Легкие крейсера первой мировой войны с 1903 по 1922 гг.
Легкие крейсера первой мировой войны с 1903 по 1922 гг.
Этот раздел сайта касается легких крейсеров первой мировой войны, построенных между 1903 и 1922 гг. и имевших силовую установку в виде турбин в противовес поршневым двигателям возвратно-поступательного действия (название «легкий крейсер» относится также к другой категории крейсеров, построенных между 1922 и 1945 гг.).
Паровые турбины были впервые опробованы в 1900-1901 гг. на судах, которые в то время классифицировались как миноносцы-истребители, но имели значительно меньшее водоизмещение, чем миноносцы и крейсера первой мировой войны.
В 1903 г. британский военно-морской флот решил испытать турбины и на легких крейсерах, избрав для этой цели «Аметист». Это было одно из четырех одинаковых судов того же класса, другие три («Топаз», «Даймонд» и «Сафир») были оборудованы обычными паровыми двигателями, чтобы иметь возможность оценить преимущества турбин перед поршневыми машинами, установленными на идентичных судах.
Немецкому флоту пришла та же мысль, когда они установили турбины на легкий крейсер «Любек», вступивший в строй в июне 1905 г., спустя три месяца после «Аметиста». «Любек» имел четыре гребных вала с двумя винтами на каждом валу, что составляло в сумме восемь гребных винтов, тогда как остальные шесть судов того же класса, оборудованные поршневыми машинами, имели только два гребных винта. Среди судов класса «Кенигсберг», последовавших за ними, было лишь одно судно, «Штеттин», с турбинами и четырьмя гребными винтами, в то время как остальные имели поршневые машины и по два гребных винта.
Первым итальянским военным турбинным судном был «Сан Марко», броненосный крейсер первой мировой войны 1910 г. с четырьмя гребными винтами, тогда как его родной брат, крейсер «Сан Джорджио», имел поршневую машину и два гребных винта.
В военно-морском флоте Соединенных Штатов эксперименты проводились не только между обычными паровыми машинами и турбинами для сравнения их эффективности, но также и между различными типами турбин и различным числом гребных винтов, так что на судах класса «Сэй- лем», насчитывающих три боевых единицы, первое, сам «Сэйлем», имел две турбины Кертиса (паровая турбина со ступенями скорости) и два гребных винта, второе, «Честер», имело четыре турбины Парсонса и четыре гребных винта, а третье, «Бирмингем», имело поршневую машину и два винта.
Японский флот не проводил сравнений между обычными паровыми двигателями и турбинами, экспериментируя лишь с различным количеством турбин и винтов; среди судов класса «Хирато», например, два его представителя «Хирато» и «Тикума» имели две турбины Кертиса и два гребных винта, тогда как третье, «Яхаги», имело четыре турбины Парсонса и четыре винта.
Что касается турбин легких крейсеров первой мировой войны, то следует заметить, что гребные винты приводились в движение турбинами напрямую, как на британском крейсере «Аметист» (1905), австрийском «Сайда» (1914), американских «Сэйлем» и «Честер» (1908), на японских судах класса «Хирато» (1912), китайском «Чаохо» (1912), на русских судах класса «Адмирал Крейг» и других. Британские «Аметист» и «Фробишер» имели по две турбины на каждый гребной винт, одну позади другой. Одна турбина служила для поддержания маршевой, крейсерской скорости, а другая была форсированной и служила для достижения максимальной скорости. Такое размещение турбин на легких крейсерах не повторялось впоследствии на крейсерах других классов. Несколько классов имело две турбинные установки на четыре гребных винта: одна турбина высокого давления в каждом агрегате приводила в движение один винт, другая, низкого давления, вращала другой. Однако технологический прогресс вскоре привел к использованию паротурбинных установок, соединенных с гребными винтами через передаточный механизм.
В турбинной установке, как правило, пар используется сначала в «активной» турбине высокого давления Кертиса, а потом в «реактивной» турбине низкого давления Парсонса.
У легких крейсеров первой мировой войны уже были котлы, работавшие на жидком топливе, — хоть они и были объединены с котлами, обогревавшимися углем, — еще за несколько лет до британских линейных крейсеров «Рипалс», «Корейджес» и «Худ», вступивших в строй с середины 1916 г. и позже.
Орудия легких крейсеров редко превышали калибр в 6 дюймов (152 мм), хотя были и исключения, такие как британский «Фробишер» со своими семью 7,5-дюймовыми (190 мм) пушками в одиночных поворотных башнях; однако эти суда имели водоизмещение около 10 000 т, значительно выше других судов того же периода. Суда типа «Кэмбриэн» (Великобритания, 1916) с водоизмещением 3 750 т имели четыре шестидюймовых орудия (152 мм) в четырех прикрытых броневыми щитами установках: одно спереди, одно за дымовой трубой и два на корме, все расположенные по осевой линии. Британские 48 000-тонные суда класса «Бристол» имели два 6-дюймовых (152 мм) орудия в защищенных установках, одно спереди и одно на корме. Китайские 2 600-тонные суда класса «Чаохо» имели два 6-дюймовых (152 мм) орудия. Японские 5040- тонные суда типа «Хирато» и австралийские 5 400-тонные суда типа «Мельбурн» имели восемь 6-дюймовых (152 мм) орудий. Голландские 7 050-тонные суда класса «Ява» имели десять и американские 9190-тонные суда класса «Омаха» имели двенадцать орудий, четыре в сдвоенных башнях, одно спереди и одно на корме. Немецкие легкие крейсера и крейсера первой мировой войны стран, находившихся под немецким влиянием, имели 4,1-дюймовые (105 мм) орудия в противоположность 6-дюймовым (152 мм); это суда класса «Любек» с водоизмещением в 3815 тонн, с десятью орудиями, и суда класса «Колберг» с водоизмещением 4 350 т и двенадцатью орудиями.
