Флот после войны: фрегаты и корветы.
Флот после войны: фрегаты и корветы.
Названия фрегаты и корветы, используемые во время войны, сохранились и в послевоенный период, и корабли, ранее классифицировавшиеся как эсминцы, миноносцы и сторожевики, стали называть фрегатами - флот после войны начал восстанавливатся.
Более того, ВМС крупных держав, таких как Соединенные Штаты и Великобритания, передали значительное число своих старых фрегатов и корветов ВМС меньших стран. Наконец, британские ВМС переоборудовали некоторые эсминцы в противолодочные фрегаты и переименовали целый класс «Хаит» эсминцев сопровождения, заказанных в 1940-1943 гг., во фрегаты ПВО.
Для десяти эсминцев типов «О», «Р» и «7», построенных в 1941-1943 гг., конверсия была частичной и включала в себя изменения мостика, установку двух мортир «Сквид» или «Лимбо», замену четырех одиночных 4-дюймовых (102 мм) установок, одной сдвоенной или двух одиночных и изъятием торпедных установок - флот после войны реанимировался - появлялись новые виды фрегатов и корветов.
Для двадцати двух эсминцев типов «R», «Т», *U», «V», «№» и "Z" конверсия была более серьезной. Был модифицирован корпус, удлинен полубак почти до кормы, установлена центральная надстройка во всю ширину корабля. Четыре одиночные установки заменила одна двойная калибра 4 дюйма (102 мм) на кормовой части надстройки. Два сдвоенных зенитных пулемета калибра 1,5 дюйма (40 мм) были установлены перед мостиком, а в специальном колодце в кормовой части надстройки были две мортиры Лимбо или «Сквид».
Как только эсминцы сопровождения типа «Хант» вышли из употребления — это было сделано простой заменой классификации без каких-либо конструктивных изменений или изменений в вооружении. С тех пор как корабли стали именоваться фрегатами ПВО, у них вовсе не стало противолодочного оружия. Осталось лишь противовоздушное вооружение: от четырех до шести 4-дюймовых (102 мм) зениток и от двух до четырех 20-мм (0,7 дюйма) и 40-мм (1,5 дюйма) зенитных пулеметов - флот после войны восстал - фрегаты и корветы развивались.
В 1946-1950 гг. ВМС Соединенных Штатов подвергли конверсии семь кораблей типа «Гиринг» и восемнадцать «Флетчер», превратив их в охотников за подлодками (ASW эсминцы), обозначаемых DDE (не путать с DE — destroyer escort — эсминцы сопровождения). И в 1949-1950 гг. восемь эсминцев типа «Гиринг» (не завершенные в 1946 г.) были построены как DDE и образовали тип «Карпентер». Вооружение этих восьми кораблей состояло из четырех- шести 76-мм зениток на двух-трех спаренных установках — одной на носу и одной или двух на корме. Из противолодочного оружия они несли две реактивные глубинные бомбы «Уэпон Альфа» и два или три «Хеджехога» перед мостиком плюс несколько установок для сброса глубинных бомб в середине.
Семь модифицированных «Гирингов», образовавших тип «Дамато», несли четыре 5-дюймовых (127 мм) универсальных орудия на двух спаренных установках — одно на носу и одно на корме, от четырех до шести 3-дюймовых (76 мм) зенитных орудия и одну «Уэпон Альфу» перед мостиком. Восемнадцать «Флетчеров» имели на вооружении два 5-дюймовых (127 мм) орудия на двух одинарных платформах, одну «Уэпон Альфа» или «Хеджехог» перед мостиком и бортовые метательные установки для усиления флота после войны.
Примерами вновь построенных кораблей можно считать английские фрегаты типа «Леопард» (1955) и «Солсбери» (1953-1955), классифицируемые как фрегаты ПВО и имеющие дизельный двигатель, тогда как тип «Блэквуд» (1956) имел турбинную силовую установку, приводящую в движение единственный винт. Фрегаты типа «Леопард» и «Солсбери» можно считать гладко- палубными, и лишь короткий отрезок палубы на корме — уровень пониже. Надстройку, занимающую всю ширину корабля, венчает мостик и две высокие мачты для поддержки антенн радаров. На некоторых кораблях мачты во время переоборудования в 1963-1964 гг. заменили одной или двумя вентиляционными устройствами в башнях. Силовая установка состоит из восьми дизельных двигателей, по четыре на каждый вал винта, имеющих специальные гидравлические соединения. Тип «Леопард» имеет на вооружении четыре орудия калибра 4,5 дюйма (115 мм) в двух спаренных башнях, а «Солсбери» — два таких орудия в одной спаренной башне и два сдвоенных пулемета калибра 1,5 дюйма (40 мм) на корме. Противолодочное вооружение состоит из строенного «Сквида».
