суда разных флотов мира

Новые эсминцы - ракетные корабли. Вертолетоносцы.

Ðàêåòíûé óäàð ÂàðÿãàНовые эсминцы - ракетные корабли. Вертолетоносцы.

В 1950-1957 гг. ВМС некоторых стран стро­или новые эсминцы, вооруженные только орудиями, а не ракетные корабли или вертолетоносцы, как это принято ныне. Но в этом разделе речь пойдет лишь о ракетных кораблях - эсминцах и ракетных вертолетоносных эсминцах - вертолетоносцах. Они являют самую последнюю ступень в разви­тии эсминцев и есть как в ВМС сверхдержав, так и в ВМС второстепенных стран.

Первой страной, построившей ракетные корабли - новые эсмин­цы, стали Соединенные Штаты: десять кораблей типа «Фэррагат» (1959-1961) и двадцать три — типа «Чарлз Ф. Адаме» (1960-1964).

Одной из первых второстепенных стран, пос­троивших новые ракетные корабли - эсминцы, была Ита­лия. В 1963-1964 гг. были завершены «Импавидо» и «Интрепидо». Они вооружены двумя 5- дюймовыми (127 мм) орудиями в спаренной баш­не на носу, четырьмя 3-дюймовыми (76 мм) зе­нитными орудиями на четырех платформах по бокам труб и ракетной установкой «Тартар» на кормовой надстройке. Подобно всем послевоен­ным итальянским новым эсминцам, эти корабли имеют гладкую палубу вровень с бортами, с большой надстройкой, занимающей всю ширину судна пе­ред первой трубой. На корабле две трубы и две мачты (обе решетчатые) — кормовая поддержи­вает большую антенну радара. Эти новые эсминцы - вертолетоносцы при­водятся в движение силовой установкой из двух турбин с двойной редукторной передачей и че­тырех котлов. Максимальная скорость 33 узла.

ВМС некоторых малых стран решили модер­низировать существующие новые эсминцы и снарядить их ракетными установками вместо орудий; одна из таких стран — Чили, которая в 1964 г. ус­тановила две счетверенные противовоздушные ракетные установки малой дальности «Си Кэт», а в 1971-1975 гг. — четыре ракеты «Экзосет» на эсминцах «Альмиранте Риверос» и «Альми ранте Уильяме», в 1956-1960 гг. построенных на верфи Армстронга. ВМС Германии установи­ли ракетные установки «Экзосет» на эсминцах «Хамбург» в 1964-1968 гг.

Шведские ракетные корабли типа «Эстергётланд» (1958-1959) и «Халланд» (1955-1956) получили похожее оснащение в 1965-1969 гг. Эсминцы «Халланд» все еще имеют полубак, тогда как «Эстергётланд» — гладкую палубу вровень с бортами. Оба типа сохранили некоторые орудия: корабли типа «Эстергётланд» имеют четыре ору­дия калибра 4,7 дюйма (120 мм) в двух спарен­ных башнях — на носу и на корме — и четыре зенитных пулемета калибра 1,5 дюйма (40 мм), а также шеститрубный торпедный аппарат. Четырехствольная ракетная установка «Си Кэт» раз­мещена на корме. У «Халланда» четыре орудия калибра 4,7 дюйма (120 мм) в двух спаренных башнях на носу, спаренное зенитное орудие калибра 2,2 дюйма (57 мм) на корме и шесть пулеметов калибра 1,5 дюйма (40 мм). Ракетная установка для уничтожения надводных целей (для ракет Rb 08 А) расположена на крыше надстрой­ки за второй трубой.

В советских ВМС все новые эсминцы, построенные после 1963 г., модифицированы и оснащены ра­кетными установками. Первым подвергся моди­фикации тип «Котлин» (1954-1956), девять ко­раблей из которого превратились в SAM «Кот­лин» в 1967-1972 гг, поменяв кормовые орудия на спаренную противовоздушную ракетную ус­тановку. Затем наступила очередь типов «Канин» («Жгучий») — 1968-1975 гг., «Кильдин» («Неуло­вимый») — 1958 г. и «Кашин» («Образцовый») — 1963 г. (Первое название — принятое в НАТО наименование данного типа, в скобках — насто­ящее название первого корабля данного типа). Ракетные установки заменили на кораблях SAM «Котлин» одну из орудийных башен, а в типе «Кильдин» кормовую ракетную установку позже заменили двумя башнями со спаренными 3-дюй­мовыми (76 мм) орудиями, ракетное вооружение состояло из четырех ракетных установок для уничтожения надводных целей (по две с каждо­го борта у кормовой трубы).

