История линкоров. Первый линейный корабль. Дредноут с 1855 по 1945 годы
История линкоров началась с того, что огромные парусные суда первой половины XIX столетия были вооружены пушками, размешавшимися по бортам двумя или тремя батареями и стрелявшими круглыми железными ядрами.
История линкоров. Первый линейный корабль. Дредноут с 1855 по 1945 годы
В 1819 г. французский офицер артиллерии Пексан изобрел осколочный снаряд для сухопутных орудий. В полый корпус таких снарядов помешали заряд, который взрывался с помощью детонирующего запала, когда последнему сообщался удар в результате столкновения снаряда с целью (например, со стеной фортификационного укрепления). Взрыв внутреннего зарядного устройства разрывал корпус, осколки которого наносили гораздо более серьезные повреждения людям и вооружению, чем это делал целый снаряд. После ряда проведенных во Франции в 1834 г. экспериментов по проверке пробивной способности снарядов Пексана на различных видах объектов, включая модели бортов кораблей, их стали использовать и для морских пушек. В результате этих опытов Пексан предложил повысить пробивную устойчивость бортов, покрыв дерево железными пластинами – был создан первый дредноут. Таким образом, зародилась идея бронирования кораблей, которая была воплощена на практике лишь пятнадцатью годами позже – началась история линкоров, был создан первый линейный корабль. Другие эксперименты по проверке пробивной сопротивляемости бортов состоялись в 1843-1845 гг. Дерево покрывалось одним или несколькими слоями железных листов толщиной 12 и 15 мм. Но эта толщина была далека от толщины брони первых кораблей (10-12 см). Окончательные и решающие проверки были проведены в 1854 г., когда поражалась деревянная конструкция толщиной 42 см, покрытая железной плитой толщиной 11 см. Они-то и привели к созданию в 1855 г. первых броненосных кораблей - дредноут, а именно пяти плавучих батарей: «Девастасьон», «Лэв», «Тоннант», «Фудруайян» и «Конгрев». Эти суда принимали участие в Крымской войне, в ходе которой стоит отметить два эпизода, оказавших огромное влияние на вооружение и бронирование кораблей Первый имел место во время Синопского сражения, произошедшего 30 ноября 1853 г. между турецкими и русскими эскадрами. Турецкая эскадра была вооружена только 24-дюймовыми пушками, стрелявшими ядрами весом 1I кг, русская — бомби- ческими, как тогда называли, пушками и осколочными снарядами. Сражение продемонстрировало результативность разрывных снарядов. Несмотря на свою малочисленность, русские корабли практически уничтожили турецкую эскадру, ведя огонь снарядами Пексана, и при этом не получили никаких повреждений от ядер турецких пушек. Вторым эпизодом, подтвердившим эффективность бронирования бортов кораблей, была бомбардировка русской крепости Кинбурн 17 октября 1855 г. Французская морская эскадра, в состав которой входили броненосные плавучие батареи «Девастасьон», «Лэв» и «Тоннант», уничтожила Кинбурн за четыре часа. Плавучие батареи остались невредимыми, даже несмотря на то, что «Девастасьон» получил шестьдесят четыре попадания (двадцать девять по бронированным бортам и тридцать пять по палубе), а «Тоннант» — шестьдесят пять (пятьдесят пять из которых пришлись по бортам). Три попадания по «Девастасьону» повлекли за собой ранение восьми человек, а два по «Тоннанту» — девяти.
Учитывая уроки Крымской войны, французский морской офицер Дюпре, командовавший «Тоннантом» при бомбардировке Кинбурна, предложил строить два типа первых линейных корабей - броненосцев: один для противостояния кораблям линейных флотилий, а другой — аналогичный броненосным плавучим батареям дредноутам — для использования против сухопутных фортификационных сооружений. Хотя идея бронирования бортов должна приписываться Пексану, именно капитан 3-го ранга Дюпре предложил строить военные броненосцы. Французское Морское ведомство одобрило идею Дюпре и приказало приступить к строительству бронированного фрегата «Глуар». Судно было заложено на тулонской верфи 4 марта 1858 г. по проекту инженера Дюпюи де Лома. Этот первый броненосец был создан по образцу линейных парусно-паровых кораблей. Его орудийные батареи располагались по бортам и насчитывали тридцать шесть 164-мм казнозарядных орудий (по восемнадцать вдоль каждого борта).
