Первые авианосцы
Ранее уже упоминалось, что в мае 1917 г. в британском Адмиралтействе приняли решение реконструировать крейсер «Фьюриес» в первый авианосец - «быстроходный гидропланный авианосец», хотя с самого начала нетрудно было предвидеть, что реально речь будет идти не только о гидропланах, но и об аэропланах с колесным шасси. «Фьюриес» послужил своего рода базовой моделью, от которой отталкивались в последующих экспериментах. В свою бытность крейсером, «Фьюриес» нес два 18-дюймовых (457 мм) орудия. Когда реконструированный «Фьюриес» вступил в строй 26 июня 1917 г., на месте передней орудийной башни у него была установлена узкая взлетная палуба с габаритами 228,01x 40,02 фута (69,5x13,3 м), а все остальные обычные для крейсера надстройки остались на месте: рубка, мачта на трех опорах, труба, задняя мачта и кормовое 18-дюймовое (457 мм) орудие.
Первые авианосцы
После того как испытательные полеты капитана третьего ранга Даннинга завершились трагически, «Фьюриес» подвергся второй реконструкции, с ноября 1917 г. до марта 1918 г.: кормовая орудийная башня была демонтирована, и за трубой по направлению к корме установлена вторая взлетная палуба, гораздо больше носовой — 300,19 фута (91,5 м) в длину и 50,03 фута (15,25 м) в ширину; с носовой взлетной палубой кормовая соединялась двумя огибающими центральную надстройку трапами, 169,94 фута (51,8 м) длиной и 11 футов (3,35 м) шириной каждый. Вооружение, сократившееся до десяти 5,5-дюймовых (140 мм) орудий, размещалось под кормовой взлетной палубой (четыре орудия) и под вышеупомянутыми трапами (по три орудия с каждого борта). После реконструкции 1921-1925 гг. «Фьюриес» обзавелся двухступенчатой палубой: верхняя длиной 582,51 фута (177,55 м) и шириной 65,61 фута (20 м), а нижняя длиной 196,85 фута (60 м). Тогда же под взлетной палубой появился большой двухэтажный ангар; надпалубная труба была демонтирована, вместо нее вытяжные трубы были проведены внутри корпуса, с выходными отверстиями над кормой, симметрично с обоих бортов. Демонтаж передней мачты означал, что в носовой части корабля, под взлетной палубой, необходимо установить два ходовых мостика. Тогда же с корабля сняли восемнадцать торпедных аппаратов, а также тормозное устройство, состоящее из натянутых на посадочной палубе железных тросов, — вместо него на укрепленных вдоль бортов кронштейнах установили горизонтальные сетки безопасности.
Авианосцев такого рода — с носовой взлетной палубой и кормовой посадочной, при сохраненных надстройках и внешних трубах — было всего два; второй — «Виндиктив», — заложенный на верфи как легкий крейсер, в январе-октябре 1918 г., еще в процессе строительства, претерпел существенные модификации и сошел со стапеля авианосцем. Взлетные палубы на «Виндиктиве» были меньше, чем на «Фьюри- есе», особенно заметно короче передняя; они соединялись одним трапом, огибающим центральную надстройку с двумя трубами — со стороны левого борта.
Когда «Фьюриес», после очередной модернизации в 1925 г., обзавелся взлетной палубой гладкого типа, из «Виндиктива» сделали легкий крейсер — чем он, по изначальным планам Адмиралтейства, и должен был быть.
Первые два авианосца с гладкой взлетной палубой и без надстроек, британский «Аргус» (1918) и американский «Лэнгли» (1922), представляли собой результат довольно радикальной модификации: «Аргус» когда-то был лайнером «Конте Россо», заказанным в 1914 г. на верфи Биэрдмор-Ярд итальянской пароходной компанией «Ллойд Сабодо», а «Лэнгли» — углевозом «Юпитер», построенным в 1911-1913 гг. и несколько лет прослужившем в американском МФ вспомогательным судном.
У «Аргуса» взлетная палуба имела габариты 550,32 x 67,94 фута (167,74 x 20,71 м); в самом ее начале, посредине, находился мостик, который во время взлетных или посадочных операций мог опускаться; внешние трубы были заменены двумя горизонтальными дымоходами, проходившими под палубой, с выходными отверстиями у бортов, над кормой. Установленное на «Аргусе» вооружение, сравнительно легкое, состояло из четырех 4-дюймовых (102 мм) зенитных орудий; два из них были смонтированы в носовой части корабля, на главной палубе, и могли стрелять вверх через специальные проемы во взлетной палубе, остальные два — тоже на главной палубе, на корме, за обрезом взлетной палубы.
