суда разных флотов мира

Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников.

Aspose.Words.7d3585ab-38a9-484b-b009-b24e721e4d26.001Военные парусники: X-XVII вв.: ког, каракка, галеон, фрегат, корвет, шхуна, бриг, бригантина, каравелла. Виды парусников.

Различия между парусными торговыми и во­енными парусниками не так четко и ясно выражены, как различия между гребными военными судами и торговыми парусниками древних времен. В эпоху гребных судов средневековья, кроме, или военных галер, существовали также«фламандские галеры» и «румынские галеры», предназначавшиеся для перевозки товаров, хотя они были вооружены и оснащены, как боевые суда.

Торговым парусникам, подобно фламандским и румынским галерам, приходилось совершать дол­гие путешествия, подвергаясь опасности нападе­ния вражеских судов и морских пиратов. Поэто­му им надо было быть хорошо вооруженными, чтобы иметь возможность эффективно защищать­ся. Это стало наиболее актуальным после вели­ких географических открытий, когда каракки и галеоны, неся домой свой драгоценный груз, ста­новились желанной и соблазнительной добычей, что вынуждало их быть готовыми защищать себя от нападения судов, подобных им размерами и вооружением.

Имеющиеся у нас источники не делают чет­ких различий между торговым и военным гале­оном, и даже к концу эпохи парусных судов в первой половине XIX столетия между трехпа­лубным кораблем, или военным фрегатом, и такого же водоизмещения торговым судном не было различия ни в конструкции корпуса, ни в компоновке и расположении парусов. Конструк­тивные различия стали иметь место после внед­рения парового двигателя.

Самым старым военным парусником Средиземно­морья являлся ког, служивший преимуществен­но в качестве грузового, а также военного суд­на, как это было, например, во флотилии, сна­ряженной Венецианской республикой для крес­тового похода в 1202 г. В этой флотилии было четыреста восемьдесят судов, включая сто двад­цать усиер (судно для перевозки лошадей), и большое количество когов, соответствующим об­разом экипированных осадными башнями и пе­реносными мостами для штурма стен городов, которые предстояло брать. Эти суда играли ак­тивную роль в завоевании Константинополя. При атаке на город галеры высадили солдат с лест­ницами для подъема на стены, а затем отошли, освободив место для когов, которые с башнями и переносными мостами подошли под самые стены, так что солдаты, штурмовавшие стены, оказались практически на том же уровне, что и защитники города. Как известно, Константино­поль был взят 17 июля 1203 г. крестоносцами, которые изгнали византийских императоров из Восточной Римской империи, создав недолговеч­ную Латинскую империю.

Когда Жан де Бриенн, предводитель кресто­носцев, обложил в 1218 г. Дамьетту, для под­держки штурма он использовал коги, связанные попарно, о чем свидетельствует хроникер Оливь- еро да Колонья.

Коги составляли часть флотилии Бьяджио Ас- серето у Понзы в 1435 г., но они, по всей веро­ятности, представляли собой уже совершенно другой тип судна, хотя и носили то же название.

В XIII в. в дополнение к когам существовали и другие довольно крупные суда, именовавшиеся просто «корабль». Мы имеем возможность уви­деть довольно точное изображение парусного корабля 1268 г. в морском договоре «Contractus Navigiis Dominis Regis cum Venetis», который король Франции Людовик подписал с Венециан­ской республикой с целью поставки судов для крестового похода. Этот договор содержит пере­чень размеров и особенностей некоторых судов, в частности, носивших названия «Санта-Мария», «Рокфор» и «Святой Николай». «Рокфор» имел киль длиной в 103,34 фута (31,5 м) и общую длину в 162,4 фута (49,5 м), ширину в 46,94 фута (14,31 м), две полные палубы, главную палубу и надстройки на носу и корме высотой в три твиндека (межпалубное пространство; здесь имеется в виду: «высотой в три этажа»). Коман­да насчитывала сто десять человек, однако суд­но могло взять на борт от семисот до восьмисот человек и пятьдесят лошадей.

Из заключенного с Генуей договора на пос­тавку судов явствует, что генуэзские суда имели две мачты (самая высокая впереди), латинс­кое парусное вооружение (косые треугольные па­руса на мачтах) и два рулевых весла на корме. Эти суда классифицируются как корабли, а не как коги возможно потому, что они были круп­нее и имели такелаж (веревочные ванты и снас­ти) на двух мачтах с латинскими парусами. Гла­ва одиннадцатая «Imposicio Officii Gazakiae» 1141 г. проводит различие между когами и ко­раблями, но поскольку те и другие были одина­ковых размеров, относит их к одному и тому же классу военных судов. Описываются характерные особенности корабля, подтверждается, что он до­лжен иметь грот с бонетом (добавочное полотни­ще, пришнурованное или пристегнутое к нижней кромке основного квадратного паруса для увели­чения его полезной площади), то есть, другими словами, прямой, а не латинский парус и вторую меньшую мачту. Поэтому корабли 1441 г. имели две мачты с прямым парусным вооружением.