При расположении орудий первых линейных кораблей возникли две серьезные проблемы. Первая заключалась в недостаточной подвижности орудий, из-за которой корабль мог вести огонь, только если неприятель подходил с борта, в то время как винтовые движители позволяли приближаться к судну с любой стороны, особенно спереди и сзади. Вторая проблема затрагивала стойкость и живучесть бронированного покрытия кораблей. Эти характеристики снижались из- за большого количества орудийных портов, каждое из которых имело значительные размеры.
Ранним представителем цельнобатарейного дредноута был броненосец с центральным расположением батареи. Он все еще наследовал недостатки предшественника, однако имел меньшую зону размещения орудий, что сократило вес брони. Примером первого броненосца с центральным расположением пушек может послужить британский «Уоррио» (1860), имевший на вооружении 28х178-мм и 4х203-мм орудий. Двадцать шесть 178-мм орудий образовывали батарею (по тринадцать с каждой стороны), которая размещалась в центральной части корпуса, защищенного на две трети его длины.
Развитие артиллерии привело к созданию наводимых орудий, сектором стрельбы 90-100 градусов, которые обычно обладали большим калибром, чем не наводимые орудия.
Для второго этапа истории линкоров характерно дальнейшее сокращение длины батареи, превратившейся в «центральную цитадель», внутри которой размещалось меньшее количество орудий (орудия на четырех самых высоких точках были наводимыми), которые могли стрелять как вперед, так и назад. Примерами броненосцев с центральной цитаделью являются немецкий «Кайзер» (1874), британский «Александра» (1875), австрийский «Тегеттхофф» (1878), французский «Девас- тасьон» (1879) и другие.
Орудия становились крупнее и, вместо вертлюжных или рельсовых установок, располагались на вращающихся платформах, вмещавших спаренные пушки.
Следующим этапом был переход к кораблям с барбетными цитаделями — судам смешанного типа, часть орудий которых помещалась в батареях, а часть — в барбетах на главной палубе. Таких кораблей было немного: британский «Те- мерер» (1876) и французский «Амираль Дюпер- рэ» (1879).
«Амираль Дюперрэ» следует относить не столько к судам с центральной цитаделью, сколько к броненосцам с"центральной батареей и барбетами, поскольку его орудия располагались следующим образом: 14х140-мм (по семь с каждого борта) в кормовой части, 4х340-мм — в барбетах главной палубы, две из которых сзади (одно между грот- и бизань-мачтами и одно позади бизань-мачты), а две других симметрично между фок- и грот-мачтами.
Увеличение калибра основных орудий повлекло за собой исчезновение батарей, и вооружение кораблей составляли лишь четыре огромные пушки, обычно помещавшиеся попарно как в башнях, так и в барбетных установках. Наверное, единственным примером броненосцев с диагональным расположением барбетов могут служить итальянские корабли «Италия» и «Лепан- то» (1880), чье вооружение составляли 4x431- мм орудия, установленные попарно на двух платформах внутри диагональных барбетов, с толщиной броневой защиты 480 мм.
