суда разных флотов мира

История линкоров. Первый линейный корабль. Дредноут с 1855 по 1945 годы

Aspose.Words.211eb075-baa4-46eb-a520-1671859e745c.001История линкоров началась с того, что огромные парусные суда первой половины XIX столетия были вооружены пушками, размешав­шимися по бортам двумя или тремя батареями и стрелявшими круглыми железными ядрами.
История линкоров. Первый линейный корабль. Дредноут с 1855 по 1945 годы

В 1819 г. французский офицер артиллерии Пексан изобрел осколочный снаряд для сухопутных ору­дий. В полый корпус таких снарядов помешали заряд, который взрывался с помощью детониру­ющего запала, когда последнему сообщался удар в результате столкновения снаряда с целью (на­пример, со стеной фортификационного укрепле­ния). Взрыв внутреннего зарядного устройства разрывал корпус, осколки которого наносили го­раздо более серьезные повреждения людям и вооружению, чем это делал целый снаряд. Пос­ле ряда проведенных во Франции в 1834 г. экс­периментов по проверке пробивной способности снарядов Пексана на различных видах объектов, включая модели бортов кораблей, их стали ис­пользовать и для морских пушек. В результа­те этих опытов Пексан предложил повысить про­бивную устойчивость бортов, покрыв дерево железными пластинами – был создан первый дредноут. Таким образом, зароди­лась идея бронирования кораблей, которая была воплощена на практике лишь пятнадцатью года­ми позже – началась история линкоров, был создан первый линейный корабль. Другие эксперименты по проверке пробивной сопротивляемости бортов состоялись в 1843-1845 гг. Дерево покрывалось одним или несколькими слоями железных листов толщиной 12 и 15 мм. Но эта толщина была далека от толщины брони первых кораблей (10-12 см). Окончательные и решающие проверки были про­ведены в 1854 г., когда поражалась деревянная конструкция толщиной 42 см, покрытая желез­ной плитой толщиной 11 см. Они-то и привели к созданию в 1855 г. первых броненосных ко­раблей - дредноут, а именно пяти плавучих батарей: «Девастасьон», «Лэв», «Тоннант», «Фудруайян» и «Конгрев». Эти суда принимали участие в Крым­ской войне, в ходе которой стоит отметить два эпизода, оказавших огромное влияние на воору­жение и бронирование кораблей Первый имел место во время Синопского сражения, произо­шедшего 30 ноября 1853 г. между турецкими и русскими эскадрами. Турецкая эскадра была вооружена только 24-дюймовыми пушками, стре­лявшими ядрами весом 1I кг, русская — бомби- ческими, как тогда называли, пушками и оско­лочными снарядами. Сражение продемонстриро­вало результативность разрывных снарядов. Несмотря на свою малочисленность, русские кораб­ли практически уничтожили турецкую эскадру, ведя огонь снарядами Пексана, и при этом не получили никаких повреждений от ядер турецких пушек. Вторым эпизодом, подтвердившим эффек­тивность бронирования бортов кораблей, была бом­бардировка русской крепости Кинбурн 17 октяб­ря 1855 г. Французская морская эскадра, в со­став которой входили броненосные плавучие ба­тареи «Девастасьон», «Лэв» и «Тоннант», уничто­жила Кинбурн за четыре часа. Плавучие батареи остались невредимыми, даже несмотря на то, что «Девастасьон» получил шестьдесят четыре попа­дания (двадцать девять по бронированным бортам и тридцать пять по палубе), а «Тоннант» — шестьде­сят пять (пятьдесят пять из которых пришлись по бортам). Три попадания по «Девастасьону» пов­лекли за собой ранение восьми человек, а два по «Тоннанту» — девяти.

Учитывая уроки Крымской войны, французс­кий морской офицер Дюпре, командовавший «Тоннантом» при бомбардировке Кинбурна, предло­жил строить два типа первых линейных корабей - броненосцев: один для противостояния кораблям линейных флотилий, а другой — аналогичный броненосным плаву­чим батареям дредноутам — для использования против су­хопутных фортификационных сооружений. Хотя идея бронирования бортов должна приписывать­ся Пексану, именно капитан 3-го ранга Дюпре предложил строить военные броненосцы. Фран­цузское Морское ведомство одобрило идею Дюп­ре и приказало приступить к строительству бро­нированного фрегата «Глуар». Судно было за­ложено на тулонской верфи 4 марта 1858 г. по проекту инженера Дюпюи де Лома. Этот пер­вый броненосец был создан по образцу линей­ных парусно-паровых кораблей. Его орудийные батареи располагались по бортам и насчитыва­ли тридцать шесть 164-мм казнозарядных ору­дий (по восемнадцать вдоль каждого борта).