«Блэквуд» имеет полубак, надстройку во всю ширину корабля под мостиком и большую трубу. Противолодочное вооружение включает в себя две установки «Лимбо» на кормовой части надстройки и два-три зенитных пулемета. Торпедные установки впоследствии сняли.
ВМС США продолжали строительство эсминцев сопровождения (DE) типа «Дили» и «Эванс» в 1954-1957 гг для отстроения флота после войны. Эти корабли с полным водоизмещением 1 914 т имеют турбинную силовую установку и один винт. Они вооружены четырьмя 3-дюймовыми (76 мм) универсальными орудиями в двух спаленных башнях, установкой «Уэпон Альфа» и, первоначально, двумя строенными торпедными установками для самонаводящихся торпед ASW вместо глубинных бомб. В 1963 г. на некоторых кораблях вместо кормового 3-дюймового орудия установили ангар и площадку для беспилотного вертолета DASH.
С 1955-1956 гг. ВМС Японии также строят фрегаты. Одним из первых стал тип «Икадзуки» водоизмещением в грузу 1 300 т, вооруженный двумя 3-дюймовыми (76 мм) орудиями, одним «Хеджехогом», восьмью метательными установками и двумя направляющими для глубинных бомб. Двухвинтовые корабли имеют дизельную силовую установку.
Вторая группа из четырех судов, образующих тип «Исудзу» и вошедших в строй в 1961-1964 гг., имеет водоизмещение 1 711 т и также относится к двухвинтовым дизельным кораблям. Они несут вооружение из четырех 3- дюймовых (76 мм) орудий в двух установках, четырехствольного бомбомета, двух тройных самонаводящихся торпедных установок ,451^ и бомбосбрасывателей для глубинных бомб.
В период между 1955-1965 гг. ВМС Франции ввели в строй два класса сторожевых кораблей: один официально именовался «быстроходный эскорт» (четырнадцать кораблей, образовавших тип «Ле Норман»), а второй — «эскорт- разведчик» (девять кораблей типа «Коммандан Риьер»),
Корабли типа «Ле Норман», вошедшие в строй между 1956 и 1960 гг., водоизмещением I 700 т имели паровую турбину и два винта. Зенитное вооружение состояло из шести малых орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) на трех спаренных платформах — одной на носу и двух на корме, а противолодочное вооружение включало в себя двенадцать самонаводящихся торпед в четырех строенных установках, шестиствольную и две одноствольные мортиры и установку для сброса глубинных бомб.
Корабли «Коммандан Ривьер», принятые между 1962 и 1965 гг., водоизмещением 2 250 т имели на вооружении три зенитных орудия калибра 3,9 дюйма (100 мм) и два пулемета калибра 0,7 дюймов (20 мм). На них было установлено лишь шесть противолодочных торпед в двух строенных установках и четырехствольная мортира для глубинных бомб.
За весь десятилетний период советские ВМС строили лишь два типа фрегатов: «Рига» (приблизительно в 1952-1959 гг.) и «Кола» (1950- 1951). Оба класса имели турбинную силовую установку, первый с одной трубой, а последний — с двумя. Фрегаты «Рига» несли вооружение, состоявшее из трех орудий калибра 3,9 дюйма (100 мм) — два на носу и одно на корме, трех пулеметов калибра 1,4 дюйма (37 мм) и четыре установки для сброса глубинных бомб в качестве противолодочного оружия. Фрегаты «Кола» имели четыре орудия калибра 3,9 дюйма (100 мм) в четырех башнях — два на носу и два на корме, четыре пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм) и установки для сброса глубинных бомб.
