суда разных флотов мира

Вооружение парусников с X по XVIII вв.: кулеврины, бомбарды, лафеты, брандеры.

Aspose.Words.aa74b84d-3311-43e2-90d7-6c53c59557cb.003Вооружение парусников с X по XVIII вв.: кулеврины, бомбарды, лафеты, брандеры.

До конца XIV столетия коги и прочие суда имели то же вооружение , что и античные суда, но даже после распространения огнестрельного оружия вооружение парусников продолжало оставаться традиционным - кулеврины бомбарды, лафеты и брандеры.

В «lmposicio Officii Gazariae» 1441 г. огова­ривается, что судно или ког с грузом в 20 ООО кантаро (старая мера веса, колебавшаяся от пя­тидесяти до восьмидесяти килограмм, т.е. речь идет о грузе примерно в 1 500 тонн) должно иметь на борту восемь бомбард с двумя сотнями «камней» (круглые каменные ядра) и три бочон­ка с порохом, но добавляется, что на борту должно быть двадцать две кирасы, двадцать два стальных нагрудника, шесть боевых топоров, чтобы рубить такелаж и рангоут, три грапнеля с цепями, гвозди с широкой шляпкой, чаны с известью и жидким мылом, пики и стрелы.

Арсенал судна, естественно, включал в себя и обычное холодное оружие. Следует объяснить, что гвозди, рассыпанные по палубе, вместе с разлитым жидким мылом не давали возможнос­ти передвигаться по палубе; известь использова­лась для того, чтобы ослепить противника и за­ставить его задыхаться; а факт обязательного на­личия на борту кирас и пик свидетельствует о том, что исход морского сражения обычно решал­ся в рукопашной схватке. В качестве курьеза можно привести книгу, написанную в 1439 г. французским адмиралом по имени Жан де Бейль и озаглавленную «Juvincel introduit aux armes», в которой греческий огонь, «дельфины» и даже ныряльщики, специально натренированные и обу­ченные разрушать днища судов противника, вклю­чаются в состав судового вооружения.

У галеонов XVI в. весь арсенал состоял поч­ти исключительно из огнестрельного, оружия. Декларация, выпущенная в 1584 г. французским королем Генрихом III, регламентировавшая, как должны быть вооружены суда определенных раз­меров (имелись в виду торговые, не военные суда), устанавливала, что суда с командой в сорок пять человек обязаны иметь две пушки «карди­нал», четыре дальнобойных кулеврины, двенад­цать «опорных» пушек и двенадцать огнеметов, но все еще предписывала иметь двадцать четыре пики и два серпа, чтобы резать такелаж, а так­же двенадцать арбалетов.

Описывая гребные суда, мы упоминали, что на галерах вся артиллерия находилась на носу, тогда как галеасы (большие трехмачтовые воен­ные галеры) имели пушки на корме, плюс не­сколько крупнокалиберных мушкетов и аркебуз по обеим сторонам квартердека, установленных на дубовых уключинах. В противоположность это­му на каракках, галеоилх и более совершенных судах основная артиллерия размещалась вдоль бортов, и лишь несколько пушек могли стрелять вперед и назад. Такой порядок обуславливался конструктивными особенностями: галеры и гале­асы не имели палубы, на которой могла бы быть установлена артиллерия, тогда как парусные суда имели одну, две и три палубы, являвшиеся частью конструкции судна и поэтому способные выдерживать вес большого количества пушек крупных калибров. Следует подчеркнуть, что по соображениям остойчивости н во избежание на­рушения прочности корпуса судна наиболее мощ­ные, тяжелые орудия размещались на нижней палубе и соответственно более легкие — на верх­них. Пушки на главной палубе, на баке и на юте могли стрелять сквозь отверстия в фальшбортах и ограждении. Эти отверстия не надо было за­крывать во время движения судна. Однако пуш­ки на нижних палубах должны были стрелять сквозь порты (отверстия в самих бортах судна). Когда судно находилось на марше, эти порты для безопасности должны были быть по возможности закрыты. Они имели четырехугольную форму, поч­ти квадратную, и появились на каракках около 1450 г. Говорят, их изобрел французский плот­ник по имени Дешарде в 1410 г., и во Франции они получили название «sabords» («пушечные пор­ты»). На фальшбортах галеасов уже практикова­лась установка аркебуз и прочего мелкого огне­стрельного оружия, но поскольку особенности кон­струкции планшира (деревянный брус, идущий по­верх фальшборта, или бульварка, или вдоль шлю­почного борта, где в нем крепятся уключины для весел) едва ли могли обеспечить достаточно проч­ную и надежную опору, то было невозможно на­гружать его оружием, более тяжелым, чем мог удержать человек с помощью железных скоб, на которые можно было опереть дуло.

