суда разных флотов мира

Морские сражения конца XIX века: Цусимское сражение, Лисское сражение.

Aspose.Words.f18aa5dc-fec2-4a41-a934-aa24aa6778f4.001Морские сражения конца XIX века: Цусимское сражение, Лисское сражение.

Одно из первых морских сражений между паровыми флотами произошло 20 июля 1866 г. у острова Лисса во время австро-итальянской во­йны. Фактически это было первое сражение винтовых кораблей, и оно не привело к такти­ческим нововведениям по сравнению со сраже­ниями, в которых участвовали парусные суда: итальянская броненосная эскадра выступила киль­ватерной колонной, а австрийская клином, что позволило ей прорваться сквозь строй противни­ка и разбить его корабли на небольшие группы. Во время боя «Фердинанд Макс» с адмиралом Тегеттхоффом на борту нанес таранный удар итальянскому броненосцу «Ре д'Италия» и пото­пил его. Австрийский броненосец «Кайзер» тоже пытался протаранить «Ре ди Портогалло», но безуспешно. Сражение при Лиссе возродило во­енно-морскую тактику века весельных судов, когда основным оружием служил таран, поскольку артиллерийский огонь не мог использоваться в полной мере из-за малой дальнобойности пушек, все еще стрелявших ядрами.

27 мая 1905 г. в Цусимском сражении приме­нялась абсолютно иная тактика. Решающую роль сыграл не таран, а артиллерия.

Сражение происходило между русским фло­том, под командованием вице-адмирала Рожественского, и японским, который возглавлял адмирал Того.

Русская эскадра, покинув 14 октября 1904 г. балтийский порт Либаву (Лиепая), обогнув Аф­рику, пересекла Индийский океан и спустя семь с лишним месяцев (20 мая 1905 г.) вошла в Восточно-Китайское море. Направляясь Корейским проливом Рожественский намеревался прорвать­ся к Владивостоку — русской дальневосточной морской базе — но в ночь на 26 мая был заме­чен японским дозорным крейсером. В Цусимском сражении корабли шли кильватерными колонна­ми. Это продемонстрировало важность дальнобой­ности артиллерии. Корабли, вступающие в бит­ву, должны были видеть друг друга, легкого ту­мана или облачности, не говоря уже о темноте, было достаточно для прекращения боя.

Русские впервые заметили японские корабли со стороны левого борта, что было принято во внимание Рожественским при выборе боевого построения кораблей. Но когда туман рассеялся, Рожественский обнаружил, что главные силы японцев располагались справа по борту от него. Японцы сразу же открыли огонь из дальнобой­ных орудий, потопив и повредив немало русских кораблей, которые еще до рассвета были атако­ваны торпедами с миноносцев. С наступлением темноты, под командованием контр-адмирала Небо- гатова, остатки русской эскадры отошли на север. Но утром они были обнаружены превосходящими силами японцев и вынуждены были сдаться.
Цусимское сражение (27 мая 1905 г.)

Сражение произошло во время Русско-японской войны 1904-1905 гг. и сыграло важную роль в развитии военно-морской тактики, продемонстрировав непри­годность тарана. Диаграмма показывает начальные этапы сражения. Первая и вторая японские эскадры продвигались одной кильватерной колонной, ретья шла параллельно им. Русская эскадра при­близилась единой линией. Она заметила противни­ка со стороны левого борта и воспользовалась прикрытием тумана, чтобы изменить боевое пос­троение и запутать противника. Но когда туман рассеялся, первая и вторая японские эскадры ока­зались справа по борту. Сражение происходило при максимальной дальности огня и доказало превос­ходство японской артиллерии.

Лисское сражение (20 июля 1866 г.).

Диаграмма показывает расположение итальянской и австрийской флотилий в начале сражения. Итальянская эскадра под командованием адмирала Персано шла из Анконы к Лиссе и насчитывала 11 броненос­цев и броненосный таран «Аффондаторе». Австрийская эскадра, под командованием адмирала Тегеттхоф- фа, располагалась в порту Пола, который покинула 19 июля, чтобы вступить в бой с неприятелем. Эскадра Тегеттхоффа насчитывала 7 броненосцев и 7 деревянных кораблей. Основ­ным оружием Лисского сражения стал таран, так как даль­ность орудий, стрелявших ядрами, была невелика.