суда разных флотов мира
Фото по теме
aspose-words_-aa74b84d-3311-43e2-90d7-6c53c59557cb-002 aspose-words_-04e89716-0407-4eb1-943a-c314c8072d2a-001 sailing_ships_screensaver-screenshot aspose-words_-6ca740dd-02a0-4ee5-956b-a855fc6abe4a-001 thumb_1024-12135 aspose-words_-83aaed14-e3fd-4fbe-8338-e0f20ca9c842-002 thumb_uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier aspose-words_-65d73cb9-3cdb-4855-a97e-a1e3b7394be4-001 thumb_ships__003144_ thumb_159-faaev aspose-words_-aa74b84d-3311-43e2-90d7-6c53c59557cb-001 aspose-words_-c15d2fdd-2c1c-4cb1-8e1d-9fdc5a64b697-001 aspose-words_-70dfe413-763e-42a1-aa08-de64faebcec6-002 1024-12135 thumb_ships__003140_ 6094038 159-faaev 7825044 aspose-words_-df95d5b7-4dc0-4944-8d12-967c68d36437-001 aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-001 aspose-words_-cd81bb16-689f-4044-a321-5fd097eebdc8-001 aspose-words_-126b1126-5678-4091-ab89-a4b2c602ab78-001 aspose-words_-09dbca1e-cdc3-4ce9-b167-d6aeeeae4270-001 aspose-words_-cc4feaf4-0827-4f7e-a209-6ecdd0497664-002

Парусные суда: морские баталии. Битва при Трафальгаре.

Aspose.Words.9eaccb43-6042-4d85-9783-4e0978d923f9.001Парусные суда: морские баталии. Битва при Трафальгаре.

Гребные суда имели собственную движущую силу и обладали способностью независимо ма­неврировать даже при условии неблагоприятных и противных ветров. В противоположность им ход и маневры парусного судна полностью зави­сели от ветра. Это обстоятельство, естественно, обуславливало и меняло тактику и боевой поря­док флотов что подтверждается битвой при Трафальгаре.

Возможность независимого маневра была при­чиной, по которой гребные галеры продолжали использоваться в качестве военных судов в Сре­диземноморье вплоть до XVIII столетия, тогда как военно-морские силы ведущих морских дер­жав обладали уже флотами, состоявшими исклю­чительно нз парусников, и соответственно это­му разрабатывали свою боевую тактику.

Существовал переходный период, во время ко­торого флоты комплектовались как из парусных, так и из гребных судов. В Венецианской рес­публике флотилия парусников именовалась «тя­желым флотом», а гребные галеры — «легким флотом». Морские сражения между смешанны­ми флотами из трехпалубных парусных судов и галер имели место в Средиземноморье до 1714 г., когда Венеция выставила флот из двадцати двух Трехпалубных парусных судов, двух галеасов и тридцати трех галер против турок, флот кото­рых насчитывал пятьдесят восемь трехпалубных парусников и тридцать четыре галеры. В 1716 и 1717 гг. венецианский флот все еще состоял из трехпалубных парусных судов и галер, тогда как во Франции, Англии, Голландии и Испании греб­ные суда исчезли почти столетие назад. К 1700 г. только в шведском и русском флотах и в неко­торых средиземноморских военных эскадрах все еще сохранялись галеры, да и то благодаря спе­цифическим условиям, при которых им приходи­лось действовать во внутренних закрытых морях и водоемах. Спутниковое телевидение - спутниковые новости.

Одно из первых морских баталий парусных судов в Средиземноморье произошло 5 августа 1435 г. у острова Понза между испанским фло­том Альфонсо Арагонского и генуэзским флотом под командованием Бьяджио Ассерето. В этой битве арагонский флот, насчитывавший четыр­надцать парусников и одиннадцать галер, был ата­кован девятью генуэзскими парусными когами и тремя галерами. Бой протекал исключительно между парусными судами, чьи команды, напа­давшие друг на друга с грапнелями (трех- или четырехконцовая «кошка», абордажный крюк), яростно сражались, пытаясь взять противника на абордаж. Галеры при этом играли второстепен­ную роль. Победа досталась генуэзцам, в резуль­тате чего король Альфонсо был пленен.

Из этой битвы, а также и из некоторых дру­гих сражений того же периода, невозможно из­влечь какое-либо заключение о применявшейся тактике боя. Пантеро Пантера в начале семнад­цатого века свидетельствует, что построение по­лумесяцем, которое было наиболее широко рас­пространенным боевым порядком галер, не годи­лось для парусников, поскольку ветер, благо­приятный для судов на одном фланге, оказывался неблагоприятным для таковых на противополож­ном. Исходя из этого он предлагает, чтобы наибо­лее крупные и мощные суда располагались на на­ветренном фланге, средние — в центре, а наибо­лее мелкие и слабые — на подветренном фланге.

