Миноносцы – корабли береговой охраны с 1878 по 1898 годы.
Миноносцы – корабли береговой охраны с 1878 по 1898 годы.
Первым подлинным миноносцем что выступал в роли корабля береговой охраны, оснащенным торпедными аппаратами, был уже упоминавшийся британский «Лайтнинг», построенный на Торникрофтской верфи и вошедший в строй в мае 1877 г. Однако и раньше различные флоты строили торпедные катера, вооруженные шестовыми минами в противоположность торпедам Уайтхеда. Они представляли собой взрывчатый заряд, прилаженный к концу длинного шеста на носу торпедного катера, заряд этот взрывался при контакте с бортом вражеского судна.
Такое оружие использовалось в Гражданской войне в Америке (1861-1865) на миноносцах «Дэйвидах», которые передвигались под водой или на уровне воды. Другим примером служит экспериментальный торпедный корабль береговой охраны, спроектированный во время Крымской войны (1853-1856) русским генералом Ти- зенгаузеном. Корабль был построен в Николаеве, но затонул во время испытаний, было и второе судно, названное «Опыт», которому удалось утопить парусник «Метеор» в сентябре 1862 г. Катера с шестовыми минами строились флотом Северогерманской конфедерации во время франко-прусской войны (1870-1871), а также в Тор- никрофте в 1874 г. и в Ярроу в 1871-1874 гг.
Миноносец «Лайтнинг» был маленьким судном — 84 фута (25,62 м) длиной и 11 футов (3,30 м) шириной, с осадкой в 4 фута (1,15 м), водоизмещение он имел 27 т, котел — локомотивного образца, а его двухцилиндровая поршневая машина приводила в движение один винт. Расположение гребного винта на корабле береговой охраны было необычным: он размещался позади руля, который (хотя был один и располагался на осевой линии) состоял из двух отдельных секций — одна над валом винта, другая — под ним. «Лайтнинг» был вооружен одним носовым торпедным аппаратом, стоящим на палубе, и двумя — на станинах по оба борта у середины корабля.
Очень похож на него был итальянский корабль береговой охраны - миноносец «Ниббио». Он тоже был построен в Торникрофте и был 79,65 фута (24,28 м) длиной, 10 футов (3,05 м) шириной, с осадкой в 3 фута (0,9 м) и водоизмещением 26 т. Двигатель был таким же, как и на «Лайтнинге», но руль занимал обычное положение позади от винта. «Ниббио» был оборудован двумя носовыми торпедными аппаратами, стоявшими рядом внутри корпуса судна.
Как правило, все эти первые миноносцы имели подводные носовые торпедные аппараты, расположенные внутри корпуса, с трубами, слегка наклоненными вниз. Все британские торникрофт- ские, ярроуские и уайтовские миноносцы, построенные между 1878 и 1904 гг. и имевшие порядковый номер выше двадцатого, имели по одному аппарату, расположенному подобным образом, в то время как первые двадцать, подобно «Лайтнингу», имели внешний торпедный носовой аппарат на палубе.
Следующие образцы кораблей береговой охраны имели два трубных аппарата: британские миноносцы второго класса с номерами от 51 до 100, построенные между 1878 и 1887 гг., французские типа «Ярроу», «Клапа- ред» и «Нормандец» с номерами от 33 до 130 (1879-1889), немецкие — «Торникрофт», «Ярроу», «Шихау» и «Германиа-Верфт», обозначенные «ТИ» 1, 2, «й», «Б» и «У», а также шедшие под
римскими цифрами от XII до XXXIII (1884-1887); наконец, итальянские «Торникрофты», «Ярроу» и «Шихау» (1881-1894).
