Эпоха средневековья: величайшие морские сражения | Мировой флот
суда разных флотов мира
Фото по теме
thumb_ships__003140_ aspose-words_-9139b92f-ab25-4f98-941f-e8602df0047b-001 aspose-words_-62f797ca-796c-4f66-abce-2abf722d18cd-001 aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-003 thumb_uss_theodore_roosevelt_cvn_71_aircraft_carrier thumb_1024-12135 aspose-words_-e8982b32-c787-4472-96a4-12b05dae22d3-001 aspose-words_-3c4fca80-4253-4fca-8f42-02d7b0d3d11a-002 warship_003 aspose-words_-65d73cb9-3cdb-4855-a97e-a1e3b7394be4-001 aspose-words_-aa74b84d-3311-43e2-90d7-6c53c59557cb-002 aspose-words_-07dce623-350b-46b9-a92a-a24694350f8b-002 aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-002 aspose-words_-b2080550-b4b4-4356-9762-0d29336806d9-001 aspose-words_-83aaed14-e3fd-4fbe-8338-e0f20ca9c842-002 thumb_159-faaev aspose-words_-5d92521e-9e1c-4f9f-ae59-449dcec7c00c-002 aspose-words_-04e89716-0407-4eb1-943a-c314c8072d2a-001 aspose-words_-40849666-9ce1-466d-83a7-d002ee2d6a39-001 ships__003144_ thumb_7825044 aspose-words_-70dfe413-763e-42a1-aa08-de64faebcec6-002 1024-12135 thumb_ships_1024x768_wallpaper_2

Эпоха средневековья: величайшие морские сражения

Aspose.Words.202d8c38-522b-4009-9a4f-d46c081ef88b.00123 августа 476 г. н.э. отряды варваров, со­ставлявшие, фактически, всю армию Западной Римской Империи, провозгласили Одоакра сво­им королем. Он низложил последнего императо­ра Ромула Августула и приказал убить патрици­ев Ореста и Павла, которые правили государст­вом от его имени. Так пала Западная Римская империя. Историки выделяют это событие, как знаме­нующее собою конец античности и начало сред­них веков — исторического периода, который длил­ся примерно тысячу лет и закончился в 1492 г. открытием Америки.
Эпоха средневековья: величайшие морские сражения

В течении эпохи средневековья произошло крайне важное изменение в движителях судов. В ре­зультате усовершенствования парусов, весло было упразднено как движитель, особенно — на тор­говых кораблях. Парус сделал возможным боль­шие морские экспедиции, которые привели к ге­ографическим открытиям.

Но военные корабли продолжали использовать весла — особенно на Средиземном море, — и величайшие морские сражения все еще велись весельными кораблями и после 1492 г. Период весельных кораблей в военно-морской истории завершился битвой при Лепанто, имевшей место 7 октября 1571 г. Однако даже после этой даты, галеры продолжали входить в военный флот как в сре­диземноморских странах, так и в северных — например, в Швеции и в России, — и окончатель­но исчезли только в конце XVHl-начале XIX вв.

Во французском военно-морском флоте послед­ние средиземноморские галеры оставались на служ­бе до самого конца XV111 в. В папском флоте две последние галеры — «Санта Ферма» и «Сайта Лючия» были выведены из строя в 1807 г. В сар­динском флоте галера «Санта Тереза» все еще была годной к плаванию в 1812 г., а полугалера «Беат­риче» оставалась во флоте до 1820 г.

Как уже говорилось, военные флоты этого периода продолжали оставаться весельными, как и в античную эпоху, и следовательно, методы ведения боя не претерпели сколько-нибудь зна­чительных перемен. В эпоху средневековья, да и в на­чале нового времени, фактор внезапности не играл роли, и сражение между двумя флотами требовало долгого подготовительного периода, хотя корабли не должны были выгружать снаря­жение или опускать мачты. На картинах, изо­бражающих битву при Лепанто и другие баталии этого времени, галеры представлены с мач­тами, остающимися на своих местах, но с уб­ранными парусами.

Перемены в приготовлениях к бою стали происходить с середины XV в., когда на галерах были установлены первые огнестрельные орудия. Фактически, вдобавок к убиранию парусов и зак­реплению рангоутов, появилась тактика «соору­жения барьеров», другими словами, поперек кор­пуса воздвигались укрытия из запасных весел, канатов, тентов и парусов, чтобы защитить эки­паж от вражеских ядер и картечи. Солдатам раздавались мечи, щиты и латы, а на бортах укреплялись стойки, служащие опорой для аркебузных стволов. Подготавливались «машины для метания огненных горшков», а также «трубы и другие подобные инструменты». В большинстве случаев снимались оковы, и оружие выдавалось наемным гребцам и даже рабам-христианам, если они сражались против турок, и наконец, «дабы восстановить и подкрепить силу бойцов»... «хлеб, вино, сыр и что-либо еще, что можно было до­стать за столь короткое время, выкладывались в кормовом и носовом проходах», как сообщает Кон- тарини в своем описании приготовлений к битве при Лепанто («История событий...»).