Фактически все легкие крейсера были вооружены торпедными аппаратами, теперь уже надводными и наводящимися на цель, как четыре из шести торпедных аппаратов, установленных на судах класса «Кэмбриэн» в двух бортовых спаренных установках, тогда как у судов типа «Фробишер», введенных в строй в 1924 г. (восемь лет спустя), шесть торпедных аппаратов все еще были закреплены неподвижно, причем четыре аппарата располагались попарно по обеим сторонам главной палубы. Австрийские суда класса «Сайда» (1914) и американские типа «Омаха» (1923) имели четыре торпедных аппарата, размещенные в двух сдвоенных установках с каждой стороны главной палубы (суда класса «Омаха» имели также два строенных торпедных аппарата, наводившихся на цель, расположенных на верхних палубах; четыре нижних аппарата были сняты и на их место уложены броневые плиты, потому что их постоянно заливало водой). Для сравнения: бразильские суда типа «Бахия» (1910) имели два одиночных торпедных аппарата на корме главной палубы. Более старые суда имели два укрепленных неподвижно подводных торпедных аппарата, один спереди, другой на корме, как на британских крейсерах типа «Бристоль» и «Аметист», немецких типа «Любек» и «Колберг», американских типа «Сэйлем» и др.
Обладая значительными различиями в водоизмещении и вооружении, эти легкие крейсера имели весьма разнообразные типы защиты. Одни были похожи на «броненосные крейсера», а другие — на «бронепалубные крейсера». Те, которые походили на броненосные крейсера, с бортовой и палубной броней, всегда имели очень тонкое бронирование. Примерами могут служить: британские суда класса «Кэмбриэн» с 3-дюймовым (76 мм) броневым поясом вдоль ватерлинии и 1-дюймовой (25 мм) броней на палубе; британские суда типа «Фробишер» с 3-дюймовым (76 мм) броневым поясом, 2-дюймовой (51 мм) броней на главной башне и 1-дюймовой (25 мм) броней на палубе; австрийские суда типа «Сайда» с 2,4-дюймовым (63 мм) броневым поясом и 0,7-дюймовой (20 мм) палубой; американские суда типа «Омаха» с 3-дюймовым (76 мм) поясом и 1,4-дюймовой (37 мм) палубой; австралийские суда типа «Мельбурн» с 3-дюймовым (76 мм) поясом и 2- дюймовой (51 мм) палубой и голландские суда типа «Ява» с 3-дюймовым (76 мм) поясом и 1,4-2-дюймовой (37—51 мм) палубой. Следовательно, броневой пояс обычно всегда имел толщину в 3 дюйма (76 мм), но не всегда простирался на всю длину корпуса судна. Лишь в некоторых случаях палуба (не всегда в виде «черепашьего панциря») достигала толщины в 2 дюйма (51 мм), не превышая у большинства 1 дюйма (25 мм).
Примерами легких крейсеров только с бронированной палубой и поэтому похожих на «броненосные» крейсера, были британские суда типа «Аметист» (2 дюйма или 51 мм), немецкие суда типа «Любек» (1,9-3,1 дюйма или 50-80 мм), бразильские суда типа «Бахия» (1,4 дюйма или 37 мм), японские суда типа «Хирато» (3-2 дюйма или 76-51 мм) и китайские суда типа «Чаохо» (3-1,4 дюйма или 76-37 мм). Что касается общего вида, то корпус у них обычно имел низкий надводный борт с полубаком или без него, небольшие надстройки с простыми одностолбовыми мачтами, хотя некоторые имели даже треногие мачты, как, например, суда типа «Кэмбриэн», «Фробишер» и «Омаха», у которых стояли треногие фок-мачты, на марсовых площадках которых размещалось управление артиллерийским огнем.
Число дымовых труб варьировалось от двух до четырех; нефтяные суда типа «Кэмбриэн» и «Фробишер» имели две трубы, тогда как угольные типа «Аметист» (британские), «Любек» и «Колберг» (оба немецкие) имели по три. На угольных судах типа «Сайда» (австрийские), «Сэйлем» (американские) и «Хирато» (японские) стояло по четыре трубы, как и на американских судах типа «Омаха» с их двенадцатью котлами, работающими на нефти.
Легкие крейсера первой мировой войны следует считать составной частью переходного периода, во время которого поршневые паровые машины были заменены паровыми турбинами, угольные топки под котлами нефтяными горелками, неподвижные торпедные аппараты — наводящимися на цель установками. Первые приборы управления являлись еще одной новинкой. Военно-морские суда держав, втянутых в первую мировую войну, принимавшие участие в боевых операциях, выявили многочисленные слабости, присущие этим гибридным судам до такой степени, что в течение последующих мирных лет и в рамках военно-морских договоров о разоружении были приняты соглашения, которые привели к появлению на свет новых типов крейсеров, впоследствии сыгравших выдающуюся роль во второй мировой войне.