Более старые береговые, или второклассные, миноносцы были вооружены исключительно торпедами, имелось несколько различных типов таких судов, особенно французские и некоторые немецкие, которые даже не имели торпед Уайт- хеда, полагаясь исключительно на шестовые мины. Затем, после 1885 г., британский флот, а несколькими годами спустя — итальянский и немецкий флоты начали устанавливать на борту немногочисленные пулеметы: британские «Торникрофты» от 25 до 29 и «Ярроу» 31-33 имели по три пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм) (1886); французские с номерами выше 126, введенные в строй с 1887 г. и далее, — по два пулемета калибра 1,4 дюйма (37 мм); а итальянские «Фалко» и «Аквила» (1881) — два однодюймовых (25 мм) пулемета.
Береговые миноносцы строились в больших количествах: во французском флоте их было триста шестьдесят девять, в британском — шестьдесят два, в итальянском — сто пять, в Австрийском — около пятидесяти, в русском — около ста. Как уже упоминалось, во французском флоте миноносцев имелось больше, чем в любом другом. Происходило это потому, что в «Leune Ecole», возглавляемой адмиралом Обэ (военно-морской министр с января 1886 по май 1887 г.), считалось, что эпоха больших линейных кораблей миновала, и береговая оборона полностью доверялась маленьким береговым торпедным катерам, которым предстояло обеспечить «мобильную защиту», так как их можно было перебрасывать туда, где они требовались, по железной дороге или же по внутренним водным путям. В таком случае было бы возможно перебрасывать целые флотилии торпедных катеров по железной дороге из Средиземного моря в Атлантику и наоборот или отправлять эти катера по внутренним водным путям, которые пересекают всю Францию, и наладить постоянный маршрут между двумя морями. Интересно, что внутренние водные пути были использованы, дабы переправить первые три паровых буксира папского флота из Британии на Тибр в 1842 г. Французский флот, исходя из этого, построил около шестидесяти экспериментальных судов между 1878 и 1883 гг., водоизмещение их варьировалось между 11,8 т у «№30», построенного в 1878 г. в Торникрофте, и 103 т у «№1», по строенного в Клапареде в том же году. Большей же частью они имели водоизмещение от 30 до 40 т и почти все были вооружены всего лишь шестовыми минами или оборудованы одним-дву- мя носовыми торпедными аппаратами. Поскольку корабли эти были экспериментальными, их строили как на французских гражданских верфях, наподобие Клапареда, Норманда, Шантье де ла Медитерране, так и на верфях военно-морских — в Рошфоре и Бресте, а также на британских верфях в Ярроу и Торнкрофте, так что каждое судно было иного типа и обладало иными чертами. С 1883 г. и позднее суда были стандартизированы, первый тип был длиной в 115 футов (35 м), разработан в Нормандии, шел под номерами от 65 до 125. За ними последовал тип «126», опять же разработанный в Нормандии, он шел под номерами с 126 по 129, со 145 по 149 и со 152 по 200. Длиной они были по 120,89 фута (36,85 м), водоизмещение равнялось 79,4 т. Затем был еще тип «130», он шел под номерами от 130 до 144; далее — крайне многочисленный тип «121», 39 футов (37 м) длиной, с двумя котлами, номера с 201 по 294 водоизмещением около 90 т; и, наконец, тип длиной в 124,67 фута (38 м), с номерами от 295 до 369, водоизмещением около 100 т, построенный между 1903 и 1908 гг. Французская доктрина мобильной обороны была также усвоена итальянским флотом, который на более скромном уровне последовал французскому примеру в 1878-1888 гг., заказав сперва на британских верфях Торник- рофт и Ярроу, а затем и на итальянских пятьдесят девять миноносцев, три из которых были ярроуского типа (и обозначались буквой У), а пятьдесят шесть — торникрофтского (их отличали по букве Т). Водоизмещение варьировалось от 13 до 44 т, все корабли были вооружены двумя носовыми торпедными аппаратами. После этого эксперимента, как и во французском флоте, было решено увеличить водоизмещение, сделав его от 80 до 110 т. Босьмидесятнтонными судами были «Шихау», обозначавшиеся буквой Э, с номерами от 57 до 75 и от 84 до 154, а стодесятитонными — «Ярроу», которые шли под буквами «УА», а номера имели от 76 до 79.
