака, три трубы, из которых средняя обслуживала два котла, надстройка на главной палубе отсутствовала. Специальной надстройки для мостика не было, ее заменяла башня в изломе полубака, как у старых миноносцев, на ее крыше помещалось 3-дюймовое (76 мм) ору дие. Еще пять орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) располагались на палубе — два симметрично за мостиком, два рядом со второй и третьей трубой и одно на корме. На осевой линии размещались две торпедных установки: одна — между орудием и кормовой трубой и одна — между второй и третьей трубой. Следующий тип, состоящий из сорока пяти кораблей и известный как «тридцатиузловики», был построен между 1895 и 1900 гг.; его полубак также имел закругленные обводы и башню с 3-дюймовым (76 мм) орудием наверху плюс пять орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) и две торпедных установки на обычных позициях. Один из наиболее интересных кораблей — «Вираго», построенный верфью Лейрд в 1895-1896 гг. Палуба полубака стала более плоской. По этой причине те два орудия — 2,2 дюйма (57 мм), — которые на других кораблях располагались на палубе возможно ближе к носу, на нем были установлены прямо на полубаке, чуть позади 3-дюймового (76 мм). Еще одной интересной чертой было то, что четыре его трубы были сгруппированы попарно, что учитывалось при создании кораблей типа первых эсминцев.
На всех «тридцатиузловиках» позади переднего 3-дюймового орудия располагался маленький открытый мостик, ясно различаемый на рисунке эсминца «Куэйл», который хотя и принадлежал к типу «Вираго», но имел палубу полубака выпуклую и соединяющуюся с бортами, а четыре трубы были установлены врозь, на равных расстояниях друг от друга:
Первые турбоходы «Вайпер» и «Кобра» (1901) имели те же обводы, что и «тридцатиузловики». У «Кобры» были традиционный полубак и башня, увенчанная открытым мостиком, четыре равностоящие трубы и обычное вооружение, состоящее из орудий и торпедных установок. Четыре турбины позволяли развивать скорость до 30 узлов. У «Вайпера» было три трубы и такое же число турбин, но более высокая скорость — 33,5 узла. В 1901 г. оба корабля затонули таинственным образом, отслужив всего год. Начиная с типа «Африди», или «Трайбл» (1905-1909), изогнутые края исчезли и появилась плоская носовая палуба и настоящая мостиковая надстройка. 3-дюймовое (76 мм) орудие на верхушке башни заменили два симметрично расположенные орудия на полубаке плюс третье в кормовой части палубы. Корабли, построенные после 1908 г., имели вооружение, состоящее из двух 4-дюймовых (102 мм) орудий — на носу и на корме.
Первые эсминцы типа «Н» и «М», строившиеся с начала первой мировой войны, имели на вооружении три 4-дюймовых (102 мм) орудия, пулемет калибра 1,4 дюйма (37 мм) и четыре торпедных аппарата на двух сдвоенных установках.
Расположение орудий на «Бигле» (1908-1909) весьма интересно: 4-дюймовое орудие на полубаке и три 3-дюймовых (76 мм) — одно на корме и два по бортам у труб — плюс две торпедных установки.
Во Франции, после прототипов «Дюрандал» (1895-1903), «Ятаган» (1897-1901) и «Карабин» (1901-1904), появились тридцать кораблей типа «Клэймор» постройки 1906-1909 гг. Прототип «Клэймор М 37», построенный на верфи Рошфор, водоизмещением 365 т нес вооружение из орудия калибра 2,5 дюйма (65 мм) и шести — 1,8 дюйма (47 мм) плюс две торпедные установки.
Подобно своим английским современникам, у ранних французских эсминцев пост наблюдения находился в башне под передним орудием, но тип «Клэймор» даже на этой стадии развития уже имел надстройку на полубаке за орудием. Две трубы разделяло значительное расстояние, потому что один котел находился перед, а другой — за машинным отделением, в котором размещались две машины тройного расширения двигателя мощностью 7 200 л. е., позволяющие развивать скорость 28 узлов. Расположение оружия было традиционным: одно носовое орудие калибра 2,5 дюйма (65 мм) на полубаке и шесть симметрично расположенных орудий калибра 1,8 дюйма (47 мм) — два перед и два за мостиком — плюс два на палубе за второй трубой. Две торпедные установки размещались одна на корме и одна в середине корабля между трубами что было характерно для создания кораблей той поры.
Первыми французскими кораблями с турбинной силовой установкой стали эсминцы «Вольтижер», «Тирайер» и «Шассер» типа «Спаги» (1909-1910). Они отличались плоской палубой. То же относится и к трем турбоходам следующего класса — «Ланскне» (1910): «Жаниссер», «Фантас- сен» и «Кавалье» («М 63»-«М 65»). Эти корабли все еще сохраняли архаичную носовую торпедную установку, хотя приобрели более современные черты: плоскую палубу, надстройку мостика, размещение всех котельных перед двумя машинными отделениями. Все корабли имели три винта.