У «Лэнгли» (бывшего «Юпитера») взлетная палуба имела размеры 533,95 x 31,16 фута (162,75 x 9,5 м); под ней, в носовой части корабля, размещался мостик. Труба же оставалась на своем первоначальном месте, только дымоход был удлинен и разделен на два колена, которые можно было в случае надобности опускать ниже уровня палубы, и дым выпускался с подветренной стороны. Такая система, впрочем, просуществовала недолго, и в конце концов на «Лэнгли» были оборудованы две вытяжные трубы по левому борту, которые тоже можно было опускать ниже уровня палубы. Что до вооружения, то оно состояло только из четырех 5-дюймовых (127 мм) антикорабельных орудий, зенитных же орудий предусмотрено не было; два из этих орудий были установлены в носовой части корабля, на палубе, еще два — на корме, на главной палубе.
Примечательно, что «Лэнгли» был первым авианосцем кораблем в американском ВМФ с турбоэлектри- ческой двигательной установкой и двумя ходовыми винтами. К 1937 г. «Лэнгли» как авианосец устарел и был переоборудован в гидроплан- ную плавбазу: взлетную палубу сократили до 328,08 фута (100 м), демонтировав ее переднюю часть, и в носовой части корабля возвели надстройку с мостиком. «Лэнгли» оставался в строю до 27 февраля 1942 г., когда был потоплен в Тихом океане.
В Японии прототипом для всех аналогичных судов первого поколения послужил первый авианосец «Хосо», построенный по специальному заказу в 1922 г. Первоначально над взлетной палубой авианосца, имевшей длину 509,02 фута (155,15 м) и ширину 74,8 фута (22,8 м), возвышались надстройка с мостиком и мачта, годом позже демонтированные. Двигательная установка «Хосо» состояла из восьми паровых котлов; три вытяжные трубы размещались по краю взлетной палубы и могли опускаться уровнем ниже. Антикорабельное вооружение состояло из четырех 5,5- дюймовых орудий на главной палубе — двух, расположенных симметрично перед мостиком, и по одному с каждого борта в средней части судна, сразу за трубами, рядом с 3-дюймовыми (76 мм) зенитными орудиями, которых было всего два.
Хотя британские авианосцы со ступенчатыми палубами — «Глориес» и «Корейджес», а также японские «Акаги» и «Кага» формально не принадлежат к авианосцам первого поколения, имеет некоторый смысл рассмотреть их в этой же группе.
«Глориес» и «Корейджес» принадлежали к тому же классу крейсеров, что и «Фьюриес» (четыре 15-дюймовых — 381-мм — орудия), и успели принять участие в боевых действиях первой мировой войны. После подписания в 1922 г. Вашингтонского договора британское Адмиралтейство решило оборудовать эти два корабля ступенчатыми палубами (как у «Фьюриеса» после реконструкции 1925 г.). Отличие заключалось в том, что по правому борту на взлетной палубе был установлен «остров», совместивший в одной надстройке мостик и трубы, что позволило избежать необходимости прокладывать под палубой горизонтальные дымоходы. Верхняя взлетная палуба имела длину 574,14 фута (175 м) и ширину 77,09 фута (23,5 м), носовая же взлетная палуба имела длину 59 футов (18 м). Идея заключалась в том, что носовая палуба предназначалась для истребителей, а верхняя — для бомбардировщиков и торпедоносцев и эксплуатироваться они могли одновременно, не создавая друг другу помех. Антикорабельной артиллерии на этих судах не было, только шестнадцать 4,7-дюймовых (120 мм) зенитных пушек, пятьдесят зенитных пулеметов и четыре 3-дюймовых (76 мм) «церемониальных» орудия. Два носовых зенитных орудия размещались в передних углах взлетной палубы, два кормовых на главной палубе, а по шесть бортовых — на специальных платформах на уровне главной палубы, каждое орудие в отдельном прямоугольном проеме в фальшборте. Корпус корабля сохранил крейсерское бронирование: 3 дюйма (76 мм) на броневом поясе, 1,5 дюйма (38 мм) на центральных укреплениях, плюс 1-дюймовое (25 мм) бронирование на уровне главной палубы и 1,4-1,9-дюймовое (37-50 мм) на уровне защитной палубы, плюс защитные були с обеих сторон на подводной части судов. 8 июня 1940 г. «Глориес» был потоплен немецкими линейными кораблями «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а «Ко- рейджес» 17 сентября 1939 г. торпедирован немецкой подводной лодкой «U-29».
