Современные ударные авианосцы
Практически сразу после окончания второй мировой войны и в американском и в британском ВМФ винтовые самолеты стали быстро заменяться на реактивные. Эта замена создала для авианосцев ряд серьезных проблем, так как для более тяжелых и крупных реактивных самолетов требовались более мощные палубы, подъемники и катапульты, а также большей высоты ангары. Первыми кораблями, подвергшимися такой модификации, были семь авианосцев ВМФ США типа «Эссекс», после чего они получили обозначение СУ А и переименованы в корабли типа «Хэнкок»- ударные авианосцы Специально для запуска реактивных самолетов в Британии была сконструирована паровая катапульта, гораздо более мощная, чем прежние гидравлические. Эксперименты с посадкой на авианосец реактивных самолетов проводились на корабле «Уоррио», на взлетной палубе с мягким резиновым покрытием и с летательными аппаратами со снятыми шасси.
Современные ударные авианосцы
Наиболее существенная модификация, привнесенная в конструкцию авианосцев с появлением реактивной авиации, — это скошенная палуба, иными словами палуба, прямая в носовой части авианосца, а потом отклоняющаяся в сторону на 5-8 градусов таким образом, что край ее нависает над корпусом, примерно напротив «острова». Такая конструкция палубы позволяет пилотам, которым не удалось с первого раза удачно приземлиться, набрать высоту для второй попытки, ничем не мешая самолетам, находящимся в носовой части авианосца.
Первые эксперименты со скошенной палубой начались в Великобритании на легком авианосце «Трайэмф», — строго говоря, его палуба еще не была скошенной, просто на ней провели под углом разделительные линии. Происходило это в феврале 1952 г.
Примерно в то же время аналогичные испытания проводились в Соединенных Штатах на авианосце «Мидуэй», и примерно по той же методике. авианосцем с действительно скошенной взлетно-посадочной палубой был американский корабль «Антиетам» типа «Эссекс», реконструированный соответствующим образом в сентябре-декабре 1952 г. Первыми британскими авианосцами со скошенной палубой стали «Арк Рой- ял», модифицированный еще на верфях, до принятия на вооружение, и корабль того же типа «Игл», принятый на вооружение в 1951 г. с прямой палубой и подвергнутый модификации в 1959-1964 гг.
Скошенная палуба, установленная на «Анти етаме» и остальных двенадцати кораблях типа «Эссекс», имела скос в 8 градусов, причем скошенный край обрывался напротив «острова» — примерно там, где у прототипа с прямой палубой был бортовой подъемник. Как и на модифицированных авианосцах серии 5СВ-27А, артиллерийское вооружение на «Антиетаме» было сильно урезано; в конце концов на корабле осталось только семь 5-дюймовых (127 мм) орудий, установленных по краю ВПП. Старые гидравлические катапульты заменили на две паровые.
ВМФ США насчитывал девять авианосцев СУ А, включая «Орискани».
Модификация «Орискани» происходила на военно-морских верфях Сан-Франциско в 1958- 1959 гг. К кормовой части ВПП была пристыкована под углом в 8 градусов еще одна палуба; прямоугольные створки переднего подъемника были заменены на более длинные, сужающиеся к одному концу, а задний подъемник был пере мещен на край ВПП, за «островом». Третий — бортовой — подъемник остался там же, где и был, только теперь он оказался у края скошенной палубы. Плюс к этому в 1958 г. на вооружение авианосцев «Беннингтон», «Бон Омм Ричард», «Хэнкок», «Лексингтон», «Рэндолф» и «Шан- гри Ла» поступили ракетные установки «Регулюс», которые можно было разместить по краю палубы.
«Мидуэй», «Рузвельт» и «Корал Си» также первоначально были построены с прямой палубой, а потом подверглись реконструкции. Эти три корабля, поступившие на вооружение в 1945-1946 гг., были оборудованы традиционной прямой палубой с тремя подъемниками — двумя по оси ВПП и третьим по краю левого борта, посредине корабля. В 1952 г. на «Мидуэе» экспериментировали с проведенными на прямой палубе разделительными линиями, предназначенными для обозначения скошенной палубы, а с ноября 1955 г. до сентября 1957 г. «Мидуэй» реконструировался на верфях ВМФ США Пьюд- жит-Саунд — там же, где в 1954-1956 гг. проходил реконструкцию «Франклин Д. Рузвельт». При реконструкции скошенная палуба была установлена под углом 10 градусов, подъемники передвинуты с осевой линии ВПП к правому борту — перед «островом» и позади него. Гидравлические катапульты были заменены на две паровые, а третья паровая установлена на скошенной части ВПП.
