Военные парусники с X по XVIII вв. Бонет, фок мачта, грот мачта, бизань мачта, брамсель, марсель.
Военные парусники с X по XVIII вв. Бонет, фок мачта, грот мачта, бизань мачта, брамсель, марсель.
Средиземноморские коги X, XI и XII столетий скорее всего имели только одну мачту с прямым парусом посреди судна и по всей вероятности наклонную мачту спереди с блиндом — оснастка, подобная римским грузовым судам. В отличие от средиземноморских, североевропейские коги имели всего одну мачту с прямым парусом, что можно видеть на большом количестве изображений, выгравированных на печатях того периода.
В рисунках парусов видно, что на мачтах когов были ванты. Более того, на носу располагалось наклонное рангоутное дерево, или укосина, не предназначенная для несения растяжек или парусов, но служившая для крепления двух блоков носового булиня — снасти, удерживающей при неблагоприятной погоде переднюю кромку паруса туго натянутой, другими словами, когда необходимо было вести судно круто к ветру или идти к бейдевинд (курс судна под углом к направлению ветра).
Появление каракки привело к принятию смешанных парусов; небольшой латинский парус, прикрепленный к мачте, расположенной у кормы на квартердеке, был добавлен к большому прямому парусу на центральной мачте. В такелаже мачт с прямыми парусами, кроме вант, стали применяться штаги — растяжки, чтобы придать мачте продольную устойчивость. У фок-мачты эти штаги заканчивались на бушприте. Одной из характерных особенностей больших прямых парусов на каракке был бонет — полоса парусины, служившая для увеличения площади паруса. В то время как на судах в последующие века считалось нормальным иметь возможность «брать рифы» у парусов, т.е. уменьшать при необходимости их площадь, суда XIV и XV столетий использовали этот бонет для увеличения парусности при слабом ветре. Бонет пришнуровывался к нижней кромке главного паруса, для чего и в бонете, и в парусе вдоль их соединявшихся кромок имелся ряд отверстий, сквозь которые и пропускалась шнуровка.
В «Imposicio Officii Gazariae» от 1441 г., упоминавшейся выше, признано обязательным для генуэзских судов и когов иметь два запасных главных паруса и один бонет в дополнение к имевшимся на мачте.
Блинды и бом-блинд-бовены крепились и растягивались особым образом: паруса нормальных мачт удерживались с помощью снастей, прикрепленных к их шкотовым углам, и притягивались ими к нижнему рею или к палубе; однако эти паруса не могли быть оборудованы подобными снастями. Поэтому к их нижним углам подвешивались два тяжелых груза, с тем чтобы при любых обстоятельствах держать их туго натянутыми. Поскольку блинд мог погружаться в воду, в нижней кромке его имелись отверстия для стока воды.
Более старые каракки, имевшие всего лишь один прямой парус, пользовались мачтой, сделанной из одного куска дерева или из нескольких кусков одинаковой длины, подогнанных и составленных воедино и удерживаемых вместе веревочными бандажами. Обычно у этих мачт была закругленная верхушка. Когда стали использовать второй парус, мачту пришлось удлинить с помощью второй мачты, прикрепленной к первой, увеличивая таким образом ее высоту вдвое. Основную мачту стали называть «нижней мачтой», среднюю — «мачтой», а если была и третья, то ее называли просто «столбом». Латинские паруса каракк и галеонов на двух задних мачтах, известных под названием «бизань мачта» и «бонавентура», соответственно были заменены трапециевидными парусами — спенкерами, или контр-бизанями, на трехпалубных кораблях, построенных после 1750 г.
Дальнейшие изменения в парусном вооружении касались применения кливеров и стакселей: кливера устанавливались на штагах между бушпритом и фок-мачтой, а стаксели тоже на штагах между грот-мачтой, бизанью и контр-бизанью. Уже говорилось, что на галеонах XVI столетия и трехпалубных кораблях XVII верхний топсель зачастую превышал размерами нижний парус. Обычно на этих больших парусах имелись ряды рифов, чтобы уменьшать их площадь. С течением времени единственный огромный марсель был разделен на два: нижняя половина стала просто марселем, а верхняя — брамселем (по принятой в России терминологии соответственно — марсель, брамсель, бом- брамсель и т.д.). С этими парусами было легче управляться, и они применялись на трехпалубных кораблях и фрегатах до конца XVIII — начала XIX вв.