Миноносцы - боевые корабли второй мировой войны с 1930 по 1945 год.
Миноносцы - боевые корабли второй мировой войны с 1930 по 1945 год.
В годы, последовавшие за первой мировой войной, строительство миноносцев сходило на нет. Но после Лондонской конференции 1930 г некоторые флоты начали вводить в строй суда, которые были классифицированы как миноносцы, а стандартное водоизмещение имели около 600 т — куда большее, чем морские миноносцы первой мировой войны, за исключением немецких судов. Этот новый тоннажный лимит миноносцев был последствием условий Лондонского договора, пытавшегося ограничить строительство эсминцев и положил начало эре боевых кораблей второй мировой войны.
Миноносцы, построенные после 1930 г., имели иное назначение в отличие от прежних миноносцев, береговых или морских. Они больше не применялись ни для защиты побережий, ни для нападений на вражеские суда, стоящие в гавани или идущие в открытом море, — теперь они эскортировали военно-морские формирования и торговые караваны, в результате чего к их традиционному торпедному вооружению добавились противокорабельные орудия, зенитные пулеметы и даже глубинные бомбы для противолодочных операций. Фактически они стали маленькими эсминцами - полноценными боевыми кораблями второй мировой войны.
Французский флот разделил миноносцы на три типа: «контрторпнллеры», «торпиллёры» и «тор- пиллёры лежер». Первые явились большими, или «суперэсминцами». Вторые — тем, что в других флотах считалось собственно эсминцами. Мы будем рассматривать как миноносцы только третий тип, а два других включаем в раздел «Эсминцы». В 1936—1938 гг. французский флот ввел в строй двенадцать легких миноносцев класса «Ля Помои». Полное водоизмещение их составляло 700 т, вооружение — два 3,9-дюймовых (100 мм) орудия, одно впереди, на баке, другое позади, на кормовой надстройке, и всего лишь один сдвоенный торпедный аппарат к корме от дымовых труб. Имелось, однако, четыре зенитных пулемета. Эти миноносцы с двойными винтами были оборудованы двумя редукторными турбинными агрегатами и развивали скорость в 34,5 узлов, В 1938-1939 гг. были заложены еще четырнадцать миноносцев класса «Л'Ажиль». Они были немного крупнее — водоизмещением 994 т, а вооружения имели вдвое больше — четыре 3,9-дюймовых (100 мм) орудия и четыре торпедных аппарата, да еще четыре зенитных пулемета. Ни одно из судов не было готово ко времени перемирия 1940 г , даже шесть захваченных немцами так и не были достроены. Однако проект был впоследствии принят испанским флотом, назвавшим этот класс «Аудас» - боевой корабль второй мировой войны (1953-1956, 1961-1965).
В 1927-1928 гг. немецкий флот ввел в строй двенадцать эсминцев типов «Вольф» и «Мёве» - боевых кораблей второй мировой войны, впоследствии переклассифицированных е миноносцы, несмотря на то что они имели водоизмещение свыше I ООО т. У них были длинный полубак, мостик и две трубы, причем передняя в два раза превосходила размерами заднюю. Вооружение состояло из трех 4,1-дюймоеых (105 мм) орудий: одно впереди, на баке, а два — близ кормы (одно на кормовой надстройке, другое на палубе). Шесть торпедных аппаратов располагались в двух трехтрубных установках: одна установка — между двумя дымовыми трубами, а вторая — между кормовой трубой и орудийной рубкой. Зенитных пулеметов было первоначально два, впоследствии во время войны число их увеличили до четырех. На таких катерах имелось по два редукторных турбинных агрегата, работавших от трех котлов, скорость они развивали 32-34 узла.