При расположении орудий первых линейных кораблей возникли две серьезные проблемы. Первая заключалась в недостаточной подвижности ору­дий, из-за которой корабль мог вести огонь, только если неприятель подходил с борта, в то время как винтовые движители позволяли при­ближаться к судну с любой стороны, особенно спереди и сзади. Вторая проблема затрагивала стойкость и живучесть бронированного покры­тия кораблей. Эти характеристики снижались из- за большого количества орудийных портов, каж­дое из которых имело значительные размеры.

Ранним представителем цельнобатарейного дредноута был броненосец с центральным рас­положением батареи. Он все еще наследовал не­достатки предшественника, однако имел меньшую зону размещения орудий, что сократило вес бро­ни. Примером первого броненосца с централь­ным расположением пушек может послужить бри­танский «Уоррио» (1860), имевший на вооруже­нии 28х178-мм и 4х203-мм орудий. Двадцать шесть 178-мм орудий образовывали батарею (по тринадцать с каждой стороны), которая разме­щалась в центральной части корпуса, защищен­ного на две трети его длины.

Развитие артиллерии привело к созданию на­водимых орудий, сектором стрельбы 90-100 гра­дусов, которые обычно обладали большим калиб­ром, чем не наводимые орудия.

Для второго этапа истории линкоров характерно даль­нейшее сокращение длины батареи, превратив­шейся в «центральную цитадель», внутри кото­рой размещалось меньшее количество орудий (орудия на четырех самых высоких точках были наводимыми), которые могли стрелять как впе­ред, так и назад. Примерами броненосцев с цен­тральной цитаделью являются немецкий «Кайзер» (1874), британский «Александра» (1875), австрий­ский «Тегеттхофф» (1878), французский «Девас- тасьон» (1879) и другие.

Орудия становились крупнее и, вместо вер­тлюжных или рельсовых установок, располага­лись на вращающихся платформах, вмещавших спаренные пушки.

Следующим этапом был переход к кораблям с барбетными цитаделями — судам смешанного типа, часть орудий которых помещалась в бата­реях, а часть — в барбетах на главной палубе. Таких кораблей было немного: британский «Те- мерер» (1876) и французский «Амираль Дюпер- рэ» (1879).

«Амираль Дюперрэ» следует относить не столь­ко к судам с центральной цитаделью, сколько к броненосцам с"центральной батареей и барбета­ми, поскольку его орудия располагались следую­щим образом: 14х140-мм (по семь с каждого борта) в кормовой части, 4х340-мм — в барбе­тах главной палубы, две из которых сзади (одно между грот- и бизань-мачтами и одно позади бизань-мачты), а две других симметрично между фок- и грот-мачтами.

Увеличение калибра основных орудий повлек­ло за собой исчезновение батарей, и вооруже­ние кораблей составляли лишь четыре огромные пушки, обычно помещавшиеся попарно как в башнях, так и в барбетных установках. Навер­ное, единственным примером броненосцев с ди­агональным расположением барбетов могут слу­жить итальянские корабли «Италия» и «Лепан- то» (1880), чье вооружение составляли 4x431- мм орудия, установленные попарно на двух плат­формах внутри диагональных барбетов, с толщи­ной броневой защиты 480 мм.