Средиземноморский ког 1200-1400 гг. совер­шенно отличался от североевропейского кога. Последние представляли собой средних размеров суда с одним большим прямым парусом и всего одной палубой.

В своих «Хрониках» Джованни Виллани сви­детельствует, что около 1304 г. «некие люди из Байонны в Гаскони на судах, которые они назы­вали когами, прошли через Гибралтарский про­лив и явились в наше море как пираты... с тех пор генуэзцы, венецианцы и каталонцы плавают на когах поскольку коги более надежны и дешевы, како­вое обстоятельство обусловило значительные из­менения в составе нашего военного флота». В сражении между судами Гая Фландрского и Райньера Гримальди из Генуи, которая имела место в августе 1340 г., Виллани говорит, что у Райньера было двадцать пять галер, прибывших из Генуи, и двадцать круглых (парусных) кораб­лей, оснащенных в Кале, тогда как Гай Флан­дрский имел восемьдесят когов с надстройками и оснасткой «соответственно особенностям того моря», и с командой не менее ста человек.

Хроникер в двух местах продолжает подчер­кивать, что североевропейские коги имели иную оснастку, чем средиземноморские, и что их ис­пользование у моряков Средиземноморья в нача­ле 1300 г. получило широкое распространение, вынудив их «отказаться от плавания на больших кораблях».

Наиболее достоверные изображения североев­ропейских когов можно видеть на многочислен­ных печатях немецких городов, присоединивших­ся к Ганзейскому союзу, и в особенности на печати города Эльбинга, которая может быть датирована приблизительно 1350 г. Ког на ней имеет круто изогнутый прямой форштевень и ах­терштевень, один руль и одну мачту с прямым парусом. Когда ког прижился в Средиземноморье, он, вероятно, увеличился в размерах, продолжая сохранять форму корпуса и парусное вооруже­ние, о чем свидетельствует Филиази в своей «Memorie Storiche di Venezia», где он ссылает­ся на коги, способные перевозить от семисот до восьмисот человек. Декрет, провозглашенный до­ном Педро Арагонским в 1340 г., ставит коги в один ряд крупными кораблями: «Que si alguna паи, cocha о altro vexel gros...» («так что если любой корабль, ког или другое крупное судно...»).

После кога, следующим этапом стала «каракка» — тип судна, чье использование приняло широкое распространение в Средиземноморье и Атлантическом океане в начале XV в. Характер­ным для каракки было наличие мачты с прямым парусным вооружением, расположенной чуть впе­реди миделя (середина корпуса судна), и задней мачты с косым латинским парусом.

Ранее изображение каракки можно найти на картине Жентиле де Фабриано, хранящейся в Ватиканском музее. Запечатленная художником каракка имеет квадратный грот, снабженный «бо- нетом», т. е. полосой парусины, добавленной к нижней кромке паруса для увеличения его по­

лезной площади. Это небольшая каракка с од­ной мачтой, вооруженной прямым парусом, и одной мачтой с латинским парусом на корме. Другой характеристикой этого типа судна явля­ется то, что его носовая надстройка (полубак) сильно выступает вперед за форштевень, обыч­но располагаясь над бушпритом, причем эта надстройка всегда бывает высотой в два, а то и в три твиндека.

В XV и XVI столетиях размеры каракки уве­личивались, и её паруса крепились на четырех мачтах, причем две передние были вооружены прямыми парусами, а две задние — косыми ла­тинскими. В дополнение под бушпритом, подо­бно парусу «долонис» на римских кораблях, ста­вился еще один прямой парус, получивший на­звание «блинд». В то время, как у прежних каракк обе мачты с прямым парусным вооруже­нием имели только по одному рею и по одному парусу, в период примерно от 1500 до 1520 г. стал применяться второй рей для марселя (вер' хний парус, иногда второй и третий снизу па­рус) на судах с прямым парусным вооружением. Этот парус изображен на картине, хранящейся в Гринвичском военно-морском музее, на кото­рой представлена португальская каракка «Санта Катерина до Монте Синай», и которая может быть датирована приблизительно 1520 г.

Дальнейшее увеличение парусности было до­стигнуто благодаря добавлению брамреев на двух мачтах с прямыми парусами и двух косых ла­тинских парусов на обеих задних мачтах, как это видно на знаменитой английской каракке «Хенри Грейс а Дьё», построенной в 1514 г.

