Прямая взлетная палуба авианосца
Британские «Игл» и «Хермес», одни из самых старых авианосцев, принимавших участие во второй мировой войне, примечательны еще и тем, что с самого начала были спроектированы как авианосцы с прямой взлетной палубой, во всю длину корпуса. Более поздние корабли подобного типа — британские «Глориес» и «Корейджес», японские «Акаги» и «Кага» — оборудовались ступенчатыми палубами, позднее реконструированными в прямые, во всю длину корпуса (в случае «Акаги» и «Кага»).
Прямая взлетная палуба авианосца
Для постройки авианосца «Игл» был задействован корпус незавершенного линейного корабля «Альмиранте Кокрейн», сооружавшегося на верфи Армстронг-Ярд для Чилийского ВМФ и реквизированного британским Адмиралтейством в 1916 г. 13 апреля 1920 г. корпус был передан на верфь Портсмут-Ярд, и 26 февраля 1924 г. «Игл» был включен в состав ВМФ. Взлетная палуба повторяла формой очертания корабельного корпуса, сужаясь к носу, но расходясь на всю ширину судна у кормы, так что корма корабля получалась почти прямоугольной. Антикорабельное вооружение состояло из девяти 6- дюймовых .(152 мм) орудий под взлетной палубой, шести таких же на трех отдельных платформах с каждого борта и трех в кормовой части на уровне главной палубы. Пять 4-дюймовых (102 мм) орудий и четыре 3-дюймовые (76 мм) зенитные пушки располагались над взлетной палубой и в надстройке. По правому борту на «Игле» был установлен внушительных размеров«остров», в то время как на «Аргусе» не было вовсе, как у «Фьюриеса» после реконструкции 1925 г. «Остров» состоял из надстройки с мостиком, двух высоких мачт (передняя из них — трехопорная) и двух труб. 11 августа 1942 г. «Аргус» был торпедирован в Средиземном море немецкой подводной лодкой «и-73».
Первым британским авианосцем, спроектированным и построенным как авианосец, был «Хер- мес». По очертаниям корпуса, а также по антикорабельному и зенитному вооружению он очень походил на «Игл»; взлетная палуба его также сужалась к носу, а за «островом» находился большой кран для спуска гидропланов на воду и подъема на борт. Подобный кран имелся и у «Игла», и у французского «Берна», но на авианосцах более поздней постройки он располагался иначе. 9 апреля 1942 г. «Хермес» был потоплен у побережья Цейлона.
Первыми американскими авианосцами, построенными в соответствии с положениями Вашингтонского договора, были «Саратога» и «Лексингтон», принятые на вооружение в 1927 г. В отличие от вступивших в строй примерно в то же время британских авианосцев типа «Глори- ес» и японских типа «Акаги», на «Саратоге» и «Лексингтоне» была установлена не ступенчатая взлетная палуба, а прямая вдоль всей длины корпуса, практически прямоугольная.
Если не обращать внимания на четыре орудийные башни со спаренными 8-дюймовыми (203 мм) антикорабельными пушками, можно сказать, что конструктивно эти два построенных в 1927 г. корабля практически не отличались от авианосцев, построенных 1940 г. Когда началась вторая мировая война, восьмидюймовки были сняты, дабы усилить зенитную артиллерию, первоначально состоявшую из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий на четырех платформах по обе стороны от взлетной палубы. «Саратога» и «Лексингтон» имели були е подводной части корпуса, 6-дюймовый (152 мм) броневой пояс и 3-дюймовое (76 мм) бронирование палубы. Они были оборудованы турбоэлектрической двигательной установкой на четыре гребных винта и несли на борту до восьмидесяти самолетов («Глориес» — сорок восемь, «Акаги» — шестьдесят).
«Лексингтон» был потоплен в морском бою в Коралловом море 8 мая 1942 г., а «Саратога» — при атомных испытаниях на атолле Бикини в июле 1946 г.
В британском ВМФ первым авианосцем, обзаведшимся прямой взлетной палубой во всю длину корпуса, был принятый в состав флота 16 ноября 1938 г. «Арк Ройял». Над взлетной палубой по правому борту возвышался «остров» — мачта-тренога и большая труба. Авиаподъемников было три. Наряду с японскими «Акаги» и «Кага», в отличие от американских «Лэнгли», «Лексингтона» и «Саратоги», британские авианосцы того времени не оборудовались катапультами для запуска бомбардировщиков — самых тяжелых на тот момент летательных аппаратов. Антикорабельной артиллерии на «Арк Ройяле» также не устанавливалось, только шестнадцать 4,5-дюймовых ("114 мм) зенитных орудий и тридцать два 1,6-дюймовых (40 мм) автомата. Зенитные орудия размещались попарно в бронебаш- нях, по две башни на каждом углу взлетной палубы. Автоматных «гнезд», по восемь стволов в каждом, было четыре — два перед «островом» и два позади.
