Подводные лодки второй мировой войны. Изобретение шноркеля и субмарины
В годы между двумя мировыми войнами и во время второй мировой войны каких-либо существенных изменений в конструкции, вооружении и двигательных установках подводных лодок не производили. Единственное радикальное нововведение применялось только германским ВМФ, и только в два последние года войны — шноркель (длинная трубка, позволявшая дизельному двигателю работать, даже когда лодка находится полностью под водой). Обычно изобретение шноркеля приписывают голландскому ВМФ, но сходное устройство, спроектированное майором итальянского Инженерного корпуса Ферретти, испытывалось еще в 1925 г. на подводной лодке «Н-3». Предполагалось, что оно будет устанавливаться на субмаринах типа «Сирена», но в 1937 г., когда субмарины были еще на верфях, от этой идеи было решено отказаться; в результате ни одна построенная в годы второй мировой войны итальянская подводная лодка так и не была оснащена шноркелем.
Подводные лодки второй мировой войны. Изобретение шноркеля и субмарины
В голландском ВМФ сходное с шноркелем устройство было сооружено по проекту лейтенанта Виккерса и установлено на строившихся в 1938-1939 гг. подводных лодках «0-19» и «0-20». Когда в мае 1940 г. немцы вторглись в Голландию, четыре субмарины, «0-21 »-«0-24», нашли убежище в британских портах; на всех четырех были установлены шноркели. Впрочем, после серии испытаний в британском ВМФ решили эти устройства демонтировать как малополезные и слишком опасные.
Немцам в том же 1940 г. достались три голландские подводные лодки, «0-25»-«0-27», находившиеся в момент вторжения на верфях и все оснащенные шноркелями. Они были достроены и приняты на вооружение ВМФ рейха; но результаты испытаний шноркеля были сочтены ВМФ неблагоприятными, и «вентиляционную мачту» решили демонтировать. Но через три года, к 1943 г., британская ночная авиация стала использовать радары для обнаружения немецких подводных лодок, всплывающих на поверхность перезарядить батареи. В большинстве случаев после всплытия субмарину удавалось потопить. Вследствие тяжелых потерь, ВМФ Германии весной 1943 г. принял решение развернуть исследовательские работы, которые и привели к созданию шноркеля; в августе 1943 г. опытный образец был установлен на подводной лодке «1_!-57», и начались ходовые испытания. Конструктивно другой образец шноркеля, со складной трубой, испытывался на «и-235» и «11-237» в сентябре 1943 г. К концу сентября развернулась работа по оснащению шноркелями всех субмарин, возвращавшихся из похода на базу; к 1944 г. уменьшение потерь в подводном флоте вследствие применения шноркеля стало налицо.
В 1920-1945 гг. британские субмарины, как и в 1900-1920 гг., оснащались одним орудием на палубе перед рубкой или даже на самой рубке. На поступивших на вооружение в 1937— 1940 гг. океанских подводных лодках типа «Тритон» («Трайэмф») 4-дюймовое (102 мм) орудие устанавливалось в передней части рубки; к тому же они оснащались десятью торпедными аппаратами — шестью носовыми и четырьмя кормовыми. Они имели водоизмещение в 1 090/1 575 т. У минных заградителей типа «Пёрпес» орудие размещалось на палубе перед рубкой. А у лодок типа «Оберон» и «Один», наоборот, орудие устанавливалось в верхней части рубки. Малые же подводные лодки водоизмещением меньше 600 т обычно оборудовались одним орудием на палубе.
В 1934 г. на вооружение французского ВМФ поступил «Сюркуф» — единственная в мире подводная лодка, на которой устанавливались спаренное башенное 8-дюймовое (203 мм) орудие и ангар для небольшого гидроплана. Кроме 8-дюймовых (203 мм) орудий, вооружение «Сюркуфа» состояло из 1,4-дюймовых (37 мм) зенитных пулеметов, четырех обычных пулеметов и двенадцати торпедных аппаратов: двух внутренних носовых и четырех спаренных внешних наводящихся (двух перед рубкой и двух позади). Впрочем, эксперимент этот оказался не слишком удачным и впоследствии не повторялся. Обычно французские океанские субмарины того времени оборудовались одной-единственной пушкой, устанавливавшейся перед рубкой, — как, например, на пяти лодках типа «Морилло», тридцати типа «Ре- дутабль», пятнадцати типа «Аврора» и десяти типа «Сафир» (последние — минные заградители). Рубка у всех этих субмарин, как правило, была очень длинной. На «Редутаблях», кроме двух главных ходовых двигателей по 2 959 л. е., устанавливался вспомогательный двигатель на 740 л. с. Торпедное вооружение состояло из одиннадцати аппаратов: четырех внутренних (двух носовых и двух кормовых) и семи внешних (четырех перед рубкой и трех позади). Все внешние торпедные аппараты устанавливались уровнем ниже верхней палубы, так что издали не сразу были заметны.
