суда разных флотов мира

Военные парусники с X по XVIII вв. Бонет, фок мачта, грот мачта, бизань мачта, брамсель, марсель.

Aspose.Words.a914236f-1183-4397-a030-67cfc4b290d8.001Военные парусники с X по XVIII вв. Бонет, фок мачта, грот мачта, бизань мачта, брамсель, марсель.

Средиземноморские коги X, XI и XII столетий скорее всего имели только одну мачту с прямым парусом посреди судна и по всей вероятности наклонную мачту спереди с блиндом — оснастка, подобная римским грузовым судам. В отличие от средиземноморских, североевропейские коги име­ли всего одну мачту с прямым парусом, что можно видеть на большом количестве изображений, вы­гравированных на печатях того периода.

В рисунках парусов видно, что на мачтах когов были ванты. Более того, на носу располагалось наклонное рангоутное дерево, или укосина, не предназначенная для несения растяжек или пару­сов, но служившая для крепления двух блоков носового булиня — снасти, удерживающей при не­благоприятной погоде переднюю кромку паруса туго натянутой, другими словами, когда необходимо было вести судно круто к ветру или идти к бейдевинд (курс судна под углом к направлению ветра).

Появление каракки привело к принятию сме­шанных парусов; небольшой латинский парус, прикрепленный к мачте, расположенной у кор­мы на квартердеке, был добавлен к большому прямому парусу на центральной мачте. В таке­лаже мачт с прямыми парусами, кроме вант, ста­ли применяться штаги — растяжки, чтобы при­дать мачте продольную устойчивость. У фок-мач­ты эти штаги заканчивались на бушприте. Одной из характерных особенностей больших прямых парусов на каракке был бонет — по­лоса парусины, служившая для увеличения пло­щади паруса. В то время как на судах в пос­ледующие века считалось нормальным иметь воз­можность «брать рифы» у парусов, т.е. умень­шать при необходимости их площадь, суда XIV и XV столетий использовали этот бонет для увеличения парусности при слабом ветре. Бо­нет пришнуровывался к нижней кромке главно­го паруса, для чего и в бонете, и в парусе вдоль их соединявшихся кромок имелся ряд отверстий, сквозь которые и пропускалась шну­ровка.

В «Imposicio Officii Gazariae» от 1441 г., упоминавшейся выше, признано обязательным для генуэзских судов и когов иметь два запасных главных паруса и один бонет в дополнение к имевшимся на мачте.

Блинды и бом-блинд-бовены крепились и рас­тягивались особым образом: паруса нормальных мачт удерживались с помощью снастей, прикреп­ленных к их шкотовым углам, и притягивались ими к нижнему рею или к палубе; однако эти паруса не могли быть оборудованы подобными снастями. Поэтому к их нижним углам подвеши­вались два тяжелых груза, с тем чтобы при любых обстоятельствах держать их туго натяну­тыми. Поскольку блинд мог погружаться в воду, в нижней кромке его имелись отверстия для стока воды.

Более старые каракки, имевшие всего лишь один прямой парус, пользовались мачтой, сде­ланной из одного куска дерева или из несколь­ких кусков одинаковой длины, подогнанных и составленных воедино и удерживаемых вместе веревочными бандажами. Обычно у этих мачт была закругленная верхушка. Когда стали исполь­зовать второй парус, мачту пришлось удлинить с помощью второй мачты, прикрепленной к первой, увеличивая таким образом ее высоту вдвое. Основную мачту стали называть «нижней мач­той», среднюю — «мачтой», а если была и третья, то ее называли просто «столбом». Латин­ские паруса каракк и галеонов на двух задних мачтах, известных под названием «бизань мачта» и «бонавентура», соответственно были заменены тра­пециевидными парусами — спенкерами, или контр-бизанями, на трехпалубных кораблях, пос­троенных после 1750 г.

Дальнейшие изменения в парусном вооруже­нии касались применения кливеров и стакселей: кливера устанавливались на штагах между буш­притом и фок-мачтой, а стаксели тоже на шта­гах между грот-мачтой, бизанью и контр-бизанью. Уже говорилось, что на галеонах XVI столетия и трехпалубных кораблях XVII верхний топсель зачастую превышал размерами нижний парус. Обычно на этих больших парусах имелись ряды рифов, чтобы уменьшать их площадь. С течени­ем времени единственный огромный марсель был разделен на два: нижняя половина стала просто марселем, а верхняя — брамселем (по принятой в России терминологии соответственно — мар­сель, брамсель, бом- брамсель и т.д.). С этими парусами было легче управляться, и они приме­нялись на трехпалубных кораблях и фрегатах до конца XVIII — начала XIX вв.