суда разных флотов мира

Современные ударные авианосцы

Aspose.Words.23eb8a74-b2f3-48bd-9a5e-f88bfe940960.001Практически сразу после окончания второй мировой войны и в американском и в британском ВМФ винтовые самолеты стали быстро заменять­ся на реактивные. Эта замена создала для авиа­носцев ряд серьезных проблем, так как для более тяжелых и крупных реактивных самолетов требо­вались более мощные палубы, подъемники и ката­пульты, а также большей высоты ангары. Первы­ми кораблями, подвергшимися такой модификации, были семь авианосцев ВМФ США типа «Эссекс», после чего они получили обозначение СУ А и пе­реименованы в корабли типа «Хэнкок»- ударные авианосцы Специально для запуска реактивных самоле­тов в Британии была сконструирована паровая катапульта, гораздо более мощная, чем прежние гидравлические. Эксперименты с посадкой на ави­аносец реактивных самолетов проводились на ко­рабле «Уоррио», на взлетной палубе с мягким резиновым покрытием и с летательными аппара­тами со снятыми шасси.
Современные ударные авианосцы

Наиболее существенная модификация, привне­сенная в конструкцию авианосцев с появлением реактивной авиации, — это скошенная палуба, иными словами палуба, прямая в носовой части авианосца, а потом отклоняющаяся в сторону на 5-8 градусов таким образом, что край ее нави­сает над корпусом, примерно напротив «остро­ва». Такая конструкция палубы позволяет пило­там, которым не удалось с первого раза удачно приземлиться, набрать высоту для второй попыт­ки, ничем не мешая самолетам, находящимся в носовой части авианосца.

Первые эксперименты со скошенной палубой начались в Великобритании на легком авианосце «Трайэмф», — строго говоря, его палуба еще не была скошенной, просто на ней провели под углом разделительные линии. Происходило это в феврале 1952 г.

Примерно в то же время аналогичные испы­тания проводились в Соединенных Штатах на авианосце «Мидуэй», и примерно по той же ме­тодике. авианосцем с действительно скошен­ной взлетно-посадочной палубой был американс­кий корабль «Антиетам» типа «Эссекс», рекон­струированный соответствующим образом в сен­тябре-декабре 1952 г. Первыми британскими ави­аносцами со скошенной палубой стали «Арк Рой- ял», модифицированный еще на верфях, до при­нятия на вооружение, и корабль того же типа «Игл», принятый на вооружение в 1951 г. с прямой палубой и подвергнутый модификации в 1959-1964 гг.

Скошенная палуба, установленная на «Анти етаме» и остальных двенадцати кораблях типа «Эссекс», имела скос в 8 градусов, причем ско­шенный край обрывался напротив «острова» — примерно там, где у прототипа с прямой палу­бой был бортовой подъемник. Как и на модифи­цированных авианосцах серии 5СВ-27А, артил­лерийское вооружение на «Антиетаме» было силь­но урезано; в конце концов на корабле осталось только семь 5-дюймовых (127 мм) орудий, уста­новленных по краю ВПП. Старые гидравличес­кие катапульты заменили на две паровые.

ВМФ США насчитывал девять авианосцев СУ А, включая «Орискани».

Модификация «Орискани» происходила на военно-морских верфях Сан-Франциско в 1958- 1959 гг. К кормовой части ВПП была пристыко­вана под углом в 8 градусов еще одна палуба; прямоугольные створки переднего подъемника были заменены на более длинные, сужающиеся к одному концу, а задний подъемник был пере мещен на край ВПП, за «островом». Третий — бортовой — подъемник остался там же, где и был, только теперь он оказался у края скошен­ной палубы. Плюс к этому в 1958 г. на воору­жение авианосцев «Беннингтон», «Бон Омм Ри­чард», «Хэнкок», «Лексингтон», «Рэндолф» и «Шан- гри Ла» поступили ракетные установки «Регулюс», которые можно было разместить по краю палубы.

«Мидуэй», «Рузвельт» и «Корал Си» также первоначально были построены с прямой палу­бой, а потом подверглись реконструкции. Эти три корабля, поступившие на вооружение в 1945-1946 гг., были оборудованы традиционной прямой палубой с тремя подъемниками — дву­мя по оси ВПП и третьим по краю левого бор­та, посредине корабля. В 1952 г. на «Мидуэе» экспериментировали с проведенными на прямой палубе разделительными линиями, предназначен­ными для обозначения скошенной палубы, а с ноября 1955 г. до сентября 1957 г. «Мидуэй» реконструировался на верфях ВМФ США Пьюд- жит-Саунд — там же, где в 1954-1956 гг. про­ходил реконструкцию «Франклин Д. Рузвельт». При реконструкции скошенная палуба была ус­тановлена под углом 10 градусов, подъемники передвинуты с осевой линии ВПП к правому борту — перед «островом» и позади него. Гид­равлические катапульты были заменены на две паровые, а третья паровая установлена на ско­шенной части ВПП.