На «Корал Си», проходившем модификацию в 1957-1960 гг., бортовой подъемник у края скошенной палубы был демонтирован и перенесен на специально расширенный участок палубы, почти к самой корме, но все также по левому борту. Аналогичные метаморфозы претерпел третий подъемник на «Мидуэе» при реконструкции 1966-1970 гг. Три гидравлические катапульты были заменены двумя более мощными паровыми, установленными в носовой части прямой ВПП. «Рузвельт» же после 1956 г. больше не модифицировался. Артиллерийское вооружение на борту сократилось с восемнадцати до трех 5-дюймовых (127 мм) орудий, а восемьдесят четыре 1,5-дюймовых (40 мм) и двадцать восемь 0,7-дюймовых (20 мм) автоматов были демонтированы; вместо ста тридцати семи винтовых самолетов «Корал Си» брал на борт семьдесят пять реактивных.
В британском ВМФ авианосцами, сменившими прямую палубу на скошенную, были «Викто- риес», поступивший на вооружение в 1941 г., и «Игл», поступивший на вооружение в 1951 г., а «Арк Ройял» — корабль того же типа, что и «Игл» — обзавелся скошенной палубой еще на верфях, в процессе окончательной доводки.
«Викториес» принадлежал к тому же авианосному типу, что и «Илластриес», «Формидебл» и «Индомитебл» (которые не модифицировались и пошли на слом в 1953-1956 гг.). Первоначально это был авианосец с прямой палубой, оборудованной носовым и кормовым подъемниками, восьмью зенитными спаренными 4,5-дюймовыми (114 мм) орудиями и сорока восьмью 1,5-дюймовыми (40 мм) пулеметами и с двигательной установкой на три гребных винта, позволявшей развивать скорость до 31 узла
После всех модификаций, продолжавшихся с 1950 до 1958 г., водоизмещение «Викториеса» увеличилось с 29 100 до 37 000 т; паровых катапульт было установлено две, а скошенная ВП смонтирована под углом в 8 градусов 45 минут. Подъемники так и остались по оси ВПП, только увеличились в размерах и сдвинулись дальше к корме. Также на «Викториесе» установили радар для наведения самолетов на посадку и более мощные гасители скорости. «Викториес» оставался в строю до 31 марта 1968 г.
Прослужив с 1951 по 1958 г. с прямой палубой, «Игл» также был подвергнут реконструкции. Происходила она с октября 1959 по май 1964 г., и в результате на нем была установлена скошенная под углом в 8 градусов 30 минут палуба. В отличие от американских авианосцев нового поколения, на британских край скошен ной палубы не так далеко нависал над корпусом корабля, зато кормовая часть ВПП простиралась существенно дальше. На «Игле» были установлены две паровые катапульты — одна у левого борта прямого участка ВПП, а вторая у края скошенной палубы. Что до вооружения, то шестнадцать 4,7-дюймовых (120 мм) орудий и пятьдесят восемь 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов на «Игле» были заменены на восемь 4,5-дюймовых (115 мм) зенитных орудий и шесть ракетных установок «Си Кэт». Вместо восьмидесяти-ста десяти винтовых самолетов на борту его теперь размещались тридцать реактивных плюс шесть вертолетов. В связи с увеличением веса палубных самолетов, в 1966-1967 гг. «Игл» претерпел еще одну реконструкцию, затронувшую на этот раз катапульты и тормозные механизмы. В конце 1973 г. «Игл» был списан.
Другие британские корабли, первоначально имевшие прямую ВПП и впоследствии оборудованные скошенной, были легкие авианосцы, построенные после войны и переданные флотам других стран: «Бонавенчер» (бывший «Пауэрфул»), переданный Канаде и модифицированный в 1952-1957 гг.; «Минас Жераис» (бывший «Вен- джиэнс»), переданный Бразилии; «Бентисинко де Майо» (бывший «Венерэбл»), переданный Аргентине; «Индепенденсиа» (бывший «Уоррио»), переданный Аргентине и модифицированный в 1955-1956 гг.; «Мельбурн-1» (бывший «Венджи- энс»), переданный Австралии и модифицированный в 1957—1960 гг.; «Мельбурн-2» (бывший «Маджестик»), переданный Австралии и модифицированный в 1949—1955 гг.; «Карел Доорман» (бывший «Венерэбл»), переданный Голландии и модифицированный в 1955-1958 гг.; «Викрант» (бывший «Херкьюлиз»), переданный Индии и модифицированный в 1957-1961 гг.; «Арроманш» (бывший «Колоссус»), переданный Франции и модифицированный в 1957-1958 гг.