Перед началом войны на вооружении ВМФ Германии находилось пятнадцать океанских субмарин: «и-25», «и-26», «и-37»-«и-44» и «и-64»-«11-68», все надводным водоизмещением 700 т. Кроме них, на вооружении находились двадцать четыре морские субмарины надводным водоизмещением 500 т «и-44»-«и-55» и «и-69»-«и-71» и тридцать две прибрежные субмарины того же водоизмещения. И океанские и морские субмарины оснащались одним орудием на палубе перед рубкой и шестью торпедными аппаратами — четырьмя носовыми и двумя кормовыми. Рубка имела очень маленькие габариты, и, таким образом, когда лодка всплывала на поверхность, ее было очень трудно визуально обнаружить. Во время войны также разрабатывались и другие типы субмарин. Например, океанская «Тип XXI» — первое подводное судно, достигшее скорости подводного хода в 17 узлов; «Тип XXIII» — прибрежная подводная лодка с одним гребным винтом и электромотором с бесшумным холостым ходом, для ожидания в засаде; а также «Тип XVII», оснащенный для подводного хода двигателем, работающим на перекиси водорода.
Японский ВМФ нуждался в подводных лодках, способных действовать по всей акватории Тихого океана, поэтому основной упор делался на увеличение радиуса действия. Например, «Кай- дай 144» (1924), имевший радиус действия 20 000 миль при скорости в 10 узлов (1924); или «Юн- сен» (1929) — 24 400 миль; или субмарины типа А с номерами от 12 по 14, с радиусом действия 22 000 миль. Поступившие на вооружение в 1938 г. шесть субмарин типа «Кайдай 6 А» (168-173) имели водоизмещение 1400 / 2 400 т и радиус действия 14 000 миль; вооружение их состояло из 3,9-дюймового (101 мм) орудия и шести торпедных аппаратов. На субмаринах «Юнсен» типа 1 М устанавливался ангар на один-два гидроплана, а на лодках I 6 и на всех лодках типа В — еще и катапульта. Во время воины на некоторых из этих субмарин вместо гидропланов перевозилось малое подводное ударное судно «Каитен». Международные договора здесь
ВМФ США, также в основном ориентировавшийся на тихоокеанский театр военных действий, был ничуть не менее озабочен созданием подводных лодок большого радиуса действия. Например, поступившие на вооружение в 1939 г субмарины типа «Сэмон» имели водоизмещение
450/2 198 т и радиус действия I 100 морских миль (при скорости в 10 узлов). Не столь крупные подводные лодки типа «Каттлфиш» (1934) водоизмещением I 120/1 650 т имели примерно такой же радиус действия. И на «Сэмоне» и на «Каттлфиш» артиллерийское вооружение состояло из одного орудия, устанавливавшегося за рубкой. К началу войны на основе этих двух типов подводных судов были разработаны субмарины типа «Гэтоу» водоизмещением I 526/410 т. Единственными из американских океанских субмарин, оборудованными двумя пушками перед рубкой и позади, были «Нарвал» и «Наутилус» (1930), а единственным минным заградителем, относившимся к той же категории подводных судов, был «Аргонот» (1928). Также следует отметить субмарины ВМФ США — четыре лодки типа «Боннта» (1924-1926) водоизмещением от 2 000 до 2 506 т, оборудованные кроме главных ходовых двигателей двумя вспомогательными, специально для обслуживания электрогенераторов. К декабрю 1941 г., когда началось война в Тихом океане, ВМФ США насчитывал в строю сто одиннадцать подводных лодок; японский — семьдесят четыре.
За 1920—1940 гг. на вооружение ВМФ Италии поступили шестьдесят восемь морских и сорок четыре флотских субмарины, а за годы войны — восемнадцать прибрежных, четыре океанских и две транспортных. К началу второй мировой войны по количеству стоящих на вооружении подводных лодок итальянский ВМФ уступал только русскому; на третьем месте была Франция (86 субмарин), на четвертом — Англия (69), на пятом — Япония (65) и на шестом — Германия (57). К концу войны вся эта последовательность фактически выстроилась в обратном порядке. Первые флотские субмарины ВМФ Италии поступили на вооружение в 1928 г. — «Ба- лилья», «Мнллелире», «Тотн» и «Счиеза». Они имели водоизмещение 1 450/1 904 т, а вооружение их состояло из одного 4,7-дюймового (120 мм) орудия, четырех 0,5-дюймовых (13,2 мм) пулеметов, шести носовых и двух кормовых торпедных аппаратов. Они могли развивать скорость до 17,5/8,9 узлов и оборудовались вспомогательным двигателем на 419 л. с. С помощью этого двигателя радиус действия удалось увеличить до 12 000 миль (при скорости в 7 узлов). Эти лодки были слишком стары, чтобы принимать участие в войне, и в 1946 г. были отправлены на слом.