Между 1878 и 1890 гг. англичане построили шестьдесят три второклассных корабля береговой охраны - миноносца с водоизмещением между И и 16 т, практически все они были оборудованы двумя фиксированными носовыми торпедными аппаратами. Затем между 1877 и 1895 гг. они построили весемьдесят девять первоклассных миноносцев водоизмещением от 27 до 100 т, и почти все были оборудованы одним фиксированным носовым торпедным аппаратом, на многих имелось еще и от двух до четырех палубных торпедных аппаратов. Первые миноносцы немецкого флота также строились в Торникрофте и Ярроу, например «ТИ I», «ТИ 2» и «У». Водоизмещение «ТЬ 1» и «У» равнялось соответственно 81 т и 83 т, а «ТИ 2» был небольшим катером с водоизмещением в 14,5 т. Третий тип водоизмещением в 86 т был построен предприятием «Германиа-Верфт», и ему присвоили букву «С».
В 1884 г. были построены шесть миноносцев типа «\У I» до «\У 6» на верфи «Везер» в Бремене; далее появилось десять миноносцев «V 1» до «V 10», произведенные на штеттинской верфи «Вулкан», и шесть миноносцев типа «5» — от «5 1» до «Э 6», — продукция верфи «Шихау» в Эльбинге. Эти миноносцы имели длину 108-121 фут (33-37 м) и водоизмещение от 60 до 100 т, установлено на них было по два носовых торпедных аппарата. Впоследствии верфи «Шихау» поручили построить пятьдесят миноносцев водоизмещением 103 т, им дали номера от «8 7» до «557» н на каждом установили один носовой торпедный аппарат и два бортовых.
Японский флот испытывал различные типы миноносцев, шедших под номерами от 1 до 30, выстроенных «Ярроу» в Британии, «Шнайдером н Нормандом» во Франции и немецкими «Шихау» н «Вулканом», все они вошли в строй между 1880 и 1898 гг., водоизмещение самого маленького равнялось 53-54 т. самого большого и последнего — от 75 до 88 т.
В 1898—1899 гг. японские верфи «Кавасаки» и «Мицубиси» построили свои первые восемь миноносцев по шихаускому образцу водоизмещением 89 т, с одним носовым торпедным аппаратом и двумя бортовыми. Этим судам дали номера от 31 до 38. За ними последовали другие — водоизмещением 89—102 т, снабженные тремя палубными торпедными аппаратами, выстроенные в 1899-1903 гг., с номерами от 39 до 75.
Австро-венгерский флот пошел точно таким же путем; он приобрел корабли береговой охраны торникрофтского, ярроуского и шихауского типа и несколько построенных на военно-морской верфи «Пола*. Водоизмещение их составляло от 14 до 95 т, и каждое было оборудовано двумя носовыми торпедными аппаратами.
Русский флот приобретал миноносцы в Германии, на предприятиях «Шихау» и «Вулкан», в Британии на верфях «Торкникрофт» и «Ярроу», во Франции — продукцию «Норманда», «Клапареда» и «Шантье де ла Медитерране», а также на финских верфях в Або и Колпино. Затем по иностранным моделям строились суда в Санкт- Петербурге, Севастополе, Одессе и на военно- морских верфях в Николаеве. Большинство судов имело водоизмещение 70-80 т и вооружение в виде двух носовых или палубных торпедных аппаратов.
Тем же путем шли и более скромные флоты, приобретавшие большую часть своих миноносцев в Ярроу, Торникрофте, на предприятиях «Шихау» и «Вулкан».
Итальянская верфь «Ансальдо» в Сестри Поненте снабдила Грецию двумя торпедными катерами, а Турцию — десятью.
Вскоре подтвердилось, что от береговых миноносцев мало пользы в бою, и они, особенно те, что поменьше, вскоре были списаны, и тем самым был положен конец доктрине мобильной обороны.