суда разных флотов мира

Вооружение подводных лодок: торпедный аппарат, торпеда, ракетное оружие

Aspose.Words.edb47f39-b381-49fb-a3bb-bf70cee0db99.001До второй мировой войны включительно ус­танавливавшееся на субмаринах вооружение со­стояло из артиллерийских орудий, противокора­бельных торпед и мин. Сейчас их место заняли баллистические ракеты и противолодочные тор­педы. В 1905-1910 гг. на подводных лодках ста­вились только торпедные аппараты — носовые и кормовые.
Вооружение подводных лодок: торпедный аппарат, торпеда, ракетное оружие

С началом первой мировой войны к этому стали добавляться одно-два орудия на па­лубе, а иногда и в одном блоке с рубкой. Напри­мер, на британских субмаринах типа Ь (с первой по тридцать третью) устанавливалось одно 3-дюй­мовое (76 мм) или 4-дюймовое (102 мм) орудие в передней части рубки; на лодках с «Ь-51» до «Ь71» устанавливались два 4-дюймовых (102 мм) ору­дия на рубке — спереди и сзади. На немецких субмаринах ставились только палубные орудия: два 3,5-дюймовых (88 мм) на «11-55»; одно 3,9- дюймовое (100 мм) на «и-43»-«и-50» и на мин­ных заградителях «и-117»-«1М26», причем во всех случаях орудия устанавливались перед руб­кой. Правда, на некоторых подводных лодках — например, на сооружавшихся во Франции в 1917-1919 гг. субмаринах типа «Лагранж» — орудия устанавливались за рубкой.

Британские мониторы (субмарины типа М) уникальны тем, что на них ставилось одно 12- дюймовое (305 мм) орудие, впоследствии заме­ненное — например, на «М-2» — ангаром для гидроплана и краном для спуска гидроплана на воду и подъем на борт. К другим экзотическим случаям можно отнести построенную в 1924 г. британскую лодку «XI», на которой были уста­новлены два спаренных 5,2-дюймовых (132 мм) орудия, а также французский «Сюркуф» (1934), оснащенный спаренным 8-дюймовым (203 мм) орудием перед рубкой. Но, как правило, орудия на подводных лодках устанавливались открыто, а не в башнях и были калибром не больше 3,9-5,1 дюйма (100-130 мм), как предписыва­лось Вашингтонским договором. В итальянском ВМФ подводные крейсера и морские субмарины оснащались одним орудием, а линейные — дву­мя. Во вторую мировую войну на итальянских подводных лодках типа «Брин» (1938) немецких «VII 0-2», а также на многих американских ору­дие устанавливалось за рубкой. Впрочем, в ходе войны выяснилось, что для подводной лодки ар­тиллерия — сравнительно малоэффективное ору­жие, и на субмаринах послевоенной постройки пушек, как правило, не устанавливалось.

Вооружение подлодки «Нарвала» состояло из четырех торпед на внешней подвеске; «Холланд» был оснащен одним торпедным аппаратом внутри корпуса. На всех последующих подводных лод­ках торпедные аппараты (внутри корпуса) уста­навливались у носа и кормы, причем задраива­лись с обоих концов симметрично, так чтобы пе­резаряжать можно было изнутри.

На подводных лодках начала века редко уста­навливалось больше трех торпедных аппаратов. Например, на американской субмарине «Аддер» (1903) и на немецкой «и-1» (1906) стояло всего по одному торпедному аппарату, а на британс­ких лодках типа Э — три. В первую мировую войну на подводных лодках устанавливалось до четырех-шести торпедных аппаратов, причем обыч­но в носовой части больше, чем в кормовой — из-за гребных винтов. Например, если всего тор­педных аппаратов устанавливалось шесть, то че­тыре были у носа, а два — у кормы.

На некоторых подводных лодках того време­ни применялось весьма необычное расположение торпедных аппаратов, а именно в средней части субмарины, поперек корпуса. Особенно популяр­на такая практика была в Британии: например, на «Ь-1»-«Ь-8» четыре торпедных аппарата были установлены в носу, а два — в середине лодки, поперек корпуса (1916). На лодках типа К (1914) четыре торпедных аппарата ставились в носовой части, а четыре — поперек корпуса, на лодках типов Е и й — два аппарата поперек корпуса. На голландских лодках типа К и немецких мин­ных заградителях «иС-90»-«11С-118» также в средней части устанавливалось по два торпед­ных аппарата поперек корпуса, причем у немец­ких минных заградителей, когда те всплывали на поверхность, люки аппаратов оказывались над водой.