Первым линейным кораблем с башенной артиллерией был «Монитор», - дредноут построенный в 1861 г. шведским инженером Дж. Эриксоном для ВМС США. В единственной башне этого судна размещались два орудия калибром 280 мм. Идеи Эриксона были использованы капитаном британского флота Купером Коулсом, который в 1864 г. спроектировал и построил «Рольф Крэйк» — броненосную канонерскую лодку для датского флота, вооруженную четырьмя 203-мм орудиями в двух спаренных башнях. Первыми броненосцами с башенной артиллерией были британские «Монарх» (1868) и «Кэптэн» (1869) и немецкий «Пройссен» (1873). Все эти корабли все еще имели парусное вооружение, и их артиллерийские башни располагались вдоль осевой линии. Четыре 305-мм орудия «Монарха» находились в двух башнях, размещавшихся одна за другой между грот- и фок-мачтами на одном уровне с палубой надстройки. У «Кэптэна» тоже были две башни с четырьмя 305-мм орудиями, но одна из них стояла между фок- и грот-мачтами, а другая — между грот- и бизань:мачтами; более того, обе башни находились на уровне главной палубы. Капитан 3-го ранга Коулс, отдавший распоряжение о строительстве этих судов, поставил условие, чтобы башни «Кэптэна» размещались на уровне основной палубы, поскольку считал, что в этом случае корабль будет подставлять неприятельскому огню меньшую площадь своего борта, становясь при этом менее уязвимым, чем «Монарх». Но такая расстановка оказалась для «Кэптэна» фатальной: во время незначительного шторма в ночь на 6 сентября 1870 г. он опрокинулся из-за плохой остойчивости и затонул со всей командой и капитаном Коулсом.
«Пройссен» был построен после гибели «Кэптэна». Его башни с четырьмя 260-мм орудиями находились далеко от воды и располагались так же, как на «Монархе», — обе между грот- и фок-мачтами. После двадцатилетнего периода между 1860 и 1880 г. строительство броненосцев с
парусным вооружением прекратилось. Наступил период коренных изменений судов этого типа. За несколько лет они приобрели форму корпуса и размещение. орудий, которые сохранились у современных линейных кораблей.
Прототипами этого развития были итальянские броненосцы «Дуилио» и «Дандоло» и британский «Инфлексибл», построенные в 1876 г. Вооружение этих кораблей составляли четыре крупнокалиберные пушки: 450-мм — на «Дуилио» и 405-мм на «Инфлексибле». Все эти орудия все еще заряжались с дула и помещались в двух башнях в середине корабля, а не вдоль продольной оси, как на «Монархе», «Кэптэне» и «Пройссене». Ближняя к носу башня итальянских судов находилась у правого борта, а на «Инфлексибле» — у левого. Эти корабли называли диагонально-башенными. Их башни возвышались над центральной цитаделью, покрытой 430-мм броней на итальянских судах и 305 + 203-мм — на британских. Толщина башенной брони была такой же. Диагональное размещение башен просуществовало недолго: у британского флота были «Колоссус» и «Маджестик» (1882), у итальянцев — «Руд- жеро ди Лаурио», «Андреа Дориа» и «Франчес- ко Морозини» (1885), по образцу которого в США был построен «Тексас» (1892).
К концу 1880-х гг. расположение орудийных башен по продольной оси корабля (одна впереди, другая сзади) стало стандартным. Такое расположение впервые использовалось на барбет- ных броненосцах, а позднее и на других башенных судах. Уже в 1882 г. шесть британских броненосцев типа «Коллингвуд» имели на вооружении 4х305-мм орудия в барбетах: они располагались попарно — один барбет перед надстройкой, а другой позади нее.
В 1883 г. на четырех французских броненосцах типа «Индомтабль» стояли 2х420-мм орудия в двух барбетах (один впереди, другой сзади), чьи оси находились на центральной линии. В 1891 г. семь британских броненосцев типа «Ройял Сов- рин» имели на вооружении 4х343-мм орудия в двух барбетах (один впереди, другой сзади).
Открытые барбеты не защищали орудийные расчеты от легкой артиллерии, роль которой начала возрастать с 1880 г. Поэтому казенная часть орудий закрывалась металлической конструкцией, которой не нужна была такая же прочность, как башням. Позднее эта конструкция была утолщена до барбетной брони и стала похожей на современную башню. Броненосцы такого типа назывались барбетно-башенными. Оси барбетных башен тоже размещались на центральной линии — одна впереди, другая сзади. Примерами барбет- но-башенных броненосцев могут служить французские броненосцы типа «Амираль Боден» (1883), вооруженные 2х370-мм орудиями; французские «Мажента», «Марсо» и «Нептун» (1890), вооруженные 4х305-мм орудиями в четырех барбетных башнях (одна впереди и одна сзади вдоль центральной линии и две симметрично по бортам в середине' корабля) и итальянские «Ре Умберто», «Сичилья» и «Сарденья» с четырьмя 343- мм орудиями в двух парных установках, одна впереди и одна сзади. Наконец, у четырех немецких кораблей типа «Бранденбург» 1891 г. было 6х280-мм орудий в трех барбетных башнях (одна впереди, одна сзади и одна в середине корабля). Оси всех трех башен размещались вдоль центральной линии.