На «Корал Си», проходившем модификацию в 1957-1960 гг., бортовой подъемник у края ско­шенной палубы был демонтирован и перенесен на специально расширенный участок палубы, почти к самой корме, но все также по левому борту. Аналогичные метаморфозы претерпел тре­тий подъемник на «Мидуэе» при реконструкции 1966-1970 гг. Три гидравлические катапульты были заменены двумя более мощными паровы­ми, установленными в носовой части прямой ВПП. «Рузвельт» же после 1956 г. больше не модифицировался. Артиллерийское вооружение на борту сократилось с восемнадцати до трех 5-дюй­мовых (127 мм) орудий, а восемьдесят четыре 1,5-дюймовых (40 мм) и двадцать восемь 0,7-дюй­мовых (20 мм) автоматов были демонтированы; вместо ста тридцати семи винтовых самолетов «Ко­рал Си» брал на борт семьдесят пять реактивных.

В британском ВМФ авианосцами, сменивши­ми прямую палубу на скошенную, были «Викто- риес», поступивший на вооружение в 1941 г., и «Игл», поступивший на вооружение в 1951 г., а «Арк Ройял» — корабль того же типа, что и «Игл» — обзавелся скошенной палубой еще на верфях, в процессе окончательной доводки.

«Викториес» принадлежал к тому же авиа­носному типу, что и «Илластриес», «Формидебл» и «Индомитебл» (которые не модифицировались и пошли на слом в 1953-1956 гг.). Первона­чально это был авианосец с прямой палубой, обо­рудованной носовым и кормовым подъемниками, восьмью зенитными спаренными 4,5-дюймовыми (114 мм) орудиями и сорока восьмью 1,5-дюймо­выми (40 мм) пулеметами и с двигательной ус­тановкой на три гребных винта, позволявшей раз­вивать скорость до 31 узла

После всех модификаций, продолжавшихся с 1950 до 1958 г., водоизмещение «Викториеса» увеличилось с 29 100 до 37 000 т; паровых ката­пульт было установлено две, а скошенная ВП смонтирована под углом в 8 градусов 45 минут. Подъемники так и остались по оси ВПП, только увеличились в размерах и сдвинулись дальше к корме. Также на «Викториесе» установили радар для наведения самолетов на посадку и более мощные гасители скорости. «Викториес» оставал­ся в строю до 31 марта 1968 г.

Прослужив с 1951 по 1958 г. с прямой палу­бой, «Игл» также был подвергнут реконструк­ции. Происходила она с октября 1959 по май 1964 г., и в результате на нем была установле­на скошенная под углом в 8 градусов 30 минут палуба. В отличие от американских авианосцев нового поколения, на британских край скошен­ ной палубы не так далеко нависал над корпусом корабля, зато кормовая часть ВПП простиралась существенно дальше. На «Игле» были установ­лены две паровые катапульты — одна у левого борта прямого участка ВПП, а вторая у края скошенной палубы. Что до вооружения, то шест­надцать 4,7-дюймовых (120 мм) орудий и пятьде­сят восемь 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов на «Игле» были заменены на восемь 4,5-дюймовых (115 мм) зенитных орудий и шесть ракетных ус­тановок «Си Кэт». Вместо восьмидесяти-ста де­сяти винтовых самолетов на борту его теперь размещались тридцать реактивных плюс шесть вертолетов. В связи с увеличением веса палуб­ных самолетов, в 1966-1967 гг. «Игл» претер­пел еще одну реконструкцию, затронувшую на этот раз катапульты и тормозные механизмы. В конце 1973 г. «Игл» был списан.

Другие британские корабли, первоначально имевшие прямую ВПП и впоследствии оборудо­ванные скошенной, были легкие авианосцы, пос­троенные после войны и переданные флотам дру­гих стран: «Бонавенчер» (бывший «Пауэрфул»), переданный Канаде и модифицированный в 1952-1957 гг.; «Минас Жераис» (бывший «Вен- джиэнс»), переданный Бразилии; «Бентисинко де Майо» (бывший «Венерэбл»), переданный Арген­тине; «Индепенденсиа» (бывший «Уоррио»), пе­реданный Аргентине и модифицированный в 1955-1956 гг.; «Мельбурн-1» (бывший «Венджи- энс»), переданный Австралии и модифицирован­ный в 1957—1960 гг.; «Мельбурн-2» (бывший «Маджестик»), переданный Австралии и модифи­цированный в 1949—1955 гг.; «Карел Доорман» (бывший «Венерэбл»), переданный Голландии и модифицированный в 1955-1958 гг.; «Викрант» (бывший «Херкьюлиз»), переданный Индии и мо­дифицированный в 1957-1961 гг.; «Арроманш» (бывший «Колоссус»), переданный Франции и мо­дифицированный в 1957-1958 гг.