Шесть из двадцати кораблей типа «Кашин», который стал вертолетоносцем (1963-1972) в 1974-1979 гг. подверглись пере­делке. Корпус стал на 3 м длиннее. К первона­чальному ракетному вооружению из двух спа­ренных противовоздушных ракетных установок SA-N-1 (одна на носу и одна на корме на кры­ше надстройки) добавились четыре ракетные ус­тановки SS-N-2 по сторонам кормовой надстрой­ки для уничтожения надводных целей. Вооруже­ние завершается четырьмя 3-дюймовыми (76 мм) орудиями в двух башнях (одна на носу и одна на корме), четырьмя установками типа «Гатлинг» (ракетными) и четырьмя многоствольными бом­бометами. Корабли оснащены также одним пя- титрубным торпедным аппаратом между двумя трубами для уничтожения надводных целей. Пер­выми в мире ракетным эсминцы этого класса приводи­лись в движение газотурбинной силовой уста­новкой.

Возвращаясь к специально построенным ра­кетным кораблям, следует упомянуть китайские корабли типа «Люйда» 1971 — 1975 гг. построй­ки, вооруженные четырьмя орудиями калибра 5,1 дюйма (130 мм) в двух спаренных башнях (на носу и на корме), восьмью пулеметами ка­либра 1,4 дюйма (37 мм) и шестью ракетами в двух строенных установках (для уничтожения над­водных целей) — за первой и второй трубами.

Новые эсминцы французских ВМС «Сюффрен» и «Дюкесн», были вертолетоносцами и вооружены двумя орудия­ми калибра 3,9 дюйма (100 мм), оба на носу, для уничтожения надводных целей — четырьмя раке­тами «Экзосет» в индивидуальных установках, рас­положенных на надстройке за трубой, и противо­воздушной ракетной установкой на корме плюс противолодочная ракетная установка «Малафон» на палубе в средней части корабля, за трубой. Отличительной чертой этих новых эсминцев является большая сфера, в которой заключена антенна ра­дара, за мостиком. Самые современные эсминцы ВМС Соединенных Штатов — корабли типа «Ти кондерога» («Эгис») со спаренными ракетными установками на носу и на корме. Их можно распознать по плоским электронным радарам, передающим информацию автоматизированной системе ракетного контроля. Корпуса аналогич­ны корпусам эсминцев типа «Спрюенс». Следую­ щим из самых современных является тип «Кидд» (четыре корабля - все вертолетоносцы) 1981-1983 гг. постройки. Пер­воначально их заказали иранские ВМС, но пос­ле падения шаха контракт сорвался, и корабли купили Соединенные Штаты. Это эсминцы, ана­логичные типу «Спрюенс» с ракетным вооруже нием. Полное водоизмещение 8 300 т. Палуба гладкая, идет вровень с бортами. Имеется ог­ромная надстройка и две большие решетчатые мачты. Силовая установка — газотурбинная. Две большие трубы включены в надстройку. Воору­жение: две спаренные универсальные противо­воздушные и противолодочные ракетные установ­ки (одна на носу и одна на корме) плюс два 5- дюймовых (127 мм) автоматических орудия, так­же расположенных на носу и на корме.

Двадцать три корабля типа «Чарлз Ф. Адаме» («Бьюкенен») водоизмещением 4 500 т, постро­енные в 1961-1964 гг., также имеют палубу вро­вень с бортами, большую надстройку перед пер­вой трубой и другую — за второй трубой. Ра­кетное вооружение состоит из одинарной и спа­ренной противовоздушных установок «Тартар» на кормовой надстройке и восьмиствольной проти­володочной установки Л5/?ОС на надстройке между двумя трубами. Что касается противоло­дочного вооружения, то оно включает два трех­трубных торпедных аппарата. Силовая установка состоит из двух турбин мощностью 70 000 л. с. и четырех котлов и позволяет развивать скорость до 35 узлов.

ВМС Германии обладают тремя новыми эсминцами - ракетными кораблями типа «Лютьенс» американской постройки; по сущест­ву, они повторяют тип «Адаме».

Итак, мы рассмотрели только ракетные корабли - новые эсминцы, но существует множество кораблей, пос­троенных в эти же годы, которые кроме ракет­ного вооружения имеют еще ангар и вертолет­ную площадку - вертолетоносцы. Вертолет используется для про­тиволодочных действий.