Первым линейным кораблем с башенной артиллерией был «Монитор», - дредноут построенный в 1861 г. шведским инженером Дж. Эриксоном для ВМС США. В единственной башне этого судна размещались два орудия калибром 280 мм. Идеи Эриксона были использованы капитаном британского флота Ку­пером Коулсом, который в 1864 г. спроектиро­вал и построил «Рольф Крэйк» — броненосную канонерскую лодку для датского флота, воору­женную четырьмя 203-мм орудиями в двух спа­ренных башнях. Первыми броненосцами с башен­ной артиллерией были британские «Монарх» (1868) и «Кэптэн» (1869) и немецкий «Пройссен» (1873). Все эти корабли все еще имели парусное вооружение, и их артиллерийские башни располагались вдоль осевой линии. Четыре 305-мм орудия «Монарха» находились в двух башнях, размещавшихся одна за другой между грот- и фок-мачтами на одном уровне с палубой надстрой­ки. У «Кэптэна» тоже были две башни с че­тырьмя 305-мм орудиями, но одна из них стояла между фок- и грот-мачтами, а другая — между грот- и бизань:мачтами; более того, обе башни находились на уровне главной палубы. Капитан 3-го ранга Коулс, отдавший распоряжение о стро­ительстве этих судов, поставил условие, чтобы башни «Кэптэна» размещались на уровне основ­ной палубы, поскольку считал, что в этом слу­чае корабль будет подставлять неприятельскому огню меньшую площадь своего борта, становясь при этом менее уязвимым, чем «Монарх». Но такая расстановка оказалась для «Кэптэна» фа­тальной: во время незначительного шторма в ночь на 6 сентября 1870 г. он опрокинулся из-за плохой остойчивости и затонул со всей коман­дой и капитаном Коулсом.

«Пройссен» был построен после гибели «Кэп­тэна». Его башни с четырьмя 260-мм орудиями находились далеко от воды и располагались так же, как на «Монархе», — обе между грот- и фок-мачтами. После двадцатилетнего периода меж­ду 1860 и 1880 г. строительство броненосцев с

парусным вооружением прекратилось. Наступил период коренных изменений судов этого типа. За несколько лет они приобрели форму корпуса и размещение. орудий, которые сохранились у современных линейных кораблей.

Прототипами этого развития были итальянс­кие броненосцы «Дуилио» и «Дандоло» и бри­танский «Инфлексибл», построенные в 1876 г. Вооружение этих кораблей составляли четыре крупнокалиберные пушки: 450-мм — на «Дуи­лио» и 405-мм на «Инфлексибле». Все эти ору­дия все еще заряжались с дула и помещались в двух башнях в середине корабля, а не вдоль продольной оси, как на «Монархе», «Кэптэне» и «Пройссене». Ближняя к носу башня итальянс­ких судов находилась у правого борта, а на «Инфлексибле» — у левого. Эти корабли называ­ли диагонально-башенными. Их башни возвышались над центральной цитаделью, покрытой 430-мм бро­ней на итальянских судах и 305 + 203-мм — на британских. Толщина башенной брони была такой же. Диагональное размещение башен просущество­вало недолго: у британского флота были «Колоссус» и «Маджестик» (1882), у итальянцев — «Руд- жеро ди Лаурио», «Андреа Дориа» и «Франчес- ко Морозини» (1885), по образцу которого в США был построен «Тексас» (1892).

К концу 1880-х гг. расположение орудийных башен по продольной оси корабля (одна впере­ди, другая сзади) стало стандартным. Такое рас­положение впервые использовалось на барбет- ных броненосцах, а позднее и на других башен­ных судах. Уже в 1882 г. шесть британских броненосцев типа «Коллингвуд» имели на воору­жении 4х305-мм орудия в барбетах: они распо­лагались попарно — один барбет перед надстрой­кой, а другой позади нее.

В 1883 г. на четырех французских броненос­цах типа «Индомтабль» стояли 2х420-мм орудия в двух барбетах (один впереди, другой сзади), чьи оси находились на центральной линии. В 1891 г. семь британских броненосцев типа «Ройял Сов- рин» имели на вооружении 4х343-мм орудия в двух барбетах (один впереди, другой сзади).

Открытые барбеты не защищали орудийные расчеты от легкой артиллерии, роль которой на­чала возрастать с 1880 г. Поэтому казенная часть орудий закрывалась металлической конструкцией, которой не нужна была такая же прочность, как башням. Позднее эта конструкция была утолще­на до барбетной брони и стала похожей на со­временную башню. Броненосцы такого типа назы­вались барбетно-башенными. Оси барбетных ба­шен тоже размещались на центральной линии — одна впереди, другая сзади. Примерами барбет- но-башенных броненосцев могут служить фран­цузские броненосцы типа «Амираль Боден» (1883), вооруженные 2х370-мм орудиями; фран­цузские «Мажента», «Марсо» и «Нептун» (1890), вооруженные 4х305-мм орудиями в четырех бар­бетных башнях (одна впереди и одна сзади вдоль центральной линии и две симметрично по бор­там в середине' корабля) и итальянские «Ре Умберто», «Сичилья» и «Сарденья» с четырьмя 343- мм орудиями в двух парных установках, одна впереди и одна сзади. Наконец, у четырех не­мецких кораблей типа «Бранденбург» 1891 г. было 6х280-мм орудий в трех барбетных башнях (одна впереди, одна сзади и одна в середине корабля). Оси всех трех башен размещались вдоль цен­тральной линии.

