Подлодки с паровыми двигательными установками и паровыми двигателями (1900-1920 гг.)
Уже говорилось, что первой настоящей подлодкой был французский «Нарвал», построенный на шербурских военно-морских верфях в 1889-1900 гг. «Нарвал» оснащался поршневым паровым двигателем мощностью 246,5 л. с. и паровым котлом системы Зейгля (на пять горелок), работающим на нефти. Очевидно, что никак было не обойтись без трубы, через которую при надводном ходе выпускались продукты сгорания и которую при погружении следовало задраивать. На то, чтобы заглушить котлы, задраить выпускные отверстия и наполнить балластные цистерны, уходило 25 минут. На подводных лодках следующих моделей это время удалось снизить до 12 минут; кстати, на субмаринах типов «Тритон», «Сирена», «Силур» и «Эспадой» устанавливались уже не два внешних торпедных аппарата, а четыре.
Подлодки с паровыми двигательными установками и паровыми двигателями (1900-1920 гг.)
За первыми лодками, оборудованными одним гребным винтом, последовала серия субмарин с двумя гребными винтами: восемь типа «Плювиоз», пять типа «Папен» и две типа «Ампер», построенные в 1907-1910 гг. Они были крупнее «Сирен» и имели водоизмещение 398/550 т, против 157/213 т. На них ставилось по два тройных детандера (двигатель, работающий на принципе охлаждения газа за счет его расширения) общей мощностью 690 л. с. (почти в два раза больше, чем у двигателей предыдущего типа, 246,5 л.е.), что позволяло развивать скорость надводного хода до 12,5 узлов. Электромоторы мощностью 453,7 л. с. позволяли развивать скорость подводного хода до 8 узлов. Необходимое для подготовки к погружению время сократилось до 5-6 минут. Эти субмарины оснащались шестью внешними торпедными аппаратами, а некоторые типы — еще и вмонтированным в корпус носовым.
Точно так же, как это происходило в то время с двигательными установками надводных кораблей, поршневые двигатели на подлодках стали заменяться турбинами. Первой подлодкой, оснащенной турбинным двигателем, была построенная в 1911-1914 гг. «Густав Зеде» водоизмещением 740/1 ООО т и двумя редукторными турбинами общей мощностью 2 367 л. е., вращающими два гребных винта. Пар вырабатывался четырьмя котлами (топливом служила нефть), и максимальная скорость надводного хода достигала 19 узлов. Вооружение «Густава Зеде» состояло из двух внутренних торпедных аппаратов, шести внешних и двух пушек (одна перед рубкой, другая позади).
После столь удачного прототипа было решено построить серию из восьми субмарин, оборудованных турбинами; заложены они были в 1914-1917 гг. Но в процессе строительства в проект внесли изменения, и шесть из восьми лодок, сошедшие со стапелей в 1919-1920 гг., были оборудованы дизельными двигателями. Таким образом, только «Дюпюи де Лом» и «Сане» (1915-1916) оказались оснащенными паровыми турбинами.
Подлодки этого типа характеризовались водоизмещением в 833/ 1 100 т, двигательной установкой из двух турбин общей мощностью в 3 945 л. е., четырьмя работающими на нефти котлами и максимальной скоростью в 18 узлов. Вооружение состояло из носовых торпедных аппаратов плюс шесть аппаратов, укрепленных на корпусе, а также два орудия (одно перед рубкой, другое позади). Но и на этих двух субмаринах в 1922 г. паровые турбины были заменены дизелями общей мощностью 2 860 л. е., и максимальная скорость упала до 16 узлов. «Дюпюи де Лом» и «Сане» оставались во французском ВМФ до 1934-1935 гг.
Британский ВМФ также строил субмарины, оснащенные паровыми турбинами, так как по разрабатывавшейся Адмиралтейством стратегии подводной войны возникала необходимость в подлодках, способных развивать скорость надводного хода до 24 узлов. Эти английские субмарины были крупнее аналогичных французских — 336,08 фута (102,44 метра) в длину и водоизмещением 1 880/2 650 т. Двигательная установка для надводного хода состояла из двух турбин общей мощностью 10 000 л.с., пар для которых вырабатывался двумя паровыми котлами (причем продукты сгорания от каждого из котлов отводились отдельной дымовой трубой). Для подводного хода использовались два электромотора (каждый приводил в движение свой гребной винт) общей мощностью 1600 л. е., позволявшие развивать скорость 9,5 узлов.
Не исключено, что эти подлодки были первыми в истории кораблестроения оборудованными дополнительными двигателями, эксплуатировавшимися как для крейсерского хода, так и в первые моменты после подъема на поверхность, пока разогреваются основные котлы. Это был восьмицилиндровый дизельный двигатель эффективной мощностью 800 л. е., питавший генератор электромоторов. Вооружение состояло из трех 4-дюймовых (102 мм) или 3-дюймовых (76 мм) орудий, первоначально устанавливавшихся следующим образом: одно на надстройке, одно перед надстройкой и одно позади. Впоследствии все три орудия были перенесены на надстройку, при этом одно устанавливалось перед рубкой, а два позади. Торпедных аппаратов было десять: четыре в носу, четыре в средней части лодки поперек корпуса и два наружных на центральной надстройке. Всего к этому типу принадлежало семнадцать субмарин плюс восемнадцатая, модифицированная, получившая обозначение «К-26». Все они выведены из боевого состава в 1921-1926 гг., только «К-26» в 1931 г.