Морские сражения конца XIX века: Цусимское сражение, Лисское сражение.
Морские сражения конца XIX века: Цусимское сражение, Лисское сражение.
Одно из первых морских сражений между паровыми флотами произошло 20 июля 1866 г. у острова Лисса во время австро-итальянской войны. Фактически это было первое сражение винтовых кораблей, и оно не привело к тактическим нововведениям по сравнению со сражениями, в которых участвовали парусные суда: итальянская броненосная эскадра выступила кильватерной колонной, а австрийская клином, что позволило ей прорваться сквозь строй противника и разбить его корабли на небольшие группы. Во время боя «Фердинанд Макс» с адмиралом Тегеттхоффом на борту нанес таранный удар итальянскому броненосцу «Ре д'Италия» и потопил его. Австрийский броненосец «Кайзер» тоже пытался протаранить «Ре ди Портогалло», но безуспешно. Сражение при Лиссе возродило военно-морскую тактику века весельных судов, когда основным оружием служил таран, поскольку артиллерийский огонь не мог использоваться в полной мере из-за малой дальнобойности пушек, все еще стрелявших ядрами.
27 мая 1905 г. в Цусимском сражении применялась абсолютно иная тактика. Решающую роль сыграл не таран, а артиллерия.
Сражение происходило между русским флотом, под командованием вице-адмирала Рожественского, и японским, который возглавлял адмирал Того.
Русская эскадра, покинув 14 октября 1904 г. балтийский порт Либаву (Лиепая), обогнув Африку, пересекла Индийский океан и спустя семь с лишним месяцев (20 мая 1905 г.) вошла в Восточно-Китайское море. Направляясь Корейским проливом Рожественский намеревался прорваться к Владивостоку — русской дальневосточной морской базе — но в ночь на 26 мая был замечен японским дозорным крейсером. В Цусимском сражении корабли шли кильватерными колоннами. Это продемонстрировало важность дальнобойности артиллерии. Корабли, вступающие в битву, должны были видеть друг друга, легкого тумана или облачности, не говоря уже о темноте, было достаточно для прекращения боя.
Русские впервые заметили японские корабли со стороны левого борта, что было принято во внимание Рожественским при выборе боевого построения кораблей. Но когда туман рассеялся, Рожественский обнаружил, что главные силы японцев располагались справа по борту от него. Японцы сразу же открыли огонь из дальнобойных орудий, потопив и повредив немало русских кораблей, которые еще до рассвета были атакованы торпедами с миноносцев. С наступлением темноты, под командованием контр-адмирала Небо- гатова, остатки русской эскадры отошли на север. Но утром они были обнаружены превосходящими силами японцев и вынуждены были сдаться.
Цусимское сражение (27 мая 1905 г.)
Сражение произошло во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. и сыграло важную роль в развитии военно-морской тактики, продемонстрировав непригодность тарана. Диаграмма показывает начальные этапы сражения. Первая и вторая японские эскадры продвигались одной кильватерной колонной, ретья шла параллельно им. Русская эскадра приблизилась единой линией. Она заметила противника со стороны левого борта и воспользовалась прикрытием тумана, чтобы изменить боевое построение и запутать противника. Но когда туман рассеялся, первая и вторая японские эскадры оказались справа по борту. Сражение происходило при максимальной дальности огня и доказало превосходство японской артиллерии.
Лисское сражение (20 июля 1866 г.).
Диаграмма показывает расположение итальянской и австрийской флотилий в начале сражения. Итальянская эскадра под командованием адмирала Персано шла из Анконы к Лиссе и насчитывала 11 броненосцев и броненосный таран «Аффондаторе». Австрийская эскадра, под командованием адмирала Тегеттхоф- фа, располагалась в порту Пола, который покинула 19 июля, чтобы вступить в бой с неприятелем. Эскадра Тегеттхоффа насчитывала 7 броненосцев и 7 деревянных кораблей. Основным оружием Лисского сражения стал таран, так как дальность орудий, стрелявших ядрами, была невелика.