В конце столетия орудия всех линкоров, впос­ледствии известных как «пре-дредноуты», разме­щались в башнях. Помимо башен для орудий главного калибра, у многих этих судов были башни для среднекалиберных орудий, которые на других кораблях находились в батарейных казе­матах или на надстройках.

Например, у трех русских кораблей типа «Петропавловск» (1894) кроме 4х305-мм орудий в двух спаренных башнях (одна впереди, другая сза­ди), имелось 8x152 мм орудий в 4-х спаренных баш­нях, по две с каждого борта в средней части суд­на. У американских кораблей типа «Кирсардж» (1898) вдобавок к 4х330-мм орудиям в двух спа­ренных башнях имелось еще и 4х203-мм орудия в двух спаренных башнях. У японских кораблей типа «Сикисима» (1898) было и 4х305-мм орудия в двух спаренных барбетных башнях и 14х152-мм средне-' калиберных орудий в казематах, расположенных по бортам (восемь на галерейной палубе и шесть в надстройке на главной палубе). У русских броне­носцев типа «Князь Потемкин Таврический», ав­стрийских «Хабсбургов» и итальянских «Бринов» (1901) тоже имелась среднекалиберная казематная и центрально-цитадельная артиллерия.

Последующие огромные изменения в воору­жении кораблей привели к появлению дредноу­тов, которые вместе с линейными крейсерами сыграли важную роль в первой мировой войне.

Как уже отмечалось, броненосцы конца 1800-х годов имели вооружение из нескольких орудий главного калибра (обычно из четырех), которые были основным оружием в дальнем бою. Кроме этих орудий, имелось еще множество других, так называемых среднекалиберных, применявшихся в ближних боях против других броненосцев и крей­серов. Существовали орудия еще меньшего ка­либра. Их называли противоторпедными и ис­пользовали для борьбы с миноносцами, которые атаковали корабли с очень близкого расстояния, из-за малого радиуса действия торпед. Послед­ние, чтобы "лучше поражать цель, должны были запускаться с расстояния около 900 м, а то и меньше. Все эти орудия и боеприпасы создавали серьезные проблемы с хранением. Более того, ближний бой между крупными кораблями на практике оказался несбыточной мечтой. Напри­мер, во время Цусимского сражения русские и японские броненосцы вели огонь с максималь­ной дальности действия своих самых тяжелых орудий, подтвердив тем самым бесполезность среднекалиберных орудий.

Таким образом, зародилась идея создания од­нокалиберных кораблей, другими словами, идея линейных кораблей — линкоров, которые имели на вооружении значительное количество крупно­калиберных (восемь или десять) и несколько противоторпедных орудий вместо немногочислен­

ных крупнокалиберных и других среднекалибер­ных пушек.

Эту теорию выдвинул начальник инженерной службы ВМС Италии полковник Витторио Куни- берти в своей статье, опубликованной в 1903 г. в издании «Джейнс Файтинг Шипе». В те дни издатели этого ежегодника в каждом номере пред­лагали тему обсуждения для ведущих военно-морских инженеров разных стран. В 1903 г. ставил­ся вопрос об идеальных характеристиках воен­ного корабля для британского флота.