Как ранее уже упоминалось, еще в годы во­йны британское Адмиралтейство запланировало построить восемь легких авианосцев типа «Албион» — естественно, с прямыми ВП, — четы­ре из которых к концу войны успели заложить на верфях. Три из них были достроены в 1954 г. (они составили собственно класс «Албион»), чет­вертый, «Хермес», — в 1959 г. Поскольку в части Албионов» речь шла об уже собранных корпусах, у сошедших со стапелей в 1954 г. авианосцев ВПП была скошена под углом толь­ко в 5 градусов 3 минуты, у «Хермеса» же — 6 градусов 30 минут. На всех этих четырех ко­раблях устанавливался сравнительно крупный «ос­тров», два подъемника по оси ВПП и две гид­равлические катапульты (паровые катапульты были только на «Сентауре»), Зенитное вооруже­ние состояло только из двадцати шести 1,5-дюймо­вых (40 мм) пулеметов на бортовых платформах, обычно еще устанавливались четыре 3-дюймовых (76 мм) «церемониальных» орудия. На борту этих авианосцев размещалось сорок пять самолетов.

В 1956 г., во время кризиса, возникшего при национализации Суэцкого канала, «Албион» был отправлен к Египту с парашютно-десантным под­разделением и вертолетным отрядом на борту (хотя тогда это был еще обычный авианосец, а не десантное судно). После реконструкции 1959-1961 гг. «Альбион» и «Булварк» стали вер- толетоносцами; «Сентаур» никаких модификаций больше не претерпевал и в 1973 г. был списан. «Хермес» же, хотя и с солидным опозданием, подвергся, как уже упоминалось, модификациям достаточно радикальным — на нем установили палубу, скошенную под углом в 6 градусов 30 минут. Носовой подъемник переместился к оси ВПП к левому борту, на край скошенной палу­бы; на «Хермесе» установили две паровые ката­пульты и зеркальное устройство наведения на посадку. Первоначальное вооружение корабля состояло из семнадцати 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов, но после модификации 1964-1966 гг. вместо них появились две ракетные установки «Си Кэт», не говоря уже о традиционных для британ­ских кораблей четырех 3-дюймовых (76 мм) «це­ремониальных» орудиях. В 1971-1973 гг. «Хер­мес» также стал ударным десантным судном.

Пятым британским авианосцем, с самого на­чала оборудованным скошенной ВПП, был «Арк Ройял», поступивший на вооружение 25 февра­ля 1955 г. На нем было установлено три подъ­емника — два по оси ВП и третий по левому борту, у края скошенной палубы (демонтирован­ный в 1959 г.). Также на «Арк Ройяле» были установлены две паровые катапульты и зеркаль­ная система наведения на посадку. И катапуль­ты, и система наведения на посадку в 1961 г. были заменены более совершенными моделями. После реконструкции 1967-1971 гг. на «Арк Рой­яле» появилась более мощная ВПП, скошенная под углом 8 градусов 30 минут; одну из новых катапульт установили прямой у ВПП, вторую — по левому борту скошенной. Зенитные орудия были заменены четырьмя ракетными установка­ми «Си Кэт». «Арк Ройял» был списан 19 сен­тября 1980 г. после тридцати лет службы, когда на вооружение британского ВМФ поступил но­вый легкий авианосец «Инвинсибл».

Перед второй мировой войной во французском ВМФ был один-единственный авианосец, «Берн», так как заложенные в 1938 г. «Жоффр» и «Пен- леве» так и остались недостроенными. По оконча­нии войны США передали Франции авианосец со­провождения «Байтер» (переименованный в «Дик- смейд») и два легких авианосца: «Белло Вуд», переименованный в «Буа Белло», и «Лэнгли», став­ший «Лафайетом». Британия же передала Фран­ции «Колоссус», переименованный в «Арроманш», а в 1957-1958 гг. оборудованный скошенной ВПП.

Заложенные в 1955 г. «Клемансо» и «Фош» поступили на вооружение в 1961-1963 гг. Эти два авианосца имели ВПП размером 904,19 x 87,27 фута (275,6 x 29,6 м) и скошен­ную под углом 8 градусов палубу 543,3 фута (165,5 м) в длину. На них было установлено по два подъемника — один в носовой части кораб­ля по оси ВП и второй у края борта, сразу за «островом»; паровых катапульт было также две — одна по левому борту прямой ВПП и другая у внешнего края скошенной палубы. «Фош», про­ектировавшийся позже, с самого начала имел в своей конструкции 6,5-дюймовые (2 м) були; на «Клемансо» они были добавлены несколькими годами позже, при первой же реконструкции. Во­оружение по проекту состояло из двадцати че­тырех зенитных орудий, число которых после модификаций 1956 и 1958 гг. сократилось до восьми 3,9-дюймовых (100 мм) орудий, установ­ленных у начала и конца прямой ВПП В ангаре размером 590,55 x 82,02 фута (180x 25 м) могло размещаться до сорока перехватчиков, истреби­телей и самолетов противолодочной авиации.