Вооружение судов: пушка, зенитка, торпеда и их калибр в 1850—1945 гг.
Вооружение судов: пушка, зенитка, торпеда и их калибр в 1850—1945 гг.
Основное вооружение судов до второй мировой войны составляли пушки, торпеды, зенитки и авиация.
Первые пароходы были построены и вооружены аналогично своим предшественникам — парусным судам — то есть заряжавшимися с дула железными или бронзовыми гладкоствольными пушками на деревянных лафетах с катками. Правда первый в мире броненосец, французский «Глуар» (1861) был оснащен казнозарядными пушками. Затворы этих орудий были созданы для сухопутных пушек артиллерийским полковником Трейлем де Болье. Пушки стреляли шарообразными ядрами, наводка была приблизительной, и прицел регулировался с помощью деревянного клина, который подвигался под казенной частью орудия до заданного угла.
Качественный скачок в развитии артиллерии был обеспечен переходом к нарезным орудиям и цилиндрическим остроконечным снарядам к ним. Нарезное орудие задавало снаряду вращательный момент, что повышало устойчивость на траектории, а следовательно, кучность стрельбы. С увеличением размера и веса пушек, их количество сократилось. Расположение артиллерии по бортам, как у парусных судов, уступило место цитадельному расположению. В самых экстремальных случаях пушки помещались — по одной или парами — во вращавшейся орудийной башне. Примером может служить «Монитор» — низкобортный броненосный корабль с башенной артиллерией, построенной Соединенными Штатами в 1862 г. С 1865 г. до 1885 г. военно-морские силы строили суда как с башенной, так и с цитадель- ной артиллерией. На всех этих кораблях орудия были поворотными, а не монтировались на колесных лафетах. Коренные изменения были внесены в противооткатные устройства орудий (первоначально они были фрикционными, позже появились гидравлические). К 1880-м гг. размещение орудий на барбетах (выступ, на котором вращается орудийная башня с площадкой для удобства обслуживания артилерийского орудия) или в орудийных башнях было общепринятым. Орудия на барбетах были открытыми и находились внутри невысокого бронированного кольца, которое предназначалось для защиты вращающейся платформы и ее механизмов. В башенных же орудиях казенная часть и механизмы закрывались броневой коробкой, броня которой обычно равнялась толщине бортовой брони. Орудия старых кораблей имели чрезвычайно большой калибр. Так на итальянских «Дуилио» и «Дандоло» он достигал 17,7 дюймов (440,25 мм). Около 1880 г. калибр уменьшился, когда для увеличения начальной скорости снаряда стали применять более совершенные виды пороха. Бронебойность пушки зависит от энергии снаряда, которая пропорциональна не массе снаряда, а квадрату его скорости. С более легкими снарядами было легче обращаться, а более легкими орудиями было легче маневрировать. Например, в Королевском флоте стандартный калибр уменьшился с 16,25 дюйма (406,25 мм) до 13,5 дюйма (337,5 мм), а позднее — до 12 дюймов (300 мм). После 1910 г. размеры калибров снова возросли и в первой мировой войне достигали 15 дюймов (381 мм), 16 дюймов (406 мм) для линкоров и 18 дюймов (457 мм) на британском линейном крейсере «Фьюриес». Вес снаряда 15-дюймового (381 мм) орудия составлял приблизительно 1920 фунтов (871 кг), а вес снаряда 18-дюймового (457 мм) орудия — приблизительно 3600 фунтов (1633 кг).
После первой мировой войны на основании Вашингтонского морского договора пяти держав (1922) калибр орудий был ограничен до 16 дюймов (406 мм) для линкоров и до 8 дюймов (203 мм) для крейсеров. Эти ограничения были превышены только на японских линейных кораблях типа «Ямато», калибр орудий которых составлял 18 дюймов (460 мм).
В первой мировой войне впервые была применена тактика бомбардировки судов и морских сооружений с самолетов и гидросамолетов. По этой причине в межвоенные годы для того чтобы противостоять воздушным атакам вооружение кораблей было усовершенствовано. Обычно оно представляло собой совокупность среднекалиберных скорострельных пушек (калибром от 75 до 150 мм) и пулеметов - зенитка. Чаще всего пулеметы размещали на одной установке по два или по четыре ствола, чтобы достичь предельной концентрации огня. Зенитное вооружение огромных линкоров второй мировой войны включало в себя более ста пулеметов. Например, на американских линкорах типа «Миссури» было установлено восемьдесят 40-миллиметровых и сорок девять 20-миллиметровых пулеметов, т.е. всего сто двадцать девять.
Для достижения максимальной силы огня и для лучшей подвижности более тяжелых зениток при поражении быстродвижущихся целей был принят средний калибр. Вторую мировую войну флотилии начали с зенитным вооружением, явно не соответствовавшим требованиям. За время боевых действий число орудий, в особенности пулеметов, значительно возросло.
Еще одним видом корабельного вооружения того периода явилась торпеда. В отличии от прочих орудийных снарядов, торпеда была самоходной и напоминала маленькую подводную лодку, чьи моторы сначала работали на сжатом возду
хе, а ближе к нашему времени стали электрическими.
Впервые торпеды были опробованы в Австрии в 1864 г. англичанином по имени Роберт Уайт- хед. В 1868 г. Уайтхед предложил вторую модель торпеды. Она была длиной 4 м, покрывала расстояние 600 м при скорости 6 узлов, а масса ее взрывчатого вещества составляла 27 кг.
Со временем торпеда совершенствовалась и в годы первой мировой войны она уже имела дальность хода 6000 метров и боевое зарядное отделение весом в 150 кг. В период войны 1939-1945 гг. дальность хода возросла до 12 километров, а вес боеголовки — до 300 кг. Торпеда являлась основным видом вооружения подводных лодок и торпедных катеров. До первой мировой войны торпедами вооружались также и линейные корабли, но вскоре от них отказались, хотя это оружие сохранилось на крейсерах и более мелких кораблях. Специальные торпеды были разработаны для самолетов-торпедоносцев.
Наиболее важным видом морского вооружения второй мировой войны были самолеты, правда они входили в состав вооружения только одного типа кораблей — авианосцев, у которых имелись площадки для взлета и посадки различных типов самолетов. В зависимости от перевозимых боеприпасов самолеты делились на бомбардировщики, пикирующие бомбардировщики, самолеты-торпедоносцы и истребители для отражения воздушных атак противника.
В период между первой и второй мировыми войнами почти все линейные корабли и большие крейсера имели на борту разведывательные гидросамолеты, которые могли запускаться с помощью катапульты, но по возвращении вынуждены были садиться в море. Эти самолеты использовались в разведывательных целях и для корректировки огня. Во второй своей роли они значительно расширяли радиус эффективного орудийного огня. От них отказались после второй мировой войны, когда стало предпочтительнее осуществлять разведку с помощью палубной авиации, а наводить огонь — с помощью вертолетов.