В конце столетия орудия всех линкоров, впоследствии известных как «пре-дредноуты», размещались в башнях. Помимо башен для орудий главного калибра, у многих этих судов были башни для среднекалиберных орудий, которые на других кораблях находились в батарейных казематах или на надстройках.
Например, у трех русских кораблей типа «Петропавловск» (1894) кроме 4х305-мм орудий в двух спаренных башнях (одна впереди, другая сзади), имелось 8x152 мм орудий в 4-х спаренных башнях, по две с каждого борта в средней части судна. У американских кораблей типа «Кирсардж» (1898) вдобавок к 4х330-мм орудиям в двух спаренных башнях имелось еще и 4х203-мм орудия в двух спаренных башнях. У японских кораблей типа «Сикисима» (1898) было и 4х305-мм орудия в двух спаренных барбетных башнях и 14х152-мм средне-' калиберных орудий в казематах, расположенных по бортам (восемь на галерейной палубе и шесть в надстройке на главной палубе). У русских броненосцев типа «Князь Потемкин Таврический», австрийских «Хабсбургов» и итальянских «Бринов» (1901) тоже имелась среднекалиберная казематная и центрально-цитадельная артиллерия.
Последующие огромные изменения в вооружении кораблей привели к появлению дредноутов, которые вместе с линейными крейсерами сыграли важную роль в первой мировой войне.
Как уже отмечалось, броненосцы конца 1800-х годов имели вооружение из нескольких орудий главного калибра (обычно из четырех), которые были основным оружием в дальнем бою. Кроме этих орудий, имелось еще множество других, так называемых среднекалиберных, применявшихся в ближних боях против других броненосцев и крейсеров. Существовали орудия еще меньшего калибра. Их называли противоторпедными и использовали для борьбы с миноносцами, которые атаковали корабли с очень близкого расстояния, из-за малого радиуса действия торпед. Последние, чтобы "лучше поражать цель, должны были запускаться с расстояния около 900 м, а то и меньше. Все эти орудия и боеприпасы создавали серьезные проблемы с хранением. Более того, ближний бой между крупными кораблями на практике оказался несбыточной мечтой. Например, во время Цусимского сражения русские и японские броненосцы вели огонь с максимальной дальности действия своих самых тяжелых орудий, подтвердив тем самым бесполезность среднекалиберных орудий.
Таким образом, зародилась идея создания однокалиберных кораблей, другими словами, идея линейных кораблей — линкоров, которые имели на вооружении значительное количество крупнокалиберных (восемь или десять) и несколько противоторпедных орудий вместо немногочислен
ных крупнокалиберных и других среднекалиберных пушек.
Эту теорию выдвинул начальник инженерной службы ВМС Италии полковник Витторио Куни- берти в своей статье, опубликованной в 1903 г. в издании «Джейнс Файтинг Шипе». В те дни издатели этого ежегодника в каждом номере предлагали тему обсуждения для ведущих военно-морских инженеров разных стран. В 1903 г. ставился вопрос об идеальных характеристиках военного корабля для британского флота.
Куниберти предложил броненосец с 12x305- мм орудиями, защищенный 305-мм броней и способный развивать скорость 20-22 узла, что превышало скорость пре-дредноутов (18-19 узлов). Увеличение скорости корабля позволяло ему быстро приблизиться к более медленным вражеским линкорам и атаковать своими двенадцатью орудиями, при этом почти утроив силу огня по сравнению с силой огня четырех орудий обычных линейных кораблей. В неблагоприятной для него ситуации новый линкор мог с легкостью отойти назад, пользуясь своим преимуществом в скорости, и приостановить ведение огня, когда пожелает, поджидая удобного момента для возобновления атаки. Морские эскадры стали бы вести бои только основными орудиями при максимальной дальности, так что вес, сэкономленный на вспомогательном вооружении, мог быть использован для увеличения главной артиллерии. Адмирал Фишер, главнокомандующий британского флота, с большим воодушевлением приветствовал идею Куниберти и утвердил прототип однокалиберного судна под названием «Дредноут», который вошел в строй 31 декабря 1906 г.