И на «Арк Ройяле», и на «Викториесе», а также на последовавших за ними «Илластрие- се», «Формидебле» и «Индомитебле» — на всех применялась паротурбинная установка с тремя гребными винтами.
После «Саратоги» и «Лексингтона» на вооружение ВМФ США поступали авианосцы, весьма похожие на них по внешнему виду: большие, «Энтерпрайз», «Йорктаун» и «Хорнет», сошедшие со стапелей в 1938 г., и меньший, «Уосп», — в 1940 г. На больших авианосцах, с водоизмещением 19 900 т (с полной нагрузкой 25 500 т), стояли паротурбинные установки с четырьмя гребными винтами; на «Уоспе», с водоизмещением 14 700 т (с полной нагрузкой 21000 т), — с двумя гребными винтами. Взлетные палубы имели прямоугольную форму, причем во время войны на кораблях типа «Энтерпрайз» ее размеры были увеличены до 820,20 х 113,94 фута (250x 34,73 м). На больших авианосцах было по три катапульты, две на взлетной палубе и одна в ангаре (у «Уоспа» — две в ангаре). На кораблях типа «Энтерпрайз» было по три подъемника, все на взлетной палубе; у «Уоспа» было два на взлетной палубе и третий в левом углу носовой части, складывавшийся, когда не использовался. Зенитное вооружение всех этих авианосцев состояло из восьми 5-дюймовых пушек (127 мм), сгруппированных попарно на четырех платформах по краям взлетной палубы, 1,1-дюймовых (28 мм) счетверенных автоматов, установленных перед «островом» и позади него, а также 0,5-дюймовых (12,7 мм) пулеметов, установленных поодиночке.
В Британии и Японии перед самой войной были заложены корабли, вступившие в строй, когда война была уже в разгаре, — британские «Викториес», «Илластриес», «Формидебл» и «Ин- домитебл» (1941), японские «Дзуйкаку» и «Сока- ку» (1941), «Хие» и «Юньо» (1942). Четыре британских корабля типа «Викториес» имели водоизмещение 29 110 т, два лифта на взлетной палубе, а катапульты на них не устанавливались. Зенитное вооружение состояло из шестнадцати 4,5-дюймовых (114 мм) орудий в восьми спаренных башнях по четырем углам взлетной палубы плюс 1,5-дюймовые (40 мм) автоматы в гнездах по восемь стволов; четыре таких гнезда было на взлетной палубе, два перед «островом» и два позади.
Два японских корабля, «Дзуйкаку» и «Сока- ку», имели водоизмещение 29 800 т и взлетную палубу длиной 794,45 фута (242,15 м), шириной 94,94 фута (28,94 м), с тремя подъемниками и двумя катапультами. Небезынтересно отметить расположение труб на кораблях этого типа — две трубы помещались по правому борту и были выгнуты наружу, оказываясь таким образом ниже взлетной палубы. Подобное конструктивное решение было типично для многих японских авианосцев. Эти корабли с двигательной установкой на четыре гребных винта могли развивать скорость до 34,2 узла.
На «Хие» и «Юньо» был установлен очень внушительных размеров «остров», значительно нависавший над правым бортом и увенчанный трубой, слегка отклоненной наружу. Обладая значительно меньшей огневой мощью, корабли этого класса имели водоизмещение всего 26 949 т вместо 29 800 т у «Дзуйкаку»; они снабжались двигательными установками на два гребных винта и развивали скорость до 25,5 узла.
Их зенитное вооружение состояло только из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий в шести спаренных установках на трех асимметрично расположенных по бортам платформах; катапульты отсутствовали. В конце 1944 г. на «Юньо» установили шесть ракетных пусковых установок, на двадцать восемь ракет каждая (итого сто шестьдесят восемь ракет), установленных у самого обреза взлетной палубы.
За год до конца войны, в 1944 г., на вооружение японского ВМФ поступили новейшие на тот момент авианосцы «Тайхо», «Синано» и три корабля типа «Унрю». «Синано», заложенный как третий линейный корабль типа «Ямато», имел бортовую броню в 8 дюймов (203 мм), а палубную 3,1 дюйма (80 мм). У других японских авианосцев был гораздо более слабый броневой пояс, зато усиленная защита боекомплекта, например броневой пояс в 2,2 дюйма и бронирование хранилища боекомплекта 5,9 дюйма (150 мм) на «Тайхо». Именно «Тайхо» был первым японским авианосцем, на котором бронировалась взлетная палуба (3,1 дюйма). «Тайхо» и «Синано» имели сходные очертания, только водоизмещение первого было 34 600 т, а второго 71 890 т то есть «Синано» был самый большой авианосец второй мировой войны. И «Тайхо» и «Синано» имели взлетную палубу с двумя подъемниками, без катапульт и с большим «островом», частично нависавшим над правым бортом, увенчанным большой трубой, наклоненной наружу под углом в 26 градусов. Вооружение «Синано» состояло из шестнадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий и ста сорока пяти зенитных пулеметов, причем орудия размещались в восьми спаренных башнях с обеих сторон взлётной палубы. «Синано» так и не принял участия в боевых действиях, так как был потоплен американской подводной лодкой «Ар- чер-Фиш» 29 ноября 1944 г., по пути на верфи в Кьюре, где предполагалось завершить его довооружение.
