суда разных флотов мира
Фото по теме
aspose-words_-186e03e7-d3ce-4be0-a57b-4f37eaaa8f1e-001 page_body_img aspose-words_-5d92521e-9e1c-4f9f-ae59-449dcec7c00c-002 thumb_7825044 aspose-words_-0d3a0a30-2d72-4c43-b7e4-7cd4506be2db-001 aspose-words_-07dce623-350b-46b9-a92a-a24694350f8b-001 thumb_ships__003140_ thumb_uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier 6094038 aspose-words_-4e24ceb1-1118-4a08-85fe-7a2595053a7e-003 aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-003 thumb_6094038 aspose-words_-9dbafca8-51e0-45d0-bc95-430c890acef4-001 aspose-words_-63a04c4a-a34c-48af-93cf-1cd88d709a62-002 aspose-words_-aa74b84d-3311-43e2-90d7-6c53c59557cb-001 aspose-words_-1fa2916f-2eae-4a67-a60e-d0daa7e9eb7b-001 750608597 thumb_159-faaev warship_003 aspose-words_-65d73cb9-3cdb-4855-a97e-a1e3b7394be4-001 ships__003140_ aspose-words_-bd0f4266-64ed-4178-be9a-1c3d251ac7c1-002 aspose-words_-70dfe413-763e-42a1-aa08-de64faebcec6-002 thumb_1024-12135

Первые эсминцы. Создание кораблей.

Aspose.Words.a16e49e8-a382-4fc6-9f0a-0fb7ec2684ac.001Первые эсминцы. Создание кораблей.

Первые эсминцы проектировались и строились на тех же верфях, которые последние десять лет строили миноносцы, поэтому обводами корпуса, внутренним устройством и силовой установкой они напоминали меньших собратьев. На самом деле, короткая выпуклая палуба на полубаке изгибалась книзу, соединяясь с бортами судна, низкая главная палуба не имела надстройки, как и палуба миноносцев, а ранние английские и французские корабли даже имели наклонную торпедную установку на носу, хотя ее вскоре убрали. Главным и наиболее очевидным отличи­ем создания кораблей, а именно отличия между эсминцами и миноносцами являлось количество дымовых труб, которых было по край­ней мере две, как у английского «Дэринг», но в большинстве случаев три, четыре и даже пять.

Например, первые турбоходы «Вайпер» и «Коб­ра» имели по четыре трубы, как и большинство кораблей с четырьмя котлами, построенных для ВМС Англии в 1900-1915 гг. Греческие первые эсминцы типа «Этос» (1912) английской постройки, осна­щенные пятью котлами, имели пять труб.

Тем не менее известны корабли с четырьмя котлами и только тремя трубами, носовая и кор­мовая трубы обслуживали по одному котлу, а большая средняя — два.

В Англии после создания кораблей шести прототипов — «Дэринг» и «Декой» (три котла), верфь Торникрофт; «Хэвок» и «Хорнет» (восемь котлов), верфь Ярроу; «Феррет» и «Линкс» (четыре котла), верфь Лейрд — Адмиралтейство заказало тридцать шесть первых эсминцев. Они образовали тип «двадцати- семиузловиков», строившийся в 1893-1895 гг., водоизмещением 270-290 т. Все корабли несли вооружение, состоящее из одного 3-дюймового орудия (76 мм), пяти орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) и двух торпедных аппаратов. У этих кораблей, построенных разными верфями, было различное количество котлов и труб: на пяти ко­раблях — два котла и две трубы; на шести — четыре котла и две трубы; на тринадцати — четыре котла и три трубы; на трех — четыре котла и четыре трубы; на шести — восемь кот­лов и три трубы; на трех — восемь котлов и четыре трубы. Принадлежащий к этому типу первый эсминец «Сэли» имел классические округлые обводы полубака, три трубы, из которых сред­няя обслуживала два котла, надстройка на глав­ной палубе отсутствовала. Специальной надстрой­ки для мостика не было, ее заменяла башня в изломе полубака, как у старых миноносцев, на ее крыше помещалось 3-дюймовое (76 мм) ору­ дие. Еще пять орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) располагались на палубе — два симметрично за мостиком, два рядом со второй и третьей тру­бой и одно на корме. На осевой линии размеща­лись две торпедных установки: одна — между орудием и кормовой трубой и одна — между второй и третьей трубой. Следующий тип, со­стоящий из сорока пяти кораблей и известный как «тридцатиузловики», был построен между 1895 и 1900 гг.; его полубак также имел закруг­ленные обводы и башню с 3-дюймовым (76 мм) орудием наверху плюс пять орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) и две торпедных установки на обычных позициях. Один из наиболее интерес­ных кораблей — «Вираго», построенный верфью Лейрд в 1895-1896 гг. Палуба полубака стала более плоской. По этой причине те два орудия — 2,2 дюйма (57 мм), — которые на других кораб­лях располагались на палубе возможно ближе к носу, на нем были установлены прямо на полу­баке, чуть позади 3-дюймового (76 мм). Еще од­ной интересной чертой было то, что четыре его трубы были сгруппированы попарно, что учитывалось при создании кораблей типа первых эсминцев.