Между сражением при Лепанто и Саламинской битвой (1571 г. н.э. и 480 г. до н.э.) — пропасть примерно в две тысячи лет, и за это время методы боя на борту корабля остались в основе своей неизменными, несмотря даже на то, что в XVI веке на кораблях имелись немно­гочисленные орудия. В 1571 г. корабли так же строились полумесяцем, и при Лепанто выпол­нялись религиозные церемонии, дабы заслужить милость Божию — на этот раз — в виде мо­литв и благословлений капелланов на каждой галере. Во второй половине XVI века также имеет место и призыв командира к участникам битвы. В данном случае главнокомандующий флота хрис­тиан, дон Хуан Австрийский вместе с Маркан- тонио Колонна, командиром папских галер, сели на два быстрых фрегата, чтобы осмотреть ли­нию галер, приветствуя командира каждой гале­ры поименно и призывая экипажи храбро сра­жаться. Вернувшись на борт после этих вооду­шевляющих речей, Дон Хуан выполнил еще один ритуал, пустившись с двумя своими рыцарями в безумный испанский танец, именуемый гальяр- дой. В битве при Лепанто также давался сигнал начинать сражение, но вместо поднятия золото­го щита прозвучал пушечный выстрел.

Боевое построение осталось таким же за две тысячи лет: два флота, располагались лицом друг к другу. При Лепанто христианский флот был разделен на левый фланг из пятидесяти пяти галер, центр, или батальон, из шестидесяти двух, а правый фланг — из пятидесяти семи, обра­щенных лицом к турецким боевым порядкам из пятидесяти пяти, девяноста одной и шестидеся­ти семи галер соответственно.

Центральная эскадра подчинялась командую­щему флотом, который поместил свою галеру в самой середине боевого построения. Другие ко­мандиры, напротив, поставили свои корабли на двух внешних концах флангов. Позиция кораб­лей в боевом построении определялась весьма специфической системой, основанной на ранге командиров Например, в боевом порядке сраже­ния при Лепанто, где присутствовали корабли участников альянса, заключенного между Папой, Венецианской республикой, Испанией, Мальтой, Генуей и герцогством Савойским, при позиции, предписанной каждой галере военным советом, состоявшимся в Мессине 10 сентября 1571 г., учитывалась подобная «табель о рангах». Таким образом, при построении кораблей для сраже­ния во внимание принималась не их боевая мощь, а исключительно ранг лица, поднявшего флаг на борту, и положение страны, которую это лицо представляло. Эта идея не была полным анахро­низмом, поскольку чем выше был ранг команди­ра, тем крупнее была галера, она имела лучшую оснастку и вооружение и большее число греб­цов по сравнению с легкими галерами.

Наиболее важным нововведением при Лепанто, по сравнению с античными военно-морскими построениями, было наличие авангарда, состоявшего из шести галеасов, и арьергарда, или резерва, стоявшего в миле от главных сил и готового их поддержать, где и когда потребуется Задачей галеасов было нарушить линии, наступавших вражеских галер стрельбой из многочислен ных орудий, но их действия оказались неэффективными, поэтому турецкие галеры вступили в схватку с христианскими почти неповрежденными.

Фактически, битва происходила, как и в ан­тичные времена: галеры предпринимали лобовую атаку и пытались таранить суда противника, за­вершая все это абордажем и рукопашной схват­кой с применением обычного оружия. Следует отметить, что за флагманскими галерами обычно следовали суда, везущие офицеров и солдат, для участия именно в рукопашном бою. При Лепанто за галерой дона Хуана Австрийского следовали две галеры с четырьмя сотнями солдат и офицеров.

При рассказе о величайших морских сражениях античных времен упоминалось, что одним из видов насту­пательной тактики было таранить носом план­шир вражеского корабля так, чтобы сломались уключины и весла. В XIV и XV вв. целью было попытаться, чтобы небольшое весельное судно, размером с галион, проскользнуло под весла с одной из сторон корабля, тем самым не позво­ляя работать гребцам и таким образом обездви­живая противника.

Главным боевым маневром по-прежнему оста­валось классическое, античное построение полу­месяцем, целью которого было попытаться со­мкнуть фланги, обойдя ими фланги противника, и окружить его. Конечно, этот маневр не всегда был успешен, по многим причинам, как это произошло в сражении при Лепанто.

Левый фланг христиан, возглавляемый вене­цианцем Агостино Барбариго, не смог обойти ле­вый фланг турок (мешала близость берега) и поэтому атаковал его с фронта, вынудив пятьде­сят турецких галер сесть на прибрежную мель, где их покинул экипаж. Правый фланг христи­ан, возглавляемый Джанандреа Дориа, стремил­ся окружить левый фланг турок, но ему это не удалось, потому что турки, возглавляемые Али Пашой, совершили контрманевр, рассыпавшись веером влево.

Другим маневром, принятым в морских сраже­ниях, было держать группу кораблей в укрытии за островом или мысом, а затем использовать их для атаки с тыла занятого битвой противника Этот маневр применялся в бою при Мелории между генуэзцами и пизанцами 6 августа 1284 г. и в бою при Курцоле между генуэзцами и венецианца­ми 8 сентября 1298 г.

Величайшее морское сражение при Лепанто (7 октября 1571 г.). Два противо­борствующих флота заметили друг друга на заре и потрати­ли примерно шесть часов на то, чтобы выстроиться в бое­вой порядок, расположившись лицом к лицу почти по пря­мой линии. У христианского флота имелся авангард из шести галеасов и арьергард; у турок авангард отсутствовал. Исход битвы решила лобовая атака центра и правого фланга турец­кого флота находившимися напротив эскадрами христиан. Левый же фланг турок и правый фланг христиан маневриро­вали, стремясь окружить друг друга или же избежать окру­жения. Лишь немногим турецким кораблям удалось спас­тись, все остальные были потоплены или захвачены.