Примерами таких кораблей являются арген­тинские «Альмиранте Браун», или «Меко 360», заказанные в Германии. Они имеют четыре газо­вые турбины мощностью 56 000 л. с. и две — мощностью 10 680 л. с. Еще два аргентинских эсминца — «Эркулес», «Сантиссима Тринидад» — построены в 1976 и 1981 гг. Их силовые уста­новки тоже исключительно газотурбинные, а сами корабли повторяют английский тип «Шеффилд», или тип «42».

В арсенале канадских ВМС также есть ра­кетные эсминцы — вертолетоносцы с газотур бинной силовой установкой: четыре корабля типа «Ирокез» 1972-1973 гг. постройки. У них не­обычный профиль, с двумя большими надстрой­ками в средней части — передняя для мостика, задняя для ангара на два вертолета. Еще одна интересная деталь — труба, расположенная меж­ду двумя надстройками и разделенная в верхней части на два отделения: одно отклоняется к пра­вому борту, другое — к левому. Корма также необычна: она словно разрезана пополам уста­новкой для глубинного сонара (гидролокатора). Вооружение включает в себя две счетверенные противовоздушные установки «Си Спэрроу» в но­совой части надстройки, 5-дюймовое (127 мм) орудие ОТО «Мелара» итальянской постройки — в башне на носу, один бомбомет «Лимбо» и два трехтрубных противолодочных торпедных аппа­рата.

Три ракетных корабля - эсминца - вертолетоносца ВМС Франции типа «Жорж Леги» 1979-1982 гг. пос­тройки — газотурбинные, а три таких же ко­рабля типа «Турвиль» (1974-1977) имеют паро­турбинную силовую установку. Корабли типа «Жорж Леги» имеют две большие надстройки — перед и за большой трубой. В кормовой над­стройке размещается ангар, а взлетная площад­ка — на корме на главной палубе. Вооружение состоит из орудия калибра 3,9 дюйма (100 м), расположенного на носу, и двух пулеметов ка­либра 0,7 дюйма (20 мм). Затем следуют четыре ракеты «Экзосет» для уничтожения надводных целей, расположенные на крыше кормовой над­стройки, одна противовоздушная ракетная уста­новка «Кроталь» далее к корме, наконец, два однотрубных противолодочных торпедных аппа­рата.

В то время как аргентинские и канадские новые эсминцы обладают только газотурбинной сило­вой установкой, которая используется для раз­вития полного и крейсерского хода, эсминцы типа «Жорж Леги» для крейсирования пользуются двумя дизельными двигателями мощностью 10 000 л. е..

Два итальянских ракетных эсминца-вертолетоносца «Ардито» и «Аудаче» (1972-1973) — паротурбоходы водоизмещением 4 400 т с двумя большими надстройками — в передней части кор­пуса и в кормовой, и вертолетной площадкой в самой корме. Две очень высокие мачты-трубы весьма примечательны: передняя несет трехно­гую мачту, а кормовая — большую антенну радара. Корабли вооружены двумя 5-дюймовыми (127 мм) орудиями, расположенными в двух башнях на носу, и четырьмя 3-дюймовыми (76 мм) зенитными орудиями — по два с каждого борта в средней части корабля на главной палубе. Ракетная установка «Тартар» размещена на кор­мовой надстройке. Кроме того, имеются два трех­трубных противолодочных торпедных аппарата.

Японские ракетные эсминцы-вертолетоносцы класса «00145» имеют газотурбинную силовую установку. Два корабля типа «Сиране» (1980- 1981) и два типа «Харуна» (1973-1974) — паротурбоходы, сходные по внешнему виду и во­оружению. У эсминцев «Сиране» водоизмещение 5 250 т, «Харуна» — 4 700 т. Оба типа эсмин­цев имеют одну большую надстройку в средней части корпуса, с мостиком и постом управления в носовой части надстройки и ангаром — в кор­мовой. На «Харуна» надстройка имеет большую мачту-трубу, поддерживающую четырехногую мачту, а на кораблях типа «Сиране» две мачт- трубы. Вооружение состоит из двух 5-дюймовых (127 мм) орудий в двух башнях — одна за дру гой на носу, — за которыми следует восьмиствольная противолодочная ракетная установка ASROC. Противовоздушная ракетная установка «Си Спэрроу» расположена на кормовой части надстройки. Кроме этого, есть еще два трехтруб­ных противолодочных торпедных аппарата. Си­ловая установка — две паровые турбины мощ­ностью 70 000 л. с. Максимальная скорость 32 узла.