Легкие пушки, размещавшиеся на носу га­лер, такие как фальконеты и кулеврины, имели деревянные стволы и лафеты без катков, и что­бы зарядить их, канониру необходимо было иметь к ним доступ спереди, со стороны дульного сре­за. В противоположность этому, орудия на ка­ракках и галеонах, а также на военных кораб­лях и фрегатах устанавливались на колесных ла­фетах. Перезарядка пушек предусматривала от­кат их назад и возвращение к прежнему месту у борта, так что их приходилось катать взад и вперед при помощи талей, прикрепленных к па­лубе и бортам

Пушки со временем совершенствовались, и из предметов художественного мастерства — кото­рыми они также являлись, — украшенных вычур­ными рельефными орнаментами, превращались

в простые бронзовые и стальные трубы. Камен­ные ядра были заменены на чугунные. Желез­ные ядра могли выпускаться из орудий связан­ными цепью попарно, чтобы причинить больший урон неприятелю, ломая рангоуты, или раска­ленными (так называемые «брандскугели»), что­бы вызвать на борту пожар. Даже к концу XIX столетия, когда начался век пара, корабельные пушки продолжали стрелять круглыми ядрами, не имели винтовой нарезки внутри ствола и за­ряжались с дула. Единственно заметным прогрес­сом было введение «карронад» — пушек, кото­рые вместо колесных лафетов устанавливались на неподвижных, а вместо наведения на цель с помощью деревянных клиньев, забиваемых меж­ду стволом и лафетом, имели вертикальный вин­товой подъемный механизм, расположенный меж­ду казенной частью орудия и лафетом.

Название орудия происходит от городка Каррон неподалеку от Фолкерка (залив Ферт-оф- Форт) в Шотландии, где в 1774 г. были впер­вые отлиты орудия этого типа.

Одним из особых видов оружия, введенным в XVI св., был брандер. Собственно, это не было оружие как таковое, а просто небольшое судно (или большая лодка), нагруженное легковоспла­меняющимися материалами, которое пускалось по ветру в сторону неприятельских кораблей с целью поджечь их и вывести из строя.

Пушечный «sabord». На парусных судах ору­дия располагались на разных палубах вдоль бортов. Чтобы орудия на нижних палубах могли вести огонь, их стволы должны были высовываться из отверстий в бортах. Для пре­дотвращения попадания воды при сильном волнении или при крене судна отверстия закрывались деревянными щитами, под­вешенными за верхний край и открывавшимися наружу.

Карронада. Короткоствольное, заряжающееся с дула морское орудие, установленное на бесколесном ла­фете. Вместо того чтобы при наведении на цель под­бивать деревянные клинья между казенной частью и лафетом, как практиковалось у пушек того времени, карронада имела вертикальный винтовой механизм, установленный между лафетом и казенной частью.

Морская пушка. Морские пушки имели бронзовый (позднее стальной) ствол, поддер­живаемый двумя цапфами на деревянном лафете с четырьмя деревянными катками. Когда пушка готовилась к выстрелу, лафет подкатывали к борту судна, чтобы ствол высунулся из пушечного порта. Когда пуш­ку, заряжающуюся с дула, надо было пере­зарядить, ее откатывали назад, чтобы зало­жить пороховой заряд, а ядро вкатывалось через дульное отверстие.