Следующий тип — «Буклье» («М 66»-«М 73») имел такой же профиль с надстройкой мостика и четырьмя трубами, но носовая торпедная установка исчезла, а другие вместо прежней позиции на осевой линии заняли место позади труб по бортам, став сдвоенными.
У эсминцев «Буклье» и «Каск» было по три винта, тогда как у «Бутефо», «Симеттер», «Даг» и «Фо» — два.
В Германии эсминцы обозначались буквенно- цифровой комбинацией. Буква обозначала верфь, на которой строился корабль: 5 — «Шихау»; С — «Германия», верфь в Киле; V — «Вулкан» в Штеттине и № — «Везер» в Бремене.
Серия «5 90»-«5 131» (1898-1905) — корабли водоизмещением от 394 до 482 т, вооруженные тремя орудиями калибра 1,9 дюйма (50 мм) и тремя торпедными аппаратами. За ней последовали серии «Б 132»-«V160» (1905-1908) — корабли с максимальной скоростью 30 узлов и вооружением, состоящим из орудия калибра 3,4 дюйма (88 мм) и трех торпедных аппаратов. Затем последовали серии «V 161»-«й 172», с максимальной скоростью 32 узла и вооружением из двух орудий калибра 3,4 дюйма (88 мм) и трех-четырех торпедных аппаратов. Наконец, в 1914-1915 гг. появилась серия «1^25»-«5 36» — корабли со скоростью 35,5 узлов, вооруженные тремя орудиями калибра 3,4 дюйма (88 мм) и шестью торпедными аппаратами.
Корабли «5 /25», «О 137», «Б 138»-«5 149» и с «V 161» и далее имели два или три винта и турбинную силовую установку. «У 162» — двухвинтовой корабль, построенный в 1909 г. У него плоская палуба, надстройка с мостиком, две трубы и четыре котла. Два турбинных отделения находились позади котельных. Одно орудие калибра 3,4 дюйма (88 мм) — на носу, другое — на палубе на корме. Три торпедных установки располагались так: одна между двумя трубами, а две другие, одна за одной, — между второй трубой и кормовым орудием.
172 имел три винта и чуть большее водоизмещение: 777 т против 739 т «V 62»; но во всем другом точно такой же.
137 являлся экспериментальным кораблем с турбинной силовой установкой и подобно 590 и 173 был необычен тем, что все его торпедные установки располагались на осевой линии: самая первая за мостиком, а две других между трубами.
В Италии за типом «Лампо» (немецкой постройки) последовали шесть эсминцев «Нембо», построенных в 1902-1905 г. в Неаполе. У них был обычный нос с округлой палубой, башня увенчивалась орудием и вторым открытым мостиком. Первоначально на этих кораблях имелись две трубы и три котла (топливо — уголь), но в 1908 г. установили нефтяные котлы, и количество труб увеличилось до трех. Первоначальное вооружение, состоявшее из пяти орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм), также заменили четырьмя орудиями калибра 3 дюйма (76 мм): одно на носу, одно на корме на главной палубе и еще два в центральной части, по бортам от трубы. Из четырех первоначальных торпедных установок (две по бортам в середине судна и две на осевой линии на корме) остались лишь две на корме, а бортовые исчезли. Эти корабли имели по две поршневые машины. Наиболее современными эсминцами, используемыми Италией в ходе первой мировой войны, стали шесть кораблей класса «Пило», построенные в мае-декабре 1915 г. Двухвинтовые турбоходы имели нефтяные котлы и три трубы. Носовая палуба была плоской, имелась мостиковая надстройка, а шесть 3-дюймовых (76 мм) орудий располагались следующим образом: два рядом на баке, два по обе стороны первой дымовой трубы и два на корме. Во время войны 3-дюймовые орудия были заменены пятью 4-дюймовыми (102 мм). Имевшиеся первоначально два торпедных аппарата, с каждого борта по одному, были заменены двумя сдвоенными установками.
Для России результатом войны с Японией стало увеличение количества эсминцев. Они были заложены в 1904-1905 гг., в том числе и за границей: десять эсминцев типа «Искусный» во Франции, четыре эсминца типа «Бдительный» и четыре типа «Всадник» — в Германии, эсминцы типа «Эмир Бухарский» и «Стерегущий» — в Швеции и Финляндии.