Строй «полумесяцем» сохранялся в военно- морских уставах флотов, о чем свидетельствуют документы, описывающие построение, принятое французским флотом короля Франциска I 19 июля 1545 г. у острова Уайт в битве против англи­чан. На правом крыле располагались тридцать шесть судов, в центре — тридцать, и на левом крыле — тридцать шесть. Галеры были отправ­лены вперед, для нападения на парусные суда противника.

Лишь с середины XVII в. удается найти пер­вые примеры других боевых построений и так­тических маневров, предпринимавшихся в боль­шинстве случаев эскадрами с использованием благоприятного ветра.

Надо отметить, что в то время как на гале­рах- все то небольшое количество артиллерии, которое имелось на каждом судне, размещалось в носовой части, на парусных судах большинст­во орудий располагалось вдоль бортов и лишь отдельные орудия могли вести огонь вперед и назад. Вместо того, чтобы концентрироваться в одном месте, огневая мощь, таким образом, рас­пределялась равномерно по обоим бортам.

По этой причине суда приняли основным бо­евым ордером (регламентированное командующим по направлениям и дистанциям расположение во­енных кораблей на переходе морем и во время боя) кильватерную колонну (боевой и походный строй кораблей в одну линию, гуськом, друг за другом), чтобы добиться максимально эффектив­ного использования своей ударной силы, то есть артиллерии того или иного борта. Тактика мор­ского боя стала совершенно отличной от такти­ки, применявшейся галерами, и вместо сближе­ния «лицом к лицу» для абордажа и яростной рукопашной схватки с применением личного ору­жия флоты стали воевать друг с другом, идя под парусами параллельными курсами на рас­стоянии, равном дистанции орудийного выстре­ла, или уходя за корму при перемене галса (курс судна относительно ветра. Менять галсы — зна­чит идти зигзагообразным курсом). Впрочем, и на парусном флоте практика абордажных боев как средства достижения победы в сражении не была полностью отброшена.

Крупные военные суда стали называться «ли­нейными кораблями» — выражение, возникшее впервые в «Боевой инструкции» Британского Ад­миралтейства в 1653 г. Построение в кильватер­ную колонну привело к тактическому маневру, получившему название «прорыва линии», — ма­невру, при котором флот прорывал кильватер­ную колонну противника в одной или двух точ­ках, разбивал его строй и затем нападал на каж­дую группу судов в отдельности, прежде чем от­резанные головные суда колонны успевали сма­неврировать и прийти на помощь.

Одним из первых примеров боя с «прорывом линии» было сражение у Ярмута 2 июня 1653 г. между голландским флотом под командованием Ма- артена Тромпа и английским, которым командо­вал адмирал Монк. Как обычно, флоты были раз­делены на три эскадры: авангардом голландцев командовал адмирал Эвертзоон, центром — Маартен Тромп, а арьергардом — адмирал Рейтер. Головной эскадрой британцев командовал адми­рал Лоусон, центром — Монк и арьергардом — Дин.

Британский флот состоял из ста двадцати пяти судов, выстроенных строго по кильватеру, и поль­зовался благоприятным ветром. Голландский флот имел девяносто восемь судов и несколько бран­деров (судно, нагруженное горючими и взрывча­тыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские кораб­ли). В первый день сражения авангард англичан рассек колонну противника, отрезав голландский арьергард, который был окружен, но с помощью своевременного маневра Тромп пришел на вы­ручку и освободил его. На второй день к бри­танцам прибыло подкрепление из восемнадцати судов под командованием адмирала Блейка, ко­торый и закончил сражение в пользу англичан.

В эпоху гребных флотилий одним из такти­ческих приемов было держать определенное чис­ло резервных судов укрытыми поблизости от рай­она боевых действий, с тем чтобы ввести их в сражение — по возможности со стороны вра­жеского тыла — в наиболее подходящий момент. В эпоху парусных судов подобная тактика больше не применялась. Поскольку эволюции, т. е пере­движения судов в составе эскадры с целью со­здания выгодной группировки сил и средств, за­висели от ветра, было неразумным выделять из общего строя суда, которые затем при перемене или ослаблении ветра уже не могли бы догнать остальных. Командующие флотилиями, обычно располагавшие свои суда во главе центральной эскадры, считали долгом чести — если сражение велось на параллельных курсах — вступать в бой друг с другом точно так же, как это делали когда- то капитаны флагманских галер на гребных су­дах.