На всех «тридцатиузловиках» позади передне­го 3-дюймового орудия располагался маленький открытый мостик, ясно различаемый на рисунке эсминца «Куэйл», который хотя и принадлежал к типу «Вираго», но имел палубу полубака вы­пуклую и соединяющуюся с бортами, а четыре трубы были установлены врозь, на равных рас­стояниях друг от друга:

Первые турбоходы «Вайпер» и «Кобра» (1901) имели те же обводы, что и «тридцатиузловики». У «Кобры» были традиционный полубак и баш­ня, увенчанная открытым мостиком, четыре рав­ностоящие трубы и обычное вооружение, состо­ящее из орудий и торпедных установок. Четыре турбины позволяли развивать скорость до 30 узлов. У «Вайпера» было три трубы и такое же число турбин, но более высокая скорость — 33,5 узла. В 1901 г. оба корабля затонули таинствен­ным образом, отслужив всего год. Начиная с типа «Африди», или «Трайбл» (1905-1909), изогнутые края исчезли и появилась плоская носовая палу­ба и настоящая мостиковая надстройка. 3-дюй­мовое (76 мм) орудие на верхушке башни заме­нили два симметрично расположенные орудия на полубаке плюс третье в кормовой части палубы. Корабли, построенные после 1908 г., имели воору­жение, состоящее из двух 4-дюймовых (102 мм) орудий — на носу и на корме.

Первые эсминцы типа «Н» и «М», строившиеся с на­чала первой мировой войны, имели на вооруже­нии три 4-дюймовых (102 мм) орудия, пуле­мет калибра 1,4 дюйма (37 мм) и четыре тор­педных аппарата на двух сдвоенных установках.

Расположение орудий на «Бигле» (1908-1909) весьма интересно: 4-дюймовое орудие на полубаке и три 3-дюймовых (76 мм) — одно на корме и два по бортам у труб — плюс две торпедных уста­новки.

Во Франции, после прототипов «Дюрандал» (1895-1903), «Ятаган» (1897-1901) и «Карабин» (1901-1904), появились тридцать кораблей типа «Клэймор» постройки 1906-1909 гг. Прототип «Клэймор М 37», построенный на верфи Рошфор, водоизмещением 365 т нес вооружение из ору­дия калибра 2,5 дюйма (65 мм) и шести — 1,8 дюйма (47 мм) плюс две торпедные установки.

Подобно своим английским современникам, у ранних французских эсминцев пост наблюдения находился в башне под передним орудием, но тип «Клэймор» даже на этой стадии развития уже имел надстройку на полубаке за орудием. Две трубы разделяло значительное расстояние, потому что один котел находился перед, а дру­гой — за машинным отделением, в котором размещались две машины тройного расширения двигателя мощностью 7 200 л. е., позволяющие развивать скорость 28 узлов. Расположение ору­жия было традиционным: одно носовое орудие калибра 2,5 дюйма (65 мм) на полубаке и шесть симметрично расположенных орудий калибра 1,8 дюйма (47 мм) — два перед и два за мостиком — плюс два на палубе за второй трубой. Две тор­педные установки размещались одна на корме и одна в середине корабля между трубами что было характерно для создания кораблей той поры.

Первыми французскими кораблями с турбин­ной силовой установкой стали эсминцы «Воль­тижер», «Тирайер» и «Шассер» типа «Спаги» (1909-1910). Они отличались плоской палубой. То же относится и к трем турбоходам следующего класса — «Ланскне» (1910): «Жаниссер», «Фантас- сен» и «Кавалье» («М 63»-«М 65»). Эти корабли все еще сохраняли архаичную носовую торпедную ус­тановку, хотя приобрели более современные чер­ты: плоскую палубу, надстройку мостика, размеще­ние всех котельных перед двумя машинными отде­лениями. Все корабли имели три винта.

Следующий тип — «Буклье» («М 66»-«М 73») имел такой же профиль с надстройкой мостика и четырьмя трубами, но носовая торпедная ус­тановка исчезла, а другие вместо прежней пози­ции на осевой линии заняли место позади труб по бортам, став сдвоенными.

