Первые северные корабли
Сведения о военных северных кораблях древних обитателей стран Северной Европы, которыми мы располагаем, значительно более скудны, чем те, которые относятся к народам средиземноморских стран. даже небольшие корабли, которые сохранились нетронутыми, так как были погребены и законсервированы в иле на дне рек и озер или же служили гробницами вождей в соответствии с погребальным ритуалом того времени. Наконец, историки и писатели дали нам описания кораблей сьонских галлов (Сьон — город на юге современной Швейцарии на Роне), вроде тех, что приводит Тацит в «Германии» и последующие, средневековые образцы, вроде приведенных Трофеусом в труде «История деяний норвежцев» («Historia Rerum Norvegicarum»). Дополнительную информацию можно также найти в сагах, которые рассказывают о подвигах великих героев и вождей.
Древнейшими судами были пироги, выдолбленные из древесных стволов, но в бронзовом и даже каменном веке, безусловно, существовали лодки с каркасом из дерева или из костей животных, обшитые оболочкой из звериных шкур, как это и поныне делается эскимосами, когда они создают свои умиаки.
Впоследствии корабли изготовлялись из дерева, хотя они никогда не достигали размеров средиземноморских судов, да и не имели более одного ряда весел. Более того, у этих кораблей никогда не было таранов. Что же касается кормового весла, то на северных кораблях их было только по одному, а не по два, как на средиземноморских. И это единственное кормовое весло располагалось по правому борту. Подобное положение дел объясняет происхождение англо-саксонского слова starboard, которое до сих пор обозначает правый борт корабля, оно является искаженным steer board — борт, с которого пра вят кораблем. На северных кораблях имелось только по одной мачте, но ее нельзя было опускать, как на средиземноморских судах. Парус был прямым и держался либо на двух реях (нижний короче верхнего), либо на одном-единственном рее. На некоторых изображениях более древних кораблей видны паруса, явно состоящие из квадратов, расположенных по диагонали относительно рея. Принято считать, что эти диагональные линии — результат того, что на полотнище паруса нашита ткань или кожа двойной толщины, дабы сделать его крепче. Якорь, найденный в Ладблю на острове Фюн в Дании, датируемый десятым веком, имеет железные лапы и веретено, но деревянный шток. Он снабжен цепью в 33 фута длиной (10 м) с канатом на конце. Как уже упоминалось ранее, на северных кораблях не имелось ни таранов, ни башен. Оружием были копья да мечи для ближнего боя и камни и стрелы для дальнего. В бою, чтобы притянуть свой корабль к вражескому, использовались абордажные крючья. Трофеус сообщает о разновидности «дельфина», которую называет «5(аЬпНаг» и которая представляла собой брус, свисающий с мачты, имеющий на обоих концах металлические наконечники. Орудовали этим приспособлением, раскачивая его из стороны в сторону.
Одним из необычных способов атаки было использование пращи для метания емкостей, содержащих золу или известь, чтобы ослепить врага. Этот способ использовался также и на Средиземном море позднее, в средние века.