Куниберти предложил броненосец с 12x305- мм орудиями, защищенный 305-мм броней и спо­собный развивать скорость 20-22 узла, что пре­вышало скорость пре-дредноутов (18-19 узлов). Увеличение скорости корабля позволяло ему быс­тро приблизиться к более медленным вражеским линкорам и атаковать своими двенадцатью ору­диями, при этом почти утроив силу огня по сравнению с силой огня четырех орудий обыч­ных линейных кораблей. В неблагоприятной для него ситуации новый линкор мог с легкостью отойти назад, пользуясь своим преимуществом в скорости, и приостановить ведение огня, когда пожелает, поджидая удобного момента для воз­обновления атаки. Морские эскадры стали бы вести бои только основными орудиями при мак­симальной дальности, так что вес, сэкономлен­ный на вспомогательном вооружении, мог быть использован для увеличения главной артиллерии. Адмирал Фишер, главнокомандующий британско­го флота, с большим воодушевлением приветство­вал идею Куниберти и утвердил прототип одно­калиберного судна под названием «Дредноут», ко­торый вошел в строй 31 декабря 1906 г.

Этот корабль имел на вооружении 10х305-мм и 23х76-мм орудия. Среднекалиберная артилле­рия, которая на ранних британских судах типа «Кинг Эдвард VII» (спущен на воду в 1905 г.), насчитывала 4х234-мм и 10х152-мм орудий, ис­чезла.

Отказ от среднекалиберного вооружения на дредноутах, построенных сразу же за прототи­пом, был неполным. Помимо десяти-двенадцати орудий главного калибра на них было двенадцать-двадцать среднекалиберных пушек. В неко­торых случаях это были противоторпедные ору­дия, чей увеличившийся калибр был следствием увеличения радиуса действия торпед и размеров эсминцев. Однако немцы и австрийцы сохраняли орудия среднего калибра вдобавок к имевшему­ся антиторпедному вооружению меньшего калиб­ра. Например, немецкие корабли типа «Нассау» (1908) имели 12х280-мм орудий главного калиб­ра и 12х150-мм среднего калибра. На русских кораблях типа «Гангут» (1911) было 12х305-мм и 16х120-мм орудий, а на австрийских типа «Вири- бус Юнитис» (1911) — 12х305-мм и 12х150-мм. Даже британские линкоры, построенные сразу же за «Дредноутом» (три корабля типа «Беллерофон» 1907 г. и три типа «Сент Винсент» 1908 г.) имели на вооружении 10х305-мм орудий главно­го калибра и 16-18х102-мм. среднего.

Десять 305-мм орудий «Дредноута» были в пяти спаренных башнях. Оси трех из них нахо­дились на центральной линии (одна впереди и две сзади) плюс две, расположенные симметрич­но по бортам в середине корабля.

Бортовые башни также впервые появились на германских линкорах типа «Нассау», которые вместо двух, как на «Дредноуте», имели четыре, по две на каждый борт, плюс две другие спа­ренные башни (одна впереди и одна сзади). Но вскоре главные орудия стали устанавливать в башнях, оси которых размещались на централь­ной линии (по две спереди и две сзади). Но в некоторых случаях, как это было на британских кораблях типа «Кинг ДжорджУ» (1911), фран­цузских типа «Бретань» (1913) и немецких типа «Кёниг» (1913), одна или две башни находились в средней части судна. У итальянских линкоров типа «Конте ди Кавур» (1911) тоже было пять башен.

Первым линкором с тремя орудиями на одну башню был итальянский «Данте Алигьери»

, вооруженный 12х306-мм орудиями в четырех строенных башнях — одна впереди, одна сзади и две посредине, — оси всех башен находились на центральной линии. Аналогичное размещение четырех строенных башен было на русских судах типа «Гангут» (1911), австрийс­ких «Вирибус Юнитис» (1911) и американских «Пенсильвания», «Нью Мексико» и «Теннесси»

. У американских судов типа «Арканзас» (1911), японских типа «Фусо» (1914) и фран­цузских типа «Жан Бар» (1911) имелось две башни впереди, две у миделя и две сзади, оси которых располагались на центральной линии, причем у кораблей типа «Жан Бар» две сред­ние башни стояли симметрично по бортам. Кораблем с. рекордным числом башен с крупно­калиберными орудиями был британский «Эджин- корт» (1913). В семи его башнях (две впереди, две посредине и три сзади) помещалось 14x305- мм орудий. Впоследствии было принято уста­навливать всего четыре башни: две впереди и две сзади. На некоторых типах кораблей в край­них башнях (другими словами, в более низких на носу и на корме) находилось по три орудия в каждой, в то время как в более высоких — только по два. Общее число орудий равнялось десяти, как это было на итальянских судах типа «Конте ди Кавур» после модернизации 1935- 1938 гг.