У эсминцев «Буклье» и «Каск» было по три винта, тогда как у «Бутефо», «Симеттер», «Даг» и «Фо» — два.

В Германии эсминцы обозначались буквенно- цифровой комбинацией. Буква обозначала верфь, на которой строился корабль: 5 — «Шихау»; С — «Германия», верфь в Киле; V — «Вулкан» в Штеттине и № — «Везер» в Бремене.

Серия «5 90»-«5 131» (1898-1905) — кораб­ли водоизмещением от 394 до 482 т, вооружен­ные тремя орудиями калибра 1,9 дюйма (50 мм) и тремя торпедными аппаратами. За ней после­довали серии «Б 132»-«V160» (1905-1908) — корабли с максимальной скоростью 30 узлов и вооружением, состоящим из орудия калибра 3,4 дюйма (88 мм) и трех торпедных аппаратов. Затем последовали серии «V 161»-«й 172», с максимальной скоростью 32 узла и вооружением из двух орудий калибра 3,4 дюйма (88 мм) и трех-четырех торпедных аппаратов. Наконец, в 1914-1915 гг. появилась серия «1^25»-«5 36» — корабли со скоростью 35,5 узлов, вооруженные тремя орудиями калибра 3,4 дюйма (88 мм) и шестью торпедными аппаратами.

Корабли «5 /25», «О 137», «Б 138»-«5 149» и с «V 161» и далее имели два или три винта и турбинную силовую установку. «У 162» — двухвинтовой корабль, построенный в 1909 г. У него плоская палуба, надстройка с мостиком, две трубы и четыре котла. Два турбинных отделе­ния находились позади котельных. Одно орудие калибра 3,4 дюйма (88 мм) — на носу, другое — на палубе на корме. Три торпедных установки располагались так: одна между двумя трубами, а две другие, одна за одной, — между второй трубой и кормовым орудием.

172 имел три винта и чуть большее во­доизмещение: 777 т против 739 т «V 62»; но во всем другом точно такой же.

137 являлся экспериментальным кораб­лем с турбинной силовой установкой и подобно 590 и 173 был необычен тем, что все его торпедные установки располагались на осевой линии: самая первая за мостиком, а две других между трубами.

В Италии за типом «Лампо» (немецкой пос­тройки) последовали шесть эсминцев «Нембо», построенных в 1902-1905 г. в Неаполе. У них был обычный нос с округлой палубой, башня увенчивалась орудием и вторым открытым мос­тиком. Первоначально на этих кораблях имелись две трубы и три котла (топливо — уголь), но в 1908 г. установили нефтяные котлы, и количес­тво труб увеличилось до трех. Первоначальное вооружение, состоявшее из пяти орудий калиб­ра 2,2 дюйма (57 мм), также заменили четырьмя орудиями калибра 3 дюйма (76 мм): одно на носу, одно на корме на главной палубе и еще два в центральной части, по бортам от трубы. Из че­тырех первоначальных торпедных установок (две по бортам в середине судна и две на осевой линии на корме) остались лишь две на корме, а бортовые исчезли. Эти корабли имели по две поршневые машины. Наиболее современными эс­минцами, используемыми Италией в ходе первой мировой войны, стали шесть кораблей класса «Пило», построенные в мае-декабре 1915 г. Двух­винтовые турбоходы имели нефтяные котлы и три трубы. Носовая палуба была плоской, име­лась мостиковая надстройка, а шесть 3-дюймо­вых (76 мм) орудий располагались следующим образом: два рядом на баке, два по обе стороны первой дымовой трубы и два на корме. Во вре­мя войны 3-дюймовые орудия были заменены пятью 4-дюймовыми (102 мм). Имевшиеся пер­воначально два торпедных аппарата, с каждого борта по одному, были заменены двумя сдвоен­ными установками.

Для России результатом войны с Японией стало увеличение количества эсминцев. Они были заложены в 1904-1905 гг., в том числе и за границей: десять эсминцев типа «Искусный» во Франции, четыре эсминца типа «Бдительный» и четыре типа «Всадник» — в Германии, эсминцы типа «Эмир Бухарский» и «Стерегущий» — в Швеции и Финляндии.

Эсминец «Эмир Бухарский», построенный на верфи Сандвик Вефт в Хельсинки, и эсминцы «Финн» и «Москвитянин» проектировались в Германии. Корабли водоизмещением 650 т име­ли по четыре угольных котла и две поршневые машины, развивая скорость до 26 узлов. Конструк­ция носа не имела закруглений палубы к бортам. Еще одна интересная деталь — наличие двух за­слонок от брызг: перед капстаном якорной цепи и перед носовым орудием. Надстройка мостика ста­ла намного больше, а над ней — открытый ходо­вой мостик. Одна из котельных находилась перед машинным отделением, другие — к корме от него, из-за этого две трубы оказались на значительном расстоянии друг от друга. Вооружение состояло из двух орудий калибра 2,9 дюйма (75 мм) — одного на носу и одного на корме — плюс шесть малых орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм), по три с каждого борта на главной палубе, и трех тор­педных установок на осевой линии — двух между трубами и одной на корме.