В 1939-1940 гг. было спроектировано и заложено семьдесят два корабля с обозначениями от «ТІ» до «Т 72». Первые тридцать шесть были введены в строй, остальные же так и не достроили. Эти суда разделялись на пять групп: от «Т 1» до «Т 21» водоизмещением 1088 т; от «Т 22» до «Т 36» водоизмещением 1754 т; незавершенные от «Т 37» до «Т51» (2155 т); от «Т52» до «Т 60» (1794 т) и, наконец, от «Т61» до «Т 72» (2166 т).
Вооружение на судах первой группы состояло из одного 4,1-дюймового орудия, восьми 0,7- дюймовых (20 мм) зенитных пулеметов и двух трехтрубных торпедных аппаратов. Примерно такое же оружие планировалось и для других серий. На «Т1»-«Т21» имелось по четыре котла, на кораблях других серий — по два, скорость же варьировалась от 31 до 35,5 узлов.
В Италии строилось два класса миноносцев: «Спика» в 1935-1938 гг. и «Ариете». Вдобавок к этому было построено два класса эскортных миноносцев: четыре типа «Пегасо» в 1938 г. и шестнадцать типа «Чиклоне» в 1942 г. Они проек
тировались главным образом для эскортирования, а не для атаки. «Спики» представляли собой весьма многочисленный класс, разделенный на три серии, слегка варьирующиеся по вооружению и водоизмещению. Две такие серии фактически имели водоизмещение 901 т, четыре торпедных аппарата на двух бортовых установках — по одному, один двухтрубный аппарат по осевой линии, четыре 1,5-дюймовых (40 мм) пулемета и четыре 0,5-дюймовых (13,2 мм) зенитных пулемета. У шести представителей серии «Климена» и восьми «Персео» (1936-1937) водоизмещением 1 010 т все торпедные аппараты размещались на отдельных бортовых установках, а восемь 0,5- дюймовых (13,2 мм) зенитных пулеметов — на спаренных установках. Наконец, шестнадцать образцов серии «Фальциона» (1938) водоизмещением 1050 т имели два двухтрубных торпедных аппарата по осевой линии. На всех стояло по три 3,9-дюймовых (100 мм) орудия: одно на носовой надстройке и два на корме (одно на палубе и одно выше ее). Там имелось также по два сбрасывателя глубинных бомб и оборудование для постановки мин.
Миноносцы класса «Ариете» водоизмещением 1127 т были вооружены шестью торпедными аппаратами в двух трехтрубных установках, которые располагались по осевой линии, и всего два 3,9-дюймовых (100 мм) орудия: одно впереди на баке, другое на кормовой надстройке. Зенитное вооружение состояло из десяти 0,7-дюймовых (20 мм) пулеметов, имелось также две установки для пуска глубинных бомб. Тридцать таких кораблей были достроены и участвовали в военных действиях, во время которых все они потонули. Еще два были захвачены югославами в 1945 г. Эскортные разведчики класса «Пегасо» имели водоизмещение 1600 т и были рассчитаны на то, чтобы ходить в эскорте длительное время; на них помещалось 510 т горючего, что позволяло им проходить расстояние в 5100 миль на скорости в 14 узлов. «Спики» могли запасать только 185-220 т жидкого горючего, дальность их хода не более 1 800-1 900 миль. Оба типа были оборудованы четырьмя торпедными аппаратами в двух двухтрубных бортовых установках, двумя 3,9-дюймовыми (100 мм) орудиями — одно впереди на баке, другое на корме, — четырьмя 0,5- дюймовыми (13,2 мм) зенитными пулеметами, четырьмя установками для пуска глубинных бомб и оборудованием для постановки мин. Шестнадцать эскортных миноносцев класса «Чиклоне» являлись копией «Пегасо». Согласно проекту на них должно было иметься по три 3,9-дюймовых (100 мм) орудия: два расположенные так же, как и у другого класса, а третье — на платформе позади дымовой трубы, но его так и не установили, его место заняла установка со спаренными зенитными пулеметами калибра 0,7 дюйма (20 мм); и таким образом, число пулеметов увеличилось до десяти (восемь на двойных установках и два на отдельных). Из шестнадцати судов этого класса семь было потоплено во время войны, четыре захвачено немцами или пропало без вести, оставшиеся пять переданы после войны Советскому Союзу и Югославии согласно условиям мирного договора.