На остальных подводных лодках первой миро­вой войны устанавливались обычные носовые и кормовые торпедные аппараты: например, на аме­риканских субмаринах типа (1916), немецких II и иВ (1915-1916), японских типа «Викерс» (как «№ 13»), испанской «Монт Ориоль» (1917), итальянских «Пачинотти» и «Барбариго» (1916-1918). Только у французских подводных лодок торпеды устанавливались на внешней под­веске, от восьми до десяти торпед в своего рода клетках по обе стороны палубы, — например, на «Фултоне» и «Лагранже» (1917), «Дюпюи де Ломе» и «Зеде» (1913) и других.

Впоследствии внешние торпедные аппараты на французских субмаринах были заменены слож­ными конструкциями из труб у носа и кормы, а также наводящимися торпедными аппаратами на палубе. Такого рода размещение торпед встреча­лось, например, у субмарины «Редутабль»— тор­педных аппаратов на ней было одиннадцать, два из которых спаренные (1928) — один на носу, другой у кормы; на «Рекэне» торпедных аппара­тов устанавливалось десять, из которых два спа­ренных — перед рубкой и позади; на минных заградителях «Пьер Шейли» и «Морис Шалло» (1922-1923), кроме носовых торпедных аппара­тов, устанавливался спаренный — на палубе, за рубкой; на «Сюркуфе» же четыре торпедных аппарата монтировались внутри корпуса — два перед рубкой и два позади. Впрочем, наружные наводящиеся торпедные аппараты были характер­ны отнюдь не только для подводных лодок фран­цузского ВМФ; можно упомянуть японские суб­марины типа «Кайгун» («RO» с номерами 11-24); голландские «K-III» и «K-IV» (1919); американс­кие «Т-1» (1919); датские «Флора» и «Беллона» (1915-1920). На русских подводных лодках типа «Большевик» (1915) устанавливались четыре но­совых торпедных аппарата и восемь торпед в своего рода палубных клетках, как на француз­ских субмаринах. Некоторые подводные лодки постройки 1944-1945 гг. и позже также оснаща­лись внешними торпедными аппаратами: британ­ские типа S и Т (1944-1945) и А (1948); фран­цузские «Креол» (1938) и «Нарвал» (1950-1953). Впрочем, впоследствии у некоторых из них на­ружные торпедные аппараты были снята.

Когда началось оснащение подводных лодок ракетным оружием, торпедные аппараты несколько утратили свое былое значение, хотя их и про­должают устанавливать даже на подводных лодках новейших типов — американских типа «Огайо» (1982-1983) и русских типа «Дельта», — это не говоря уже об ударных субмаринах, на которых торпедные аппараты используются для запуска противокорабельных и противолодочных торпед, а также противолодочных ракет, как на амери­канских подводных лодках типа «Трешер» и рус­ских типа «Виктор».

В последнее время снова стала распростра­ненной практика располагать торпедные аппара­ты в средней части субмарин. К примеру, на японских подводных лодках типа «Удзусио» (1971-1974) и «Юсио» (1981-1984) в средней части корпуса устанавливается шесть торпедных аппаратов, а на американских лодках типа «Тре­шер», «Стёрджон», «Нарвал» и «Липскомб» — четыре.

Ракетное вооружение на подводных лодках размещается в вертикальных шахтах, позади руб­ки, в ряд по две шахты. Количество шахт на субмаринах разнится. Например, на американс­ких подводных лодках типа «Этен Аллен» и «Вашингтон» ставится по шестнадцать ракет «Поларис»; на первых русских субмаринах стра­тегического назначения могло стоять только три баллистических ракеты, но на более современ­ных лодках типа «Дельта-2» или «Дельта-3» — шестнадцать; французские субмарины типа «Ле Фудруйян» также оснащаются шестнадцатью бал­листическими ракетами.