Выполняя послевоенную программу перестройки, итальянские ВМС оснастили флот противолодочными фрегатами. Первыми стали четыре корабля типа «Чентауро» водоизмещением в полном грузу 2 200 т, имевшие паротурбинную силовую установку. Современный внешний вид им придавали изогнутый нос, ровная палуба, надстройка во всю ширину корабля в центральной его части и две трубы. Зенитное вооружение было интересно тем, что четыре 3-дюймовых (76 мм) орудия в двух спаренных башнях имели стволы наложенные друг на друга, а не расположенные рядом. Противолодочное вооружение состояло из одной трехствольной мортиры перед мостиком, двух бортовых и одной кормовой установки для сброса глубинных бомб. Следующими стали четыре фрегата типа «Бергамини», принятые в 1961-1962 гг. Это были двухвинтовые корабли с дизельной силовой установкой. Они образовали первый тип итальянских фрегатов, имевших вертолет, ангар и взлетную площадку. Водоизмещение этих кораблей составляло 1 650 т, а вооружение состояло из трех 3-дюймовых (76 мм) орудий в трех башнях — два на носу и одного на корме, одноствольной глубинной мортиры и шести противолодочных торпед в двух строенных установках.
Среди наиболее выдающихся кораблей ВМС второстепенных стран — канадские фрегаты типов «Аннаполис» и «Сен Лоран». Они похожи и характеризуются сейчас напоминающей коробку надстройкой и двумя трубами, расположенными рядом симметрично друг другу. Фрегаты типа «Сен Лоран» водоизмещением 28 000 т были приняты между 1956 и 1957 гг. Первоначально они имели лишь одну трубу и не имели ни ангара, ни вертолетной площадки. В 1961-1964 гг. в результате реконструкции появилась вторая труба. Корма также была модифицирована, получив уступ, или ступеньку, для глубинного сонара. Теперь они вооружены двумя 3-дюймовыми (76 мм) орудиями на сдвоенной платформе на носу, двумя установками «Лимбо» на корме и противолодочными торпедами. Фрегаты типа «Аннаполис» водоизмещением 3 000 т, вошедшие в строй в 1964 г., первоначально также имели только одну трубу, а ангар у них отсутствовал. Позже их модифицировали, оснастив двумя трубами, ангаром, взлетной палубой и ступенчатой кормой. Они несли то же вооружение, что и фрегаты типа «Сен Лоран». Еще одиннадцать кораблей типа «Рестигуш» и «Маккензи», аналогичных типу «Аннаполис», не получили таких усовершенствований.
В 1946-1951 гг. испанские ВМС заказали пять фрегатов типа «Пизарро» водоизмещением 2 246 т, имеющих паровую силовую установку. После до- оснащения их противолодочное вооружение состояло из одного «Хеджехога», восьми мортир, одной рельсовой дорожки для глубинных бомб и противолодочных торпед.
За период с 1955 по 1965 г., корабли, классифицирующиеся как фрегаты, еще строились. Это были итальянские «Альбатросы» и «Де Кристофаро», датские «Тритоны», аргентинские «Кинги», испанские «Атревидо».
Итальянские фрегаты «Альбатрос» и датские «Тритоны» строились в Италии на «Кантьере Наваль-мекканика ди Кастелламаре ди Стабиа» как часть американской программы взаимной оборонной помощи. Перроначально три корабля предназначались Италии, четыре — Дании и один Голландии. Спущенный на воду в 1955-1956 гг. фрегат, предназначенный Голландии, в 1961 г. был передан Италии и переименован в «Аквила». Двухвинтовые корабли водоизмещением 960 т имели дизельную силовую установку, ровную палубу и надстройку для мостика. Вооружение состояло из двух 3-дюймовых (76 мм) орудий, позже замененных на четыре пулемета калибра 1,5 дюйма (40 мм), двух «Хеджехогов», двух противолодочных торпедных аппаратов. Четыре фрегата типа «Де Кристофаро» (1965-1966) водоизмещением 940 т имели полубак, надстройку с мостиком и вооружение, включавшее в себя два 3-дюймовых (76 мм) орудия на носу и корме, мортиру для глубинных зарядов позади дымовой трубы и шесть противолодочных торпедных аппаратов в двух строенных установках.
Аргентинские корветы класса «Кинг» старой постройки 1938-1946 гг. водоизмещением 1000 т — с двухвальной дизельной силовой установкой — несли вооружение из четырех установок для сброса глубинных бомб в качестве противолодочного оружия. Более современные испанские «Атревидо», принятые между 1954 и 1960 гг., имели водоизмещение 1 135 т, дизельную силовую установку и несли противолодочное вооружение из четырех установок для сброса глубинных бомб, позже замененное двумя «Хеджехога- ми», тремя мортирами и двумя бомбосбрасывателями. Один из корветов типа «Атревидо» — «Дескубьерта», — введенный в строй 1 февраля 1955 г., выведен из состава флота, а остальные четыре корабля еще служат. Название «Дескубьерта» теперь дано построенному в 1978 г. фрегату.