Вооружение парусников с X по XVIII вв.: кулеврины, бомбарды, лафеты, брандеры.
Вооружение парусников с X по XVIII вв.: кулеврины, бомбарды, лафеты, брандеры.
До конца XIV столетия коги и прочие суда имели то же вооружение , что и античные суда, но даже после распространения огнестрельного оружия вооружение парусников продолжало оставаться традиционным - кулеврины бомбарды, лафеты и брандеры.
В «lmposicio Officii Gazariae» 1441 г. оговаривается, что судно или ког с грузом в 20 ООО кантаро (старая мера веса, колебавшаяся от пятидесяти до восьмидесяти килограмм, т.е. речь идет о грузе примерно в 1 500 тонн) должно иметь на борту восемь бомбард с двумя сотнями «камней» (круглые каменные ядра) и три бочонка с порохом, но добавляется, что на борту должно быть двадцать две кирасы, двадцать два стальных нагрудника, шесть боевых топоров, чтобы рубить такелаж и рангоут, три грапнеля с цепями, гвозди с широкой шляпкой, чаны с известью и жидким мылом, пики и стрелы.
Арсенал судна, естественно, включал в себя и обычное холодное оружие. Следует объяснить, что гвозди, рассыпанные по палубе, вместе с разлитым жидким мылом не давали возможности передвигаться по палубе; известь использовалась для того, чтобы ослепить противника и заставить его задыхаться; а факт обязательного наличия на борту кирас и пик свидетельствует о том, что исход морского сражения обычно решался в рукопашной схватке. В качестве курьеза можно привести книгу, написанную в 1439 г. французским адмиралом по имени Жан де Бейль и озаглавленную «Juvincel introduit aux armes», в которой греческий огонь, «дельфины» и даже ныряльщики, специально натренированные и обученные разрушать днища судов противника, включаются в состав судового вооружения.
У галеонов XVI в. весь арсенал состоял почти исключительно из огнестрельного, оружия. Декларация, выпущенная в 1584 г. французским королем Генрихом III, регламентировавшая, как должны быть вооружены суда определенных размеров (имелись в виду торговые, не военные суда), устанавливала, что суда с командой в сорок пять человек обязаны иметь две пушки «кардинал», четыре дальнобойных кулеврины, двенадцать «опорных» пушек и двенадцать огнеметов, но все еще предписывала иметь двадцать четыре пики и два серпа, чтобы резать такелаж, а также двенадцать арбалетов.
Описывая гребные суда, мы упоминали, что на галерах вся артиллерия находилась на носу, тогда как галеасы (большие трехмачтовые военные галеры) имели пушки на корме, плюс несколько крупнокалиберных мушкетов и аркебуз по обеим сторонам квартердека, установленных на дубовых уключинах. В противоположность этому на каракках, галеоилх и более совершенных судах основная артиллерия размещалась вдоль бортов, и лишь несколько пушек могли стрелять вперед и назад. Такой порядок обуславливался конструктивными особенностями: галеры и галеасы не имели палубы, на которой могла бы быть установлена артиллерия, тогда как парусные суда имели одну, две и три палубы, являвшиеся частью конструкции судна и поэтому способные выдерживать вес большого количества пушек крупных калибров. Следует подчеркнуть, что по соображениям остойчивости н во избежание нарушения прочности корпуса судна наиболее мощные, тяжелые орудия размещались на нижней палубе и соответственно более легкие — на верхних. Пушки на главной палубе, на баке и на юте могли стрелять сквозь отверстия в фальшбортах и ограждении. Эти отверстия не надо было закрывать во время движения судна. Однако пушки на нижних палубах должны были стрелять сквозь порты (отверстия в самих бортах судна). Когда судно находилось на марше, эти порты для безопасности должны были быть по возможности закрыты. Они имели четырехугольную форму, почти квадратную, и появились на каракках около 1450 г. Говорят, их изобрел французский плотник по имени Дешарде в 1410 г., и во Франции они получили название «sabords» («пушечные порты»). На фальшбортах галеасов уже практиковалась установка аркебуз и прочего мелкого огнестрельного оружия, но поскольку особенности конструкции планшира (деревянный брус, идущий поверх фальшборта, или бульварка, или вдоль шлюпочного борта, где в нем крепятся уключины для весел) едва ли могли обеспечить достаточно прочную и надежную опору, то было невозможно нагружать его оружием, более тяжелым, чем мог удержать человек с помощью железных скоб, на которые можно было опереть дуло.
Легкие пушки, размещавшиеся на носу галер, такие как фальконеты и кулеврины, имели деревянные стволы и лафеты без катков, и чтобы зарядить их, канониру необходимо было иметь к ним доступ спереди, со стороны дульного среза. В противоположность этому, орудия на каракках и галеонах, а также на военных кораблях и фрегатах устанавливались на колесных лафетах. Перезарядка пушек предусматривала откат их назад и возвращение к прежнему месту у борта, так что их приходилось катать взад и вперед при помощи талей, прикрепленных к палубе и бортам
Пушки со временем совершенствовались, и из предметов художественного мастерства — которыми они также являлись, — украшенных вычурными рельефными орнаментами, превращались
в простые бронзовые и стальные трубы. Каменные ядра были заменены на чугунные. Железные ядра могли выпускаться из орудий связанными цепью попарно, чтобы причинить больший урон неприятелю, ломая рангоуты, или раскаленными (так называемые «брандскугели»), чтобы вызвать на борту пожар. Даже к концу XIX столетия, когда начался век пара, корабельные пушки продолжали стрелять круглыми ядрами, не имели винтовой нарезки внутри ствола и заряжались с дула. Единственно заметным прогрессом было введение «карронад» — пушек, которые вместо колесных лафетов устанавливались на неподвижных, а вместо наведения на цель с помощью деревянных клиньев, забиваемых между стволом и лафетом, имели вертикальный винтовой подъемный механизм, расположенный между казенной частью орудия и лафетом.
Название орудия происходит от городка Каррон неподалеку от Фолкерка (залив Ферт-оф- Форт) в Шотландии, где в 1774 г. были впервые отлиты орудия этого типа.
Одним из особых видов оружия, введенным в XVI св., был брандер. Собственно, это не было оружие как таковое, а просто небольшое судно (или большая лодка), нагруженное легковоспламеняющимися материалами, которое пускалось по ветру в сторону неприятельских кораблей с целью поджечь их и вывести из строя.
Пушечный «sabord». На парусных судах орудия располагались на разных палубах вдоль бортов. Чтобы орудия на нижних палубах могли вести огонь, их стволы должны были высовываться из отверстий в бортах. Для предотвращения попадания воды при сильном волнении или при крене судна отверстия закрывались деревянными щитами, подвешенными за верхний край и открывавшимися наружу.
Карронада. Короткоствольное, заряжающееся с дула морское орудие, установленное на бесколесном лафете. Вместо того чтобы при наведении на цель подбивать деревянные клинья между казенной частью и лафетом, как практиковалось у пушек того времени, карронада имела вертикальный винтовой механизм, установленный между лафетом и казенной частью.
Морская пушка. Морские пушки имели бронзовый (позднее стальной) ствол, поддерживаемый двумя цапфами на деревянном лафете с четырьмя деревянными катками. Когда пушка готовилась к выстрелу, лафет подкатывали к борту судна, чтобы ствол высунулся из пушечного порта. Когда пушку, заряжающуюся с дула, надо было перезарядить, ее откатывали назад, чтобы заложить пороховой заряд, а ядро вкатывалось через дульное отверстие.