Эсминец «Эмир Бухарский», построенный на верфи Сандвик Вефт в Хельсинки, и эсминцы «Финн» и «Москвитянин» проектировались в Германии. Корабли водоизмещением 650 т имели по четыре угольных котла и две поршневые машины, развивая скорость до 26 узлов. Конструкция носа не имела закруглений палубы к бортам. Еще одна интересная деталь — наличие двух заслонок от брызг: перед капстаном якорной цепи и перед носовым орудием. Надстройка мостика стала намного больше, а над ней — открытый ходовой мостик. Одна из котельных находилась перед машинным отделением, другие — к корме от него, из-за этого две трубы оказались на значительном расстоянии друг от друга. Вооружение состояло из двух орудий калибра 2,9 дюйма (75 мм) — одного на носу и одного на корме — плюс шесть малых орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм), по три с каждого борта на главной палубе, и трех торпедных установок на осевой линии — двух между трубами и одной на корме.
Соединенные Штаты стали строить первые эсминцы в 1899-1900 гг. и, следовательно, смогли воспользоваться опытом Великобритании, Франции и Германии, накопленным за последние десять лет. Их первые эсминцы имели водоизмещение 420 т, в отличие от 240-т английского прототипа «Хэвок», 343-т французского «Дюрандал» или 220-240-т русских «Сокола» и «Ястреба». Только самые ранние эсминцы имели изогнутую верхнюю палубу в носовой части. Орудия всех первых эсминцев были подняты над главной и носовой палубами - особенность создания кораблей даного вида.
Эсминец «Бэйнбридж» имел маленькую плоскую носовую палубу, над которой возвышалась надстройка для орудия калибра 2,5 дюйма (65 мм), а за ней мостик. На корме также имелась небольшая надстройка для кормового орудия. Шесть орудий калибра 2,5 дюйма (57 мм) располагались на уровне главной палубы, по три с каждого борта в центральной части корабля. Перед машинным отделением и за ним располагались две котельные, что привело к довольно большому расстоянию между трубами, которое использовалось для размещения одной из двух торпедных установок между второй и третьей трубами. Вторая установка стояла на самой корме.
И все же у первых эсминцев «Хопкинс» и «Халл» (1903) палуба носовой оконечности имела изогнутую форму, а расположение орудий осталось таким же. Более того, из шести бортовых орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) два передних располагались ниже полубака и стреляли сквозь отверстия в бортах. Большинство кораблей с турбинной силовой установкой, начиная с эсминца «Смит», имели три винта, в то время как «00» с номерами 26, 27, 30, 31, 34, 39 и с «??> 41» и далее — только два. Если рассматривать вооружение, то у «00 17»-«00 42» на борту имелось пять 3-дюймовых (76 мм) орудий и шесть торпедных аппаратов: носовое и кормовое орудие располагались уже не на возвышении, а находились на уровне главной палубы, шесть торпедных аппаратов размещались в трех спаренных установках — по одному с каждого борта и один на осевой линии.
Для Японии, как и для России, война 1904-1905 гг. привела к строительству огромного множества эсминцев; отметим тридцать два корабля типа «Асакадзе». Кроме того, были захвачены три русских эсминца: «Решительный» (переименованный в «Акатусуки»), «Сильный» («Фумидзуки») и «Бедовый» («Сецуки»), принадлежащие к типам «Сокол» и «Прыткий».
Тип «Харусаме», построенный в Японии по проекту верфи Торникрофт в 1905 г., имел изогнутую носовую палубу, надстройку для мостика и передней трубы, четыре трубы. Вооружение состояло из двух 3-дюймовых (76 мм) орудий, на носу и на корме, четырех маленьких орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) на главной палубе и двух торпедных установок на осевой линии на корме. Силовая установка состояла из двух поршневых машин и четырех котлов.
Турбовинтовые корабли не строились японскими ВМС до 1916-1917 гг., когда появился тип «Момо» — четыре эсминца водоизмещением I 100 т, вооруженные тремя орудиями калибра 4,7 дюйма (120 мм) — на носу, на корме и в центральной части корабля между трубами — и шестью торпедными аппаратами на двух строенных установках. Двухвинтовые двухтрубные корабли приводились в движение двумя турбинами и четырьмя котлами, топливом для которых служила нефть.
Некоторые из наиболее выдающихся эсминцев других стран: греческие корабли класса «Тиелла» с поршневыми машинами и четырьмя трубами, построенные на верфи Ярроу в 1907 г., и четыре эсминца типа «Этос», построенные на верфи Лейрд в 1912 г. Последние имели пять котлов и пять труб плюс две турбины. Их водоизмещение составляло 1 175 т. Эти первые эсминцы заказала Аргентина, но позже купила Греция в начале Балканской войны в 1912 г.
Первые эсминцы класса «Хусар» ВМС Австрии были построены в 1905 г. У них были поршневые машины в отличие от построенных в 1914 г. кораблей класса «Татра» с турбинами, шестью котлами и четырьмя трубами.