В 1931-1937 гг. японский флот ввел в строй два класса миноносцев: класс «Тидори», состоящий из четырех единиц, и класс «Отори», состоящий из восьми единиц. Планировалось построить еще восемь судов класса «Отори», которые так и не были построены. Четыре «Тидори», имевшие полное водоизмещение 737 т, были оборудованы четырьмя торпедными аппаратами на двух двойных установках по осевой линии позади трубы; в 1935 г. число их уменьшилось вдвое, и остался только один двухтрубный торпедный аппарат. На этих кораблях имелось по три 5- дюймовых (127 мм) орудия: одно впереди на баке, два на корме — первоначально в двойной турели, впоследствии на отдельных установках по осевой линии. Восемь «Отори» водоизмещением 1040 т имели по одному трехтрубному торпедному аппарату, установленному позади дымовой трубы, и по три 1,8-дюймовых (47 мм) орудия — одно на носу и два на палубе у кормы. В течение военных лет кормовое орудие заменили 1,5-дюймовым (40 мм) зенитным пулеметом.
Между 1932 и 1942 гг. советский флот построил три класса миноносцев, официально классифицированных как сторожевые корабли, но, принимая во внимание то, что на них размещалось по три торпедных аппарата на одной тройной установке, их можно рассматривать как миноносцы — наподобие итальянских эскортных разведчиков.
Пятнадцать боевых кораблей второй мировой войны класса «Шторм», введенные в строй между 1932 и 1936 гг., имели водоизме щение по 740 т и были вооружены двумя 3,9- дюймовыми (100 мм) орудиями, шестью пулеметами и тремя торпедными аппаратами. Последовавшие за ними восемь представителей класса «Ястреб», введенные в строй в 1941-1942 гг., имели водоизмещение 1059 т, были оснащены тремя 3,9-дюймовыми (100 мм) орудиями и двенадцатью зенитными пулеметами, из них четыре калибра 1,4 дюйма (37 мм), а также тремя торпедными аппаратами. Наконец, двенадцать судов класса «Альбатрос», вошедших в строй в 1944- 1945 гг., водоизмещением 1300 т имели точно такое же вооружение.
После 1900 г. флот Соединенных Штатов не строил больше миноносцев, королевский же флот прекратил их строить в 1909-1910 гг.
Датский флот был одним из малых флотов, которые строили миноносцы после 1930 г. Примерами служат «Глентен», «Хёген» и «Ёрнен», далее «Драген», «Хвален» и «Лаксен» — 290- тонные катера, наконец — «Хитфельд» (бывшая «Нимфен») и «Виллемо» (бывшая «Наяден»), введенные в строй в 1943 г., имеющие полное водоизмещение 890 т и вооруженные двумя 4,1-дюймовыми (105 мм) орудиями, шестью торпедными аппаратами, двумя установками для пуска глубинных бомб и зенитными пулеметами.
В 1937-1940 гг. Норвегия ввела в строй шесть представителей типа «Слейпнер» с полным водоизмещением 708 т, вооруженных тремя 4-дюймовыми (102 мм) орудиями и двумя торпедными аппаратами.
Даже таиландский флот последовал европейской тенденции и в 1935-1938 гг. обладал девятью «Пукетами» (или судами типа «Адриатике»), построенными на верфи «Кантиери Риунити дель Адриатике» в Монфальконе. Их стандартное водоизмещение 470 т, вооружение состояло из трех 3-дюймовых (76 мм) орудий и шести торпедных аппаратов в двух трехтрубных установках. После второй мировой войны паровые миноносцы классического типа, вооруженные торпедами и орудиями, больше не строились. Их роль атаковать вражеские суда и защищать торговые караваны была передана судам с дизельными, бензиновыми или газотурбинными двигателями, именуемы