Этот корабль имел на вооружении 10х305-мм и 23х76-мм орудия. Среднекалиберная артиллерия, которая на ранних британских судах типа «Кинг Эдвард VII» (спущен на воду в 1905 г.), насчитывала 4х234-мм и 10х152-мм орудий, исчезла.
Отказ от среднекалиберного вооружения на дредноутах, построенных сразу же за прототипом, был неполным. Помимо десяти-двенадцати орудий главного калибра на них было двенадцать-двадцать среднекалиберных пушек. В некоторых случаях это были противоторпедные орудия, чей увеличившийся калибр был следствием увеличения радиуса действия торпед и размеров эсминцев. Однако немцы и австрийцы сохраняли орудия среднего калибра вдобавок к имевшемуся антиторпедному вооружению меньшего калибра. Например, немецкие корабли типа «Нассау» (1908) имели 12х280-мм орудий главного калибра и 12х150-мм среднего калибра. На русских кораблях типа «Гангут» (1911) было 12х305-мм и 16х120-мм орудий, а на австрийских типа «Вири- бус Юнитис» (1911) — 12х305-мм и 12х150-мм. Даже британские линкоры, построенные сразу же за «Дредноутом» (три корабля типа «Беллерофон» 1907 г. и три типа «Сент Винсент» 1908 г.) имели на вооружении 10х305-мм орудий главного калибра и 16-18х102-мм. среднего.
Десять 305-мм орудий «Дредноута» были в пяти спаренных башнях. Оси трех из них находились на центральной линии (одна впереди и две сзади) плюс две, расположенные симметрично по бортам в середине корабля.
Бортовые башни также впервые появились на германских линкорах типа «Нассау», которые вместо двух, как на «Дредноуте», имели четыре, по две на каждый борт, плюс две другие спаренные башни (одна впереди и одна сзади). Но вскоре главные орудия стали устанавливать в башнях, оси которых размещались на центральной линии (по две спереди и две сзади). Но в некоторых случаях, как это было на британских кораблях типа «Кинг ДжорджУ» (1911), французских типа «Бретань» (1913) и немецких типа «Кёниг» (1913), одна или две башни находились в средней части судна. У итальянских линкоров типа «Конте ди Кавур» (1911) тоже было пять башен.
Первым линкором с тремя орудиями на одну башню был итальянский «Данте Алигьери»
, вооруженный 12х306-мм орудиями в четырех строенных башнях — одна впереди, одна сзади и две посредине, — оси всех башен находились на центральной линии. Аналогичное размещение четырех строенных башен было на русских судах типа «Гангут» (1911), австрийских «Вирибус Юнитис» (1911) и американских «Пенсильвания», «Нью Мексико» и «Теннесси»
. У американских судов типа «Арканзас» (1911), японских типа «Фусо» (1914) и французских типа «Жан Бар» (1911) имелось две башни впереди, две у миделя и две сзади, оси которых располагались на центральной линии, причем у кораблей типа «Жан Бар» две средние башни стояли симметрично по бортам. Кораблем с. рекордным числом башен с крупнокалиберными орудиями был британский «Эджин- корт» (1913). В семи его башнях (две впереди, две посредине и три сзади) помещалось 14x305- мм орудий. Впоследствии было принято устанавливать всего четыре башни: две впереди и две сзади. На некоторых типах кораблей в крайних башнях (другими словами, в более низких на носу и на корме) находилось по три орудия в каждой, в то время как в более высоких — только по два. Общее число орудий равнялось десяти, как это было на итальянских судах типа «Конте ди Кавур» после модернизации 1935- 1938 гг.