Мы подчеркнули важность позиции с навет­ренной стороны, ибо это давало преимущество в выборе момента атаки, облегчало посылку брандеров в сторону неприятельского строя, обеспечивало более быстрое восстановление нор­мального обзора, поскольку ветер относил прочь дым орудийных залпов, и наконец суда, накло­няясь благодаря ветру, наполнявшему их пару­са, в сторону неприятеля, погружали в воду большую часть своих корпусов, представляя тем самым меньшую цель для орудийного огня. Однако и подветренная позиция имела свои пре­имущества, например, возможность поврежден­ных в бою судов покинуть строй, скатившись еще дальше под ветер под защиту других. Бо­лее того, суда, наклоненные в противополож­ную от неприятеля сторону, могли вести огонь орудиями нижней палубы, наиболее мощными. Наконец подветренная эскадра могла навязать противнику вопреки его воле бой в узком про­ливе. В общем, наветренная позиция благопри­ятствовала наступательным действиям, тогда как подветренная благоприятствовала оборонитель­ным маневрам.

В сражении при Лоустофте в 1665 г. между британским и голландским военными флотами был применен новый маневр: дважды англичане ме­няли курс, с тем чтобы, во-первых, вывести эс­кадру на дистанцию дальнобойного артиллерий­ского огня и, во-вторых, чтобы приблизиться на короткую дистанцию и завязать бой с примене­нием более легких орудий.

Прорыв сквозь строй, который, скорее всего, произошел случайно в битве у Ярмута в 1653 г., стал намеренным, запланированным тактическим ма­невром в битве при Сайнтсе 12 февраля 1782 г., где тридцать шесть британских трехпалубных су­дов под командованием адмирала Родни встрети­лись с тридцатью четырьмя французскими трех- палубниками под командой адмирала де Грассэ. Сначала оба флота разошлись на противополож­ных галсах, затем Родни перерезал французский строй позади судов де Грассэ, и, сопровождае­мый шестью трехпалубниками, атаковал француз­ские арьергардные суда. В результате боя он захватил их.

Теория прорыва сквозь строй была разрабо­тана Нельсоном в его знаменитых «Памятных за­писках» и применена им и Коллингвудом на практике в сражениях у мыса Сан-Висент 14 фев­раля 1797 г. и при Трафальгаре 21 октября 1805 г. Эти «Записки», одна из которых помечена датой 9 октября 1805 г., т.е. немногим более десяти дней перед Трафальгарским сражением, знаменуют собой высшее достижение тактики па­русных судов.

В этой записке, показывая трудность манев­рирования в одной кильватерной колонне, Нель­сон среди прочих вещей рекомендует для долгих переходов и атаки строй, состоящий из двух па­раллельных колонн с авангардом из восьми­десяти наиболее быстроходных трехпалубников для поддержки в случае опасности той или иной колонны.

Тактика нападения двумя колоннами была при­менена при Трафальгаре и доказала свое превос­ходство.

Касаясь судов классической древности и греб­ных судов, мы говорили, что предводители фло­тилий перед сражением, как правило, обраща­лись к командам с ободряющей и воодушевляю­щей речью. Подобная практика сохранилась и на парусных судах, разумеется, в измененном виде: точнее говоря, командирам давался офи­циальный и полный отчет о намерениях. Главно­командующий не обходил строй на малом судне, как это имело место при Лепанто, а командиры судов собирались на палубе флагманского корабля и лично выслушивали его указания, которые взы­вали к их чувству чести и патриотизма. Другая форма «зажигательной речи», сохранявшаяся в те­чение многих лет, состояла в передаче всем су­дам ободряющего и воодушевляющего обращения с помощью семафора. Так поступил Нельсон при Трафальгаре, Его знаменитая фраза — «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг» — вошла в историю.
Сражение при Лоустофте

3 июня 1665 г. между голлан­дским флотом под командованием адмирала Якоба ван Вас- сенара барона Обдамского и английской эскадрой под ко­мандованием герцога Йоркского. Обе эскадры двигались киль­ватерными колоннами параллельным курсом, англичане с на­ветренной стороны. Британская флотилия дважды меняла галс, чтобы приблизиться к строю противника, и подошла на рас­стояние артиллерийского огня.

Трафальгарское сражение

21 октября 1805 г. между объединенным французским и испанским флотом под коман­дованием адмирала Вильнева и англичанами, которыми ко­мандовал адмирал Нельсон. Объединенный франко-испанский флот был выстроен в кильватерную колонну. При попутном ветре, англичане атаковали двумя параллельными колонна ми, разорвав строй противника в месте, где находилось две­надцатое судно, в результате чего английским судам при­шлось вести бой только с серединой и арьергардом непри­ятельского строя.