Последними итальянскими флотскими субмаринами были четыре типа «Сент Бон», заложенные в сентябре-октябре 1939 г. и принятые на вооружение в середине 1941 г. Они имели водоизмещение 1 703/2 164 т, могли развивать скорость до 16,9/8,5 узлов и оборудовались вспомогательным двигателем мощностью в 493 л. е., увеличивавшим радиус действия до 19 500 миль (при скорости в 7 узлов). На них ставились не стандартные торпеды калибра 21 дюйм (533 мм), а меньшие, 17,7-дюймовые (450 мм), применявшиеся в основном при атаках на грузовые суда. Торпедных аппаратов было восемь носовых (с двадцатью резервными торпедами) и шесть кормовых (с двенадцатью резервными торпедами). Самой активной субмариной этого типа была «Каньи», успевшая сходить в два похода в южную Атлантику, первый длительностью в сто тридцать семь дней, а второй только восемьдесят четыре, так как 8 сентября 1943 г. было заключено перемирие. Остальные три подводных лодки типа «Сент Бон» были потоплены в годы войны.
Из прибрежных субмарин упоминания заслуживают лодки «класса 600», состоявшие из двух типов, «Перла» и «Адуя* (в 1936-1938 гг., на вооружение принято двадцать семь), а также типа «Платино» (в 1941-1942 гг. на вооружение принято тринадцать). Они имели водоизмещение 700/860 т, а из вооружения на них устанавливалось одно 3,9-дюймовое (100 мм) орудие и шесть торпедных аппаратов под обычные 21-дюймовые (533 мм) торпеды. Они принимали активное участие в боевых действиях в Средиземном море и несли тяжелые потери, из сорока субмарин этого типа двадцать девять были потоплены во время войны, а четыре захвачены немцами после заключения маршалом Бадолье перемирия 8 сентября 1943 г. Из семи этих лодок, оставшихся в Италии, шесть были переданы держа- вам-победительницам в счет репараций, в соответствии с мирным договором.
ВМФ других стран также имели на вооружении подводные лодки: например, бразильские «Та- мойо», «Тупи» и «Тимбрия», построенные в 1936-1938 гг., на верфях «Кантьере Одеро-Терни- Орландо» в Ла-Специя. Даже Эстония, одно из трех маленьких Балтийских государств, образовавшихся после развала Российской империи в 1919 г. и снова включенных в состав России в 1940 г., имела свой ВМФ и свои подводные лодки, «Ка- лев» и «Лембит», построенные в 1936 г. в Британии фирмой «Виккерс-Армстронг». Другое балтийское государство, Латвия, имело на вооружении, среди прочих, субмарины «Ронис» и «Спидола», построенные в 1926-1928 гг. на французских верфях «Луара»; как большинство французских подводных лодок того времени, «Ронис» и «Спидола» были оснащены двумя внешними торпедными аппаратами, перед рубкой и позади. ВМФ Финляндии имел на вооружении субмарины «Ветехинен», «Васихси» и «Ику Турсо», построенные на финских верфях в 1930-1932 гг. Греция, под влиянием Франции, закупала подводные лодки типа «Глав- кос», сооружавшиеся на верфях «Луара» в Нанте. Голландские субмарины обозначались «019» и «020» (1939), а также «021»-«024». У Португалии были две субмарины, построенные в 1934 г. в Британии фирмой «Виккерс-Армстронг» — «Дельфин Эспа- дарте» и «Голжинью».
Россия, которую в начале второй мировой войны никак нельзя было отнести к числу великих военно-морских держав, имела на вооружении сто пятьдесят подводных лодок, на сорок больше, чем Италия. Полных сведений о названиях и технических характеристиках этих лодок не имеется. Известно, что среди них было семнадцать лодок типа «Якобинец» (1929-1935) водоизмещением 959/ 1 370 т; двадцать две лодки типа «Декабрист» (1929-1930) водоизмещением 896/1318 т, оснащенных 3,9-дюймовым (100 мм) орудием и восьмью торпедными аппаратами — шестью носовыми и двумя кормовыми. Также, известно, что у России было шестнадцать (или более) лодок типа «Щука», три лодки типа «Большевик» (ранее уже упоминавшиеся, когда речь шла о торпедах внешнего размещения) и четыре «Металлиста» водоизмещением 375/467 т, учебных судов Черноморского флота.