Единственными судами с четырьмя спаренными башнями были американские корабли типа «Саут Каролина» и испанские типа «Эспанья» (8х305-мм орудий), немецкие типа «Бадей» (8x381- мм), японские типа «Конго» (8х356-мм орудий), британские «Куин Элизабет», «Ройял Соврин» и «Худ» (8x381-мм орудий), японские «Нагато» и американские «Уэст Вирджиния* (8х406-мм орудий).
После первой мировой войны на основании Вашингтонского договора водоизмещение линкоров было ограничено до 35 ООО т, а калибр орудий — до 406 мм. Каждая крупная морская держава должна была также иметь тоннажную «квоту» для своих линейных судов. Эти ограничения относились к странам, подписавшим договор: Великобритании, США, Японии, Франции и Италии. Для Германии, которая была побежденной страной, ограничения устанавливались мирным договором. Австрийский флот исчез в результате территориального раздела, после которого Австрия лишилась выходов к морю. Российский флот (до 1917 г. бывший Великим императорским флотом), пережил упадок после революции и вплоть до окончания второй мировой войны не играл существенной роли.
Несмотря на ограничения Вашингтонского договора, (Технологический прогресс привел развитие линкоров к наивысшей точке. И поскольку Вашингтонский договор запрещал построение новых линкоров в течение десяти лет, новые типы были заложены с 1930—1935 гг. в период перевооружения, предшествовавшего второй мировой войне. Корабли, построенные между 1930 и 1945 г., назывались «супердредноутами», или быстроходными линкорами. Само название предполагает, что их боевые качества значительно превышали боевые качества дредноутов, построенных в I905— 1925 гг. Они могли ходить быстрее 20—22 узлов, как это было у предшественников, которые, согласно теориям Куниберти, были быстроходнее, чем пре-дредноуты. Французские корабли типа «Дюнкерк» (1935) развивали скорость 29,5 узлов; немецкие типа «Шарнхорст» (1936) — 31,5 узлов; итальянские «Литторио» (1937) — 30 узлов; французские «Ришелье* (1939) — 30 узлов; американские «Норт Каролина» (1941) и «Саут Дакота» (1942) — 27,5 узлов. Японские суда типа «Ямато» (1940) были самыми большими в мире линкорами и поэтому самыми медленными. Их скорость составляла лишь 27 узлов. Самыми быс
трыми были корабли типа «Айова» (США), развивавшие скорость 32,5 узлов.
Что касается расположения орудий, то сба- • лансированная планировка одной его половины впереди, а другой сзади была заменена размещением большей части вооружения в передней огневой зоне.
Именно поэтому на британских линкорах «Нелсон» и «Родни» (1925), вооруженных 9x406- мм орудиями, все три строенные башни находились впереди. Однако из-за даты постройки их можно считать судами переходного типа. Вооружение французских кораблей «Дюнкерк» и «Ришелье» тоже располагалось спереди: по 8х330-мм и 8х380-мм орудий соответственно в двух счетверенных башнях.
Но наиболее часто орудия находились в трех строенных башнях: две впереди и одна сзади. На всех супердредноутах имелось зенитное вооружение, которое, как показала война, оказалось недостаточным и нуждалось в увеличении. На французских судах типа «Дюнкерк» (1935) было 16х128-мм универсальных орудий и сорок зенитных пулеметов. На немецких судах типа «Шарнхорст» и итальянских «Литторио» (1937) была противоторпедная артиллерия и специальные среднекалиберные зенитные орудия и пулеметы. Если точнее, то у немцев было 14x105- мм и у итальянцев 12х90-мм орудий. Французские корабли типа «Ришелье» имели на вооружении 12х100-мм орудий; американские типа «Норт Каролина», «Алабама» и «Миссури» (1944) были вооружены 20х127-мм универсальными пушками. Линкор «Миссури» имел также на вооружении сто тридцать зенитных пулеметов.
Обычно в состав вооружения быстроходных линкоров торпеды не входили (исключение представляли «Шарнхорст», «Гнейзенау» и «Тирпитц»), поскольку все они имели ло одной или две катапульты и несколько разведывательных гидросамолетов.