Из авианосцев типа «Унрю», которых намечалось построить шестнадцать, были построены только три — «Унрю», «Амаги» и «Кацураги». «Асо», «Касаги» и «Икома» были заложены, но не достроены. Корабли этого класса имели водоизмещение 20 100 т и конструктивно походили на легкие авианосцы, хотя и относились к тяжелым. Небольшой «остров» у них располагался у правого борта, а выходные отверстия двух труб направлялись вовне и вниз. Взлетная палуба, размерами 711,45 х 88,58 фута (216,85 х 27,00 м), была оборудована двумя подъемниками. Зенитное вооружение состояло из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий, установленных на шести симметрично расположенных бортовых платформах — четыре в носовой части корабля и две в кормовой. Вдобавок авианосцы данного класса оборудовались девяносто девятью зенитными пулеметами и шестью 28-ствольными ракетными установками. 19 декабря 1944 г. «Унрю» был потоплен американской подводной лодкой «Редфиш».
В середине 1944 г. на вооружение британского ВМФ поступили авианосцы «Имплейкебл» и «Индифэтигебл». В основном они не очень сильно отличались от «Викториеса», разве что два цельнокрытых ангара конструктивно напоминали «Арк Ронял». Водоизмещение этих кораблей было 32 110 т; они оборудовались двигательными установками на четыре гребных винта и могли развивать скорость до 32 узлов.
В 1942-1945 гг. на вооружение ВМФ США поступили двадцать три авианосца типа «Эссекс» водоизмещением 36 680 т, с максимальной скоростью 33 узла и бравшие на борт до ста самолетов.
Существенной конструктивной особенностью кораблей этого класса было то, что они оборудовались тремя самолетоподъёмниками — двумя в средней части корпуса и третьим по левому борту, примерно напротив «острова». Впервые подобное расположение третьего подъемника было применено на «Уоспе» в 1940 г., так как оно позволяло одновременно осуществлять взлетно-посадочные операции и поднимать самолеты из ангара. Именно такое расположение подъемников — по краю взлетной палубы, а не в средней ее части — было решено практиковать после войны, что легко видеть на авианосцах типа «Мидуэй» (после реконструкции), «Форрестол» и на всех последующих проектах.
После войны, когда широкое развитие получили реактивные летательные аппараты, более крупные и тяжелые, чем винтовые, в американском ВМФ решили модифицировать соответствующим образом все корабли типа «Эссекс» — усилить палубу и увеличить размеры и грузоподъемность лифтов, что и было проделано в 1947-1955 гг. Эта серия авианесущих кораблей получила обозначение 5СВ-27А/27С.
Прототипом, на котором впервые опробовалась такого рода модификация, стал авианосец «Орискани», строительство которого было заморожено в 1946 г. 10 октября 1947 г. строительные работы возобновились. Оборудованный бу- лями (с целью увеличить объем цистерн для самолетного топлива) корпус стал существенно шире — 103 фута (31,39 м) вместо 93 футов (28,34 м); палубу усилили, а катапульты заменили на более мощные (но тоже гидравлические); у трех лифтов увеличили как габариты, так и грузоподъемность. Четыре спаренные 5- дюймовые орудийные башни, располагавшиеся на взлетной палубе перед «островом» и позади него, были демонтированы; вместо них уровнем ниже по правому борту установили четыре одноствольные башни. Пулеметы заменили на двадцать восемь 3-дюймовых (76 мм) зенитных орудий нового типа, смонтированных на четырнадцати бортовых платформах. К началу 1950-х гг. в ави- аносцестроении наступила эпоха угловых взлетных палуб; первым кораблем, претерпевшим подобного рода модификацию, стал авианосец «Энтиетам» (также из типа «Эссекс»), после чего почти все авианосцы данного класса были оборудованы наклонной взлетной палубой. Плюс к этому две гидравлические катапульты заменили на паровые, а располагавшийся посредине взлетной палубы кормовой подъемник демонтировали и заменили на бортовой, у края правого борта.