Японский авианосец «Кага», сооруженный на основе корпуса линейного корабля, вошел в строй 31 марта 1926 г. Его взлетная палуба была трехступенчатой; две горизонтальные вытяжные трубы отводили дым от котлов к выводным отверстиям над кормой. Противокорабельное вооружение состояло из десяти 8-дюймовых (203 мм) орудий; четыре из них были установлены попарно в двух орудийных башнях в носовой части средней взлетной палубы и по три с каждого борта на уровне главной палубы в кормовой части корабля. Двенадцать 4,7-дюймовых (120 мм) зенитных орудий были смонтированы в шести спаренных установках на отдельных платформах в средней части корабля.
Вошедший в строй 25 марта 1927 г. «Акаги» имел трехступенчатую взлетную палубу и был сооружен на основе линейного крейсера. Выходные отверстия двух труб по правому краю взлетной палубы были выполнены на одном уровне с самой палубой. Передняя труба выпускала дым в сторону и вниз, задняя — в сторону и вверх. «Острова», как такового, соответственно не было, только штурманская рубка по правому краю верхней палубы. Противокорабельная и зенитная артиллерия размещалась точно так же, как на «Кага». В результате модернизации («Кага» в 1935-1936 гг., «Акаги» в 1935-1938 гг.) две носовые взлетные палубы были демонтированы, а вместо них установлена одна, вдоль всей длины корабля, размерами 906,49 х 100 футов (276,3 х 30,5 м); две бортовые вытяжные трубы также были демонтированы, вместо них установили одну наклонную по правому борту. Заключавший в себе мостик небольшой «остров» устанавливался на «Акаги» по левому борту, а на «Кага» по правому. «Акаги» лишился двух носовых орудийных башен со спаренными орудиями, и антикорабельная артиллерия на нем осталась представленной шестью 8-дюймовыми (203 мм) пушками. Носовые башни на «Кага» также были демонтированы, но антикорабельных орудий так и осталось десять, потому что число бортовых орудийных башен возросло на четыре; 5-дюймовых (127 мм) зенитных орудий вместо двенадцати стало шестнадцать, установленных попарно на консолях, значительно выступавших за края взлетной палубы На «Акаги» же так и осталось двенадцать 4,7-дюймовых (120 мм) зенитных пушек. Количество лифтов, поднимавших самолеты из ангара на взлетную палубу, возросло на обоих кораблях с двух до трех.
Французский «Бёрн» принят в состав ВМФ в мае 1927 г. В отличие от всех ранее упомянутых авианосцев, оборудованных прямоугольными или почти прямоугольными взлетными палубами, у «Бёрна» взлетная палуба резко сужалась к носу и корме, следуя очертаниям корпуса крейсера класса «Нормандия»; крейсер этот, заложенный еще в первую мировую войну, не успев достроить, переделали в авианосец. Еще одна примечательная особенность «Бёрна» в том, что это был единственный авианосец, оборудованный двигательной установкой из двух турбин и двух поршневых машин, на четыре гребных винта. Взлетная палуба была совершенно чистой, даже «остров» по правому борту был вынесен за корпус и установлен на консолях. Под «островом» в корпусе были проделаны воздухозаборные отверстия, чтобы холодный внешний воздух, смешиваясь с продуктами сгорания, понижал температуру внутри и препятствовал образованию над взлетной палубой воздушных вихрей. Антикорабельное вооружение состояло из восьми 6,1-дюймовых (155 мм) орудий в бронированных башнях: по два с каждого борта перед «островом» на уровне главной палубы и четыре на юте; так же на «Бёрне» устанавливались четыре торпедных аппарата. Зенитное же вооружение состояло из шести 4,7- дюймовых (129 мм) и восьми 3-дюймовых (76 мм) орудий плюс двенадцать пулеметов. Самолетопод- ъемники закрывались двустворчатыми люками; когда самолеты поднимались из ангара на взлетную палубу, створки необходимо было постоянно держать открытыми.