суда разных флотов мира

История кораблестроения. Миноносцы и торпедоносцы с 1877 по 1945 год.

Aspose.Words.b7471b99-7ae1-49be-92b2-f15becbc268c.001Как твердит история кораблестроения - возникновение торпедных катеров - миноносцев явилось ре­зультатом изобретения нового морского оружия — торпеды. Фактически в начальный период торпе­да была главным или, точнее, единственным во­оружением на таком катере - торпедоносце.

Согласно истории кораблестроения - торпеду, или самодвижущуюся мину, создал англичанин по имени Роберт Уайтхед, который жил в Австрии и был управляющим на техни­ческих заводах Фиуме. В 1866 г. он продемон­стрировал первый вариант торпеды австрийско­му правительству: снаряд мог пройти расстоя­ние 218 ярдов (200 м) со скоростью 6 узлов. Несколькими годами спустя, в 1871 г., усовер­шенствованный образец проходил уже 656 ярдов (600 м) со скоростью 24-28 узлов и нес 66 фун­тов (30 кг) взрывчатого вещества. За новый снаряд быстро ухватились главные флоты Евро­пы: британский, французский, итальянский, не­мецкий и русский. Соединенные Штаты приняли на вооружение торпеду не ранее 1891 г., т. е. двадцать лет спустя.

Между 1880 и 1890 гг. торпеда была вторым оружием больших броненосцев и крейсеров, но впоследствии ее использовали как превосходное средство береговой обороны и защиты входов в гавани. Поскольку расстояние, проходимое тор­педами, не превышало 437-656 ярдов (400-600 м), ими вооружались быстрые малые катера. Они могли приблизиться к большим кораблям, увер­тываясь от их огня, до дистанции, с которой могли выпустить торпеды. Из-за небольших раз­меров и очень малого радиуса действия эти катера - торпедоносцы можно было использовать только для охраны побережья. Однако был также найден способ применять их как наступательное ору­жие, доставляя поближе к береговой линии вра­га на борту специальных кораблей, называемых матками торпедных катеров. Катера торпедоносцы затем выпус­кали торпеды в море, и те могли достигать вра­жеских кораблей, стоящих на якоре в гаванях.

Британский флот самым первым построил быстроходный катер - торпедоносец, оснащенный исключитель­но торпедами, — в 1887 г. «Лайтнинг» был всего 84 фута (25,62 м) длиной, но развивал неверо­ятную по тем временам скорость в 18,75 узлов. Вскоре миноносцы разделились на два типа: приспособленные к долгому плаванию морские миноносцы первого класса, которые могли дей­ствовать на значительном расстоянии от берега; и миноносцы второго класса, или прибрежные, которые можно было буксировать или перевоз­ить на кораблях покрупнее н пригодные для береговой обороны или нападения внутри военно- морских баз противника. Миноносцы второго класса можно было доставлять по железной дороге.

По истории кораблестроения около 1882 г. британская судоверфь Торникрофт освоила производство двух типов судов: второго класса — водоизмещением около 12,5 т, длиной 59 футов (18 м), максимальной скоростью 17,5 узлов, оборудованных двумя торпедными ап­паратами; н первого класса — водоизмещением 35 т, оснащенных одним торпедным аппаратом и развивающих скорость до 21 узла. В 1988 г. на верфи Шихау в Германии спроектировали и построили куда более крупные катера с водоиз­мещением 80 т, длиной 128 футов (39 м) и максимальной скоростью 20 узлов. Британия пос­ледовала германскому примеру и стала строить все более и более крупные катера. И действи­тельно, в 1887 г. у торпедного катера «№80» было водоизмещение 105 т, а у №№ 91—97 в 1894 г. — 130 т. Подобные же размеры стали характерны и для других флотов, большинство из которых приобретало катера на британских и немецких судоверфях.

В 1887 г. вдобавок к морским и береговым миноносцам немецкий флот построил и третий тип, предназначенный для того, чтобы с него осуществлялось командование подразделением миноносцев. По этой причине он был крупнее, имел большее водоизмещение и мог принять на борт Генеральный штаб флотилии. Такой тип торпедного катера был известен в Германии как Torpedo-Division-Boote, а в -Англии как «дивизи­онный миноносец».

В 1886-1888 гг. в Италии были выстроены два судна, названные «Фольгоре» и «Саетта». Их классифицировали как разведывательные торпед­ные катера, водоизмещение их равнялось 37 т. Они отличались от немецких дивизионных кате­ров. Однако пять катеров типа «Аквила», пос­троенные в 1888 г. в Шихау, были типично не­мецкими моделями с водоизмещением 139 т. Ав­стрийский флот также приобрел семь немецких дивизионных катеров.

Итак, к концу прошлого века на вооружении находилось три типа миноносцев: береговые во­доизмещением от 40 до 100 т, морские и диви­зионные водоизмещением около 200—300 т.

Малые береговые торпедные катера вскоре стали рассматриваться как не имеющие значе­ния для военных действии, и поэтому они ис­чезли из флотов, но роль морских миноносцев возросла, а дивизионные постепенно тоже стали включаться в эту категорию. Возможности у них были таковы, что их стали применять в сочета­нии с более крупными кораблями.

Между 1880 и 1900 гг. не происходило мор­ских сражений, которые подтвердили бы их на­ступательные возможности. Первым воєнно-мор­ским столкновением, когда представился такой случай, явилась русско-японская война 1904 г., в течение которой японские морские миноносцы совершали многочисленные наступательные дей­ствия против российских судов, как стоящих на якоре в порту, так и находящихся в море Миноносцы не очень отличились в этой войне. Стало ясно, что в наступательных действиях более эффективны эскадренные миноносцы, ко­торые быстрее, лучше вооружены, с большим запасом хода и лучшими мореходными качества­ми. По этой причине начиная с 1905 г. все более крупные флоты перестали строить миноносцы, за исключением Италии и Австрии, где все еще считалось, что такое судно можно неплохо ис­пользовать в прибрежных водах и в гаванях Между 1905 г. и концом первой мировой войны строился практически один-единственный тип — морской миноносец.

Опыт, приобретенный в течение первой ми­ровой войны, подтвердил опыт русско-японской войны н ярко высветил крайне низкую боеспо­собность миноносцев, продемонстрировав, с дру­гой стороны, что эскадренный миноносец — это подлинный морской торпедный корабль, пригод­ный как для действия против более крупных кораблей, так и для эскортирования линкоров и крейсеров.

Однако это не означало конца миноносцев. Они сохранились и применялись также во вто­рой мировой войне, хотя их назначение и техни­ческие особенности не имели более ничего об­щего с таковыми сорокатонных береговых тор­педных катеров 1882 г.

С 1918-1920 и до 1933-1935 гг. наступил перерыв в сооружении миноносцев, но в этот период многие флоты переквалифицировали не­которые из своих небольших старых эскадрен­ных миноносцев в миноносцы. Японский флот оставался единственным, кто продолжал строить миноносцы и в 1923 г. ввел в строй двадцать три катера по 770 т (их определили как эсмин­цы второго класса).

Опыт, приобретенный в течение второй ми­ровой войны, еще раз подтвердил, что от мино­носцев мало пользы в военных действиях, даже если они имеют значительное водоизмещение и хорошо вооружены. В результате подобные суда наконец перестали существовать. В последние годы ранее построенные миноносцы еще остава­лись на службе, пока не становились непригод­ными, но ни один флот не заказывал строительст­во новых.