Как ранее уже упоминалось, еще в годы войны британское Адмиралтейство запланировало построить восемь легких авианосцев типа «Албион» — естественно, с прямыми ВП, — четыре из которых к концу войны успели заложить на верфях. Три из них были достроены в 1954 г. (они составили собственно класс «Албион»), четвертый, «Хермес», — в 1959 г. Поскольку в части Албионов» речь шла об уже собранных корпусах, у сошедших со стапелей в 1954 г. авианосцев ВПП была скошена под углом только в 5 градусов 3 минуты, у «Хермеса» же — 6 градусов 30 минут. На всех этих четырех кораблях устанавливался сравнительно крупный «остров», два подъемника по оси ВПП и две гидравлические катапульты (паровые катапульты были только на «Сентауре»), Зенитное вооружение состояло только из двадцати шести 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов на бортовых платформах, обычно еще устанавливались четыре 3-дюймовых (76 мм) «церемониальных» орудия. На борту этих авианосцев размещалось сорок пять самолетов.
В 1956 г., во время кризиса, возникшего при национализации Суэцкого канала, «Албион» был отправлен к Египту с парашютно-десантным подразделением и вертолетным отрядом на борту (хотя тогда это был еще обычный авианосец, а не десантное судно). После реконструкции 1959-1961 гг. «Альбион» и «Булварк» стали вер- толетоносцами; «Сентаур» никаких модификаций больше не претерпевал и в 1973 г. был списан. «Хермес» же, хотя и с солидным опозданием, подвергся, как уже упоминалось, модификациям достаточно радикальным — на нем установили палубу, скошенную под углом в 6 градусов 30 минут. Носовой подъемник переместился к оси ВПП к левому борту, на край скошенной палубы; на «Хермесе» установили две паровые катапульты и зеркальное устройство наведения на посадку. Первоначальное вооружение корабля состояло из семнадцати 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов, но после модификации 1964-1966 гг. вместо них появились две ракетные установки «Си Кэт», не говоря уже о традиционных для британских кораблей четырех 3-дюймовых (76 мм) «церемониальных» орудиях. В 1971-1973 гг. «Хермес» также стал ударным десантным судном.
Пятым британским авианосцем, с самого начала оборудованным скошенной ВПП, был «Арк Ройял», поступивший на вооружение 25 февраля 1955 г. На нем было установлено три подъемника — два по оси ВП и третий по левому борту, у края скошенной палубы (демонтированный в 1959 г.). Также на «Арк Ройяле» были установлены две паровые катапульты и зеркальная система наведения на посадку. И катапульты, и система наведения на посадку в 1961 г. были заменены более совершенными моделями. После реконструкции 1967-1971 гг. на «Арк Ройяле» появилась более мощная ВПП, скошенная под углом 8 градусов 30 минут; одну из новых катапульт установили прямой у ВПП, вторую — по левому борту скошенной. Зенитные орудия были заменены четырьмя ракетными установками «Си Кэт». «Арк Ройял» был списан 19 сентября 1980 г. после тридцати лет службы, когда на вооружение британского ВМФ поступил новый легкий авианосец «Инвинсибл».
Перед второй мировой войной во французском ВМФ был один-единственный авианосец, «Берн», так как заложенные в 1938 г. «Жоффр» и «Пен- леве» так и остались недостроенными. По окончании войны США передали Франции авианосец сопровождения «Байтер» (переименованный в «Дик- смейд») и два легких авианосца: «Белло Вуд», переименованный в «Буа Белло», и «Лэнгли», ставший «Лафайетом». Британия же передала Франции «Колоссус», переименованный в «Арроманш», а в 1957-1958 гг. оборудованный скошенной ВПП.
Заложенные в 1955 г. «Клемансо» и «Фош» поступили на вооружение в 1961-1963 гг. Эти два авианосца имели ВПП размером 904,19 x 87,27 фута (275,6 x 29,6 м) и скошенную под углом 8 градусов палубу 543,3 фута (165,5 м) в длину. На них было установлено по два подъемника — один в носовой части корабля по оси ВП и второй у края борта, сразу за «островом»; паровых катапульт было также две — одна по левому борту прямой ВПП и другая у внешнего края скошенной палубы. «Фош», проектировавшийся позже, с самого начала имел в своей конструкции 6,5-дюймовые (2 м) були; на «Клемансо» они были добавлены несколькими годами позже, при первой же реконструкции. Вооружение по проекту состояло из двадцати четырех зенитных орудий, число которых после модификаций 1956 и 1958 гг. сократилось до восьми 3,9-дюймовых (100 мм) орудий, установленных у начала и конца прямой ВПП В ангаре размером 590,55 x 82,02 фута (180x 25 м) могло размещаться до сорока перехватчиков, истребителей и самолетов противолодочной авиации.