Два голландских эсминца типа «Тромп» отли­чаются тем, что приводятся в движение исклю­чительно газовыми турбинами (система СОGОG). Они построены в 1975-1976 гг. и имеют боль­шую сферическую конструкцию, как и француз­ские эсминцы «Сюффрен», и дымовую трубу с двумя секциями, как канадские «Ирокез». Одна надстройка находится в средней части корпуса ближе к носу, а другая — на корме. За трубой расположена мачта пирамидальной формы в ни­жней части и цилиндрической — в верхней.

Ракетные эсминцы-вертолетоносцы с газотур­бинной силовой установкой английских ВВС делятся на два типа: «Бродсуорд» водоизмеще­нием 4 ООО т к «Шеффилд» водоизмещением 4 500 т. Оба типа имеют гладкую палубу, иду­щую вровень с бортами, но у «Шеффилда» ря­дом с основной надстройкой оставлены две пол­оски палубы, образующие проходы с каждого борта, а на «Б роде у орде» надстройка занимает всю ширину корпуса и проходы размещаются под ее крышей. На кораблях типа «Шеффилд» два сферических кожуха для антенн радара — на мостике и на кормовой части надстройки, боль­шую антенну радара поддерживает низкая коробообразная конструкция; между двумя коробча­тыми мачтами — громадная труба. Эсминцы этого класса вооружены орудием калибра 4,5 дюйма (115 мм) — в башне на носу, двумя зенитными пулеметами калибра 0,7 дюйма (20 мм) н двумя салютными орудиями. На носу, за орудийной баш­ней, размещается спаренная ракетная установка для уничтожения надводных целей «Си Дарт». Имеется и обычное противолодочное вооружение: два трехтрубных торпедных аппарата и вертолет.

На кораблях типа «Броде у орд» также имеют­ся две коробчатые мачты и большая труба. Обычных орудий они не несут, только по одно­му пулемету калибра 1,5 дюйма (40 мм) с обеих сторон трубы. Тем не менее последние корабли этого класса будут иметь орудие калибра 4,5 дюй­ма и восемь (вместо четырех) ракет для уничто­жения надводных целей. Ракеты «Экзосет» в че­тырех установках расположены на носу в колодце главной палубы. Противовоздушные ракеты «Си Вулф» — в двух шестиконтейиерных установ­ках: одна на носу, за «Экзосет», другая — на корме, на надстройке ангара. Каждый корабль несет два противолодочных вертолета и два трех­трубных торпедных аппарата. Скорость достига­ет 29—30 узлов.

В ВМС США наиболее современным типом эсмиицев-вертолетоносцев является «Спрюенс», включающий тридцать одни корабль водоизмеще­нием 7S10 т, построенной после 1976 г. (только

прототип «Спрюенс» был построен в 1975 г.). Эти корабли не классифицируются как ракетные, тем не менее в состав их вооружения входят ракет­ные установки для уничтожения надводных це­лей «Харпун», противовоздушные ракеты «Си Спэрроу» и противолодочные ракеты АБЙОС. Что касается внешнего облика и расположения ору­жия, они идентичны четырем эсминцам класса «Кидд», хотя в кормовой надстройке размещен ангар, а за ним взлетная палуба. Вооружение состоит из двух 5-дюймовых (127 мм) орудий в двух башнях (на носу и на корме). Перед мос­тиком расположена восьмиконтейнерная установка для ракет Л5/?ОС, а на надстройке за передней трубой — платформа для установки «Харпун» (ракеты для уничтожения надводных целей). В кормовой оконечности, на надстройке ангара, — установка «Си Спэрроу». Силовая установка со­стоит из четырех газовых турбин «Дженерал Электрик», которые вращают два винта. Газовые турбины и валы винтов могут соединяться и отсоединяться, с тем чтобы в режиме экономии каждый вал вращала лишь одна турбина. Сило­вая установка работает очень тихо, что очень важно для ведения противолодочных действий.

Итак, в 1983 г. ракетные корабли достигли водоизме­щения около 8 000 т, которое не только больше 7000-т водоизмещения крейсеров так называемо­го «лондонского» типа, таких как итальянские «Монтекукколи» и английские «Лидеры», но даже больше водоизмещения некоторых линкоров, пос­троенных в прошлом веке.

Новые эсминцы не несут более орудий и торпед для уничтожения надводных целей. Вооружение пред­ставляет собой сложное оружие с дистанцион­ным управлением, требующее такого же слож­ного электронного оборудования для поиска цели и наведения. Нет больше силовых установок, состоящих из котлов и паровых турбин. И нако­нец, новые эсминцы используют такое незамени­мое оружие, как вертолет, поэтому должны иметь взлетную площадку и ангар - и не зря их называют вертолетоносцы .