Соединенные Штаты стали строить первые эсминцы в 1899-1900 гг. и, следовательно, смог­ли воспользоваться опытом Великобритании, Франции и Германии, накопленным за послед­ние десять лет. Их первые эсминцы имели водо­измещение 420 т, в отличие от 240-т английско­го прототипа «Хэвок», 343-т французского «Дюрандал» или 220-240-т русских «Сокола» и «Яс­треба». Только самые ранние эсминцы имели изо­гнутую верхнюю палубу в носовой части. Ору­дия всех первых эсминцев были подняты над главной и носовой палубами - особенность создания кораблей даного вида.

Эсминец «Бэйнбридж» имел маленькую плос­кую носовую палубу, над которой возвышалась надстройка для орудия калибра 2,5 дюйма (65 мм), а за ней мостик. На корме также имелась не­большая надстройка для кормового орудия. Шесть орудий калибра 2,5 дюйма (57 мм) располага­лись на уровне главной палубы, по три с каж­дого борта в центральной части корабля. Перед машинным отделением и за ним располагались две котельные, что привело к довольно большо­му расстоянию между трубами, которое исполь­зовалось для размещения одной из двух торпед­ных установок между второй и третьей трубами. Вторая установка стояла на самой корме.

И все же у первых эсминцев «Хопкинс» и «Халл» (1903) палуба носовой оконечности имела изо­гнутую форму, а расположение орудий осталось таким же. Более того, из шести бортовых ору­дий калибра 2,2 дюйма (57 мм) два передних располагались ниже полубака и стреляли сквозь отверстия в бортах. Большинство кораблей с тур­бинной силовой установкой, начиная с эсминца «Смит», имели три винта, в то время как «00» с номерами 26, 27, 30, 31, 34, 39 и с «??> 41» и далее — только два. Если рассматривать вооружение, то у «00 17»-«00 42» на борту име­лось пять 3-дюймовых (76 мм) орудий и шесть торпедных аппаратов: носовое и кормовое ору­дие располагались уже не на возвышении, а на­ходились на уровне главной палубы, шесть тор­педных аппаратов размещались в трех спарен­ных установках — по одному с каждого борта и один на осевой линии.

Для Японии, как и для России, война 1904-1905 гг. привела к строительству огромно­го множества эсминцев; отметим тридцать два корабля типа «Асакадзе». Кроме того, были за­хвачены три русских эсминца: «Решительный» (переименованный в «Акатусуки»), «Сильный» («Фумидзуки») и «Бедовый» («Сецуки»), принадлежащие к типам «Сокол» и «Прыткий».

Тип «Харусаме», построенный в Японии по проекту верфи Торникрофт в 1905 г., имел изо­гнутую носовую палубу, надстройку для мости­ка и передней трубы, четыре трубы. Вооруже­ние состояло из двух 3-дюймовых (76 мм) ору­дий, на носу и на корме, четырех маленьких орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) на главной палубе и двух торпедных установок на осевой линии на корме. Силовая установка состояла из двух поршневых машин и четырех котлов.

Турбовинтовые корабли не строились япон­скими ВМС до 1916-1917 гг., когда появился тип «Момо» — четыре эсминца водоизмещением I 100 т, вооруженные тремя орудиями калибра 4,7 дюйма (120 мм) — на носу, на корме и в центральной части корабля между трубами — и шестью торпедными аппаратами на двух строен­ных установках. Двухвинтовые двухтрубные ко­рабли приводились в движение двумя турбинами и четырьмя котлами, топливом для которых слу­жила нефть.

Некоторые из наиболее выдающихся эсмин­цев других стран: греческие корабли класса «Тиелла» с поршневыми машинами и четырьмя трубами, построенные на верфи Ярроу в 1907 г., и четыре эсминца типа «Этос», построенные на верфи Лейрд в 1912 г. Последние имели пять котлов и пять труб плюс две турбины. Их водо­измещение составляло 1 175 т. Эти первые эсминцы за­казала Аргентина, но позже купила Греция в начале Балканской войны в 1912 г.

Первые эсминцы класса «Хусар» ВМС Авст­рии были построены в 1905 г. У них были пор­шневые машины в отличие от построенных в 1914 г. кораблей класса «Татра» с турбинами, шестью котлами и четырьмя трубами.