Галеоны и каракки имели одинаковые паруса, но различной формы корпуса: вместо того чтобы нависать над бушпритом, баковая надстройка сдвигалась в сторону кормы, оставляя спереди выступающую часть палубы, называемую «галь­юном», отчетливо видную на английском галео­не «Арк Ройял», построенном в 1587 г. и изо­браженном на картине, живописующей разгром ис­панской Непобедимой Армады в Дувре в 1588 г. Гальюн показан еще более четко на изображе­нии французского галеона «Сен Луи», построен­ном в Голландии. Любопытной особенностью является вертикальная мачта на конце бушпри­та, оснащенная прямым парусом, носящим название «бом-блинд-бовен», тогда как под буш­притом имеется обычный блинд. Паруса этого галеона размещены только на трех мачтах, пос­кольку у него имеется лишь одна задняя мачта с латинским парусным вооружением. Есть и третий прямой парус, так называемый брамсель, на двух передних мачтах. На большом английском галеоне «Соврин ов де Сиз» постройки 1637 г. на двух передних мачтах имеются третий и четвер­тый прямые паруса, и два прямых паруса над косыми латинскими на крюйс-стеньге.

Пока на огромных английских галеонах пару­са постоянно усложнялись, в Голландии начали строить суда с намного более простыми паруса­ми, с целью уменьшить число членов команды, необходимых для маневрирования ими. Эти суда, носившие название «флейт», имели две мачты с прямыми парусами, одну мачту с латинским па­русом, блинд и бом-блинд-бовен на бушприте и имели особенностью, общую для прочих судовмсверкала вычурными резными украшениями, по­золотой, а также рядом широких застекленных окон для кают офицеров, командиров и пассажи­ров высокого ранга. В парусном вооружении этих трехпалубников можно заметить постепенное ис­чезновение блиндов и принятие на вооружение кливеров (передний косой парус на носу между фок-мачтой и бушпритом) и стакселей (косой парус между задними мачтами).

Когда стали делать закругленной надводную часть кормы, отказались от резных украшений и полностью исчезли блинды, трехпалубники при­няли ту законченную форму, которая сохраня­лась до середины XIX столетия.

Трехпалубники были наиболее крупными из военных парусников, и вплоть до конца XVIII в.

их размеры и боевая мощь определялись коли­чеством пушек. Так, например, характеризовал­ся «Васа» — шестидесятичетырехпушечный швед­ский трехпалубник, или «Ла Куронн» — семиде- сятидвухпушечный французский трехпалубник. Другой метод классификации, различавший суда по рангам, или классам, основывался, опять-таки, на количестве орудий: трехпалубный корабль с количеством пушек от семидесяти до восьмиде­сяти относился к первому рангу, судно с чис­лом пушек от пятидесяти до шестидесяти — ко второму, и так далее. В 1700 г. эта довольно грубая классификация была заменена другой, по которой в дополнение к количеству пушек при­нималось во внимание также и количество объ­единявших их артиллерийских батарей, распо-ложенных вдоль бортов судна. Так, у трехпалуб­ного корабля было три расположенных друг над другом батареи Ьрудий, включая батарею на глав­ной палубе, и Этаким образом (как подсказывает название) он имел три палубы; фрегат имел две расположенные друг над другом батареи и поэтому имел две палубы; наконец, корвет имел лишь одну батарею и поэтому одну палубу.

Что касается парусов, то трехпалубные ко­рабли, фрегаты и корветы имели по три мачты с прямым парусным вооружением, бушприт и кливера. Само собой разумеется, что по мере уменьшения размеров корпуса судна уменьшались и мачты, и паруса.

Вообще говоря, трехпалубные суда относились к военным парусникам, или линейным кораблям, тогда как фрегаты и корветы, не столь мощно вооружен­

ные, не входили в состав основных боевых фор­мирований эскадры.

Суда, имевшие вместо трех мачт с прямыми парусами лишь две, но с бушпритом и кливера­ми, назывались бригами. Если вместо прямых парусов у них были две или три мачты с косы­ми парусами, другими словами, бизани (самая задняя мачта, обычно имеющая гафельное воору­жение) и гафели (наклонное рангоутное дерево, служащее для крепления и растягивания верх­ней кромки косого паруса, имеющего форму не­правильной трапеции), но ни в коем случае не латинскими, они назывались шхунами. Судно с прямыми парусами на задней мачте и косыми на передней классифицировались, как бриганти­на. У этих судов обычно была только одна па­луба и одна артиллерийская батарея.