Единственными судами с четырьмя спаренны­ми башнями были американские корабли типа «Саут Каролина» и испанские типа «Эспанья» (8х305-мм орудий), немецкие типа «Бадей» (8x381- мм), японские типа «Конго» (8х356-мм орудий), британские «Куин Элизабет», «Ройял Соврин» и «Худ» (8x381-мм орудий), японские «Нагато» и аме­риканские «Уэст Вирджиния* (8х406-мм орудий).

После первой мировой войны на основании Вашингтонского договора водоизмещение линко­ров было ограничено до 35 ООО т, а калибр ору­дий — до 406 мм. Каждая крупная морская дер­жава должна была также иметь тоннажную «кво­ту» для своих линейных судов. Эти ограничения относились к странам, подписавшим договор: Ве­ликобритании, США, Японии, Франции и Италии. Для Германии, которая была побежденной стра­ной, ограничения устанавливались мирным дого­вором. Австрийский флот исчез в результате тер­риториального раздела, после которого Австрия лишилась выходов к морю. Российский флот (до 1917 г. бывший Великим императорским флотом), пережил упадок после революции и вплоть до окончания второй мировой войны не играл су­щественной роли.

Несмотря на ограничения Вашингтонского до­говора, (Технологический прогресс привел разви­тие линкоров к наивысшей точке. И поскольку Вашингтонский договор запрещал построение но­вых линкоров в течение десяти лет, новые типы были заложены с 1930—1935 гг. в период перево­оружения, предшествовавшего второй мировой войне. Корабли, построенные между 1930 и 1945 г., назывались «супердредноутами», или быстроход­ными линкорами. Само название предполагает, что их боевые качества значительно превышали бое­вые качества дредноутов, построенных в I905— 1925 гг. Они могли ходить быстрее 20—22 узлов, как это было у предшественников, которые, со­гласно теориям Куниберти, были быстроходнее, чем пре-дредноуты. Французские корабли типа «Дюнкерк» (1935) развивали скорость 29,5 узлов; немецкие типа «Шарнхорст» (1936) — 31,5 уз­лов; итальянские «Литторио» (1937) — 30 узлов; французские «Ришелье* (1939) — 30 узлов; аме­риканские «Норт Каролина» (1941) и «Саут Да­кота» (1942) — 27,5 узлов. Японские суда типа «Ямато» (1940) были самыми большими в мире линкорами и поэтому самыми медленными. Их ско­рость составляла лишь 27 узлов. Самыми быс­

трыми были корабли типа «Айова» (США), развивавшие скорость 32,5 узлов.

Что касается расположения орудий, то сба- • лансированная планировка одной его половины впереди, а другой сзади была заменена разме­щением большей части вооружения в передней огневой зоне.

Именно поэтому на британских линкорах «Нелсон» и «Родни» (1925), вооруженных 9x406- мм орудиями, все три строенные башни нахо­дились впереди. Однако из-за даты постройки их можно считать судами переходного типа. Во­оружение французских кораблей «Дюнкерк» и «Ришелье» тоже располагалось спереди: по 8х330-мм и 8х380-мм орудий соответственно в двух счетверенных башнях.

Но наиболее часто орудия находились в трех строенных башнях: две впереди и одна сзади. На всех супердредноутах имелось зенитное во­оружение, которое, как показала война, оказа­лось недостаточным и нуждалось в увеличе­нии. На французских судах типа «Дюнкерк» (1935) было 16х128-мм универсальных орудий и сорок зенитных пулеметов. На немецких судах типа «Шарнхорст» и итальянских «Литторио» (1937) была противоторпедная артиллерия и спе­циальные среднекалиберные зенитные орудия и пулеметы. Если точнее, то у немцев было 14x105- мм и у итальянцев 12х90-мм орудий. Французс­кие корабли типа «Ришелье» имели на воору­жении 12х100-мм орудий; американские типа «Норт Каролина», «Алабама» и «Миссури» (1944) были вооружены 20х127-мм универсаль­ными пушками. Линкор «Миссури» имел так­же на вооружении сто тридцать зенитных пу­леметов.

Обычно в состав вооружения быстроходных линкоров торпеды не входили (исключение пред­ставляли «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Тирпитц»), поскольку все они имели ло одной или две ка­тапульты и несколько разведывательных гидро­самолетов.