Авианосец и гидропланы.
По хронологии гидропланные авианосцы предшествовали собственно авианосцам, но никакими исключительными конструктивными особенностями не отличались. На первых кораблях такого рода — например, французский «Фудр» (1912), японский «Вакамийя» (1914) и британский «Хермес» — просто устанавливался временный навес-ангар на главной палубе. Такие же ангары монтировались на переданных британскому ВМФ торговых судах «Эмпресс», «Энгадайн», «Ривьера» и «Бен Май Кри». На переделанном из нефтеналивного танкера в 1914 г. «Арк Ро- йяле» ангара не было вообще — гидропланы размещались внутри бывших нефтеналивных цистерн. Ангар-навес на главной палубе также был предусмотрен на немецких кораблях «Ансвальд», «Санта Елена» и «Освальд»; но на двух крейсера, был немецкий «Штутгарт», на нем для трех гидропланов был специально сооружен большой ангар за третьей трубой.
Авианосец и гидропланы.
После «Фудра» (на котором размещались гидропланы-торпедоносцы) французский ВМФ реконструировал в гидропланные авианосцы паром «Па-де-Кале» и грузовое судно «Кампина». На них было установлено по два ангара — перед центральной надстройкой и за ней. В отличие от них на «Руане», также переделанном из парома, гидропланы перевозились на открытой палубе.
Единственный гидропланный авианосец итальянского ВМФ назывался «Эуропа». Перестроенный из грузового судна «Манила», купленного ВМФ в феврале 1915 г., он имел два ангара на главной палубе и краны для спуска гидропланов на воду и подъема на борт; на нем размещалось не более восьми гидропланов. 10 сентября 1920 г. «Эуропу» отправили на слом.
У флота Российской империи в первую мировую войну также были гидропланные авианосцы. Первым кораблем такого рода была яхта Черноморского флота «Алмаз», на палубе которой размещались три-четыре гидроплана. В 1920 г. «Алмаз» вместе с другими кораблями флота Белой армии ушел в Бизерту, где был интернирован и в 1922 г. отправлен на слом.
Дабы повысить боеспособность гидроплан- ных авианосцев, на некоторых судах этого класса в британском ВМФ стали устанавливать взлетную палубу в носовой части. Первым судном, претерпевшим такую реконструкцию, был бывший лайнер «Кэмпениа»; первоначальная длина его носовой палубы была всего 120,07 фута (36,6 м). В 1916 г. надстройки судна подверглись существенной переделке, передняя труба была заменена двумя, установленными поперек корпуса, и таким образом удалось увеличить длину взлетной палубы до 199,8 фута (60,9 м). С 1917 г. на «Кэмпениа» вместо гидропланов стали применять аэропланы с колесным шасси — то есть этот корабль можно считать первым военно-морской истории настоящим авианосцем, так как «Фьюриес» вошел в строй только в июне 1917 г. Но 5 ноября 1918 г. «Кэмпениа» столкнулась с линейным кораблем «Ройял Оук» и затонула. Вторым кораблем Британского ВМФ со взлетной палубой был бывший паром «Мэн- ксмен», поступивший на вооружение 17 апреля 1916 г. Длина его палубы была всего 59 футов (18 м); для подъема гидропланов на борт на корме был установлен решетчатый кран. Именно со взлетной палубы «Мэнксмена» в марте-апреле 1917 г. поднимался в воздух капитан третьего ранга Ратлэнд, с целью продемонстрировать применимость в морских условиях аэропланов с колесным шасси.
На «Пегасесе» и «Найране», бывших грузовых судах, также устанавливались взлетная палуба, крытые ангары и краны для подъема гидропланов на борт. В 1921 г. «Найрану» передали обратно торговому флоту, а «Пегасес» в 1924 г. переоборудовали в гидропланную плавбазу и пустили на слом в 1931 г.
Говоря о гидропланных авианосцах, вошедших в историю, в первую очередь следует упомянуть «Виндекс», со взлетной палубы которого 3 ноября 1915 г. второй лейтенант Таулер впервые поднял в воздух аэроплан с колесным шасси, а также «Бен Май Кри» — первый в военной истории авианосец, потопивший корабль противника, турецкое торговое судно водоизмещением 5 000 т (гидроплан «Шорт-184» пилотировал Ч. М. Эдмондс).
Многие ВМФ и после первой мировой войны продолжали эксплуатировать корабли, классифицированные как гидропланные авианосцы и гидропланные плавбазы, например японские «Ното- ро», «Цуруми» и «Камой» (1924-1932), с простенькими ангарами-навесами на десять-две- надцать гидропланов.
Что касается «Камой», то корабль этот примечателен еще и тем, что на нем был установлен так называемый «ковер Хейна» — роликовый механизм, натягивавший тугое брезентовое полотнище, призванное сыграть роль буфера, если совершающий посадку гидроплан не успеет погасить скорость.
Первый американский гидропланный авианосец «Райт» вошел в строй в 1921 г. (это имя было дано построенному в 1945 г. легкому авианосцу СУЬ-49), в 1946 г. списан и в 1948 г. пущен на слом; его палуба была оборудована рядом цилиндрических роликов, по которым могли скользить поплавки гидропланов.
Итальянский «Джузеппе Миралья» (1927), австралийский «Альбатрос» (1928) и американские «Албемарл» и «Кертисс» (1940) — все были гид- ропланными авианосцами, построенными по специальному заказу. Посредине «Джузеппе Миралья» высилась большая надстройка, содержавшая ангары и две катапульты — на верхней палубе, у носа и кормы; в ангарах размещались одиннадцать гидропланов на боевом дежурстве и еще шесть в разобранном состоянии. По своему прямому назначению «Джузеппе Миралья» практически не использовался, в 1940 г. переквалифицирован в транспорт для перевозки войск и пошел на слом в 1950 г.
На австралийском «Альбатросе» ангар размещался под необычно длинным полубаком, на котором с обоих бортов были установлены решетчатые краны. Еще одной примечательной чертой этого корабля было наличие катапульты, но в целом судно оказалось не очень удачным и прослужило только девять лет, до 1937 г. На французском корабле «Коммандан Тест» ангар шел от середины судна к корме, и большие ворота его открывались на кормовую палубу. На верхней палубе располагались четыре катапульты и краны для подъема гидропланов на борт и спуска на воду. 27 ноября 1942 г., после одиннадцати лет службы, судно, чтобы не попасть в руки к немцам, было затоплено в порту Тулона.
В американском флоте насчитывалось семнадцать гидропланных плавбаз; ни одна из них не оборудовалась катапультами. На «Альбермарле» и «Кертиссе» гидропланы могли содержаться на большой открытой кормовой палубе или в кры том ангаре внутри центральной надстройки. В 1956-1957 гг. два этих корабля подверглись модернизации; на них было установлено по кормовому эллингу для спуска на воду и подъема на борт реактивных гидропланов «Р6М Си Мастер», слишком тяжелых для кранов. В 1964 г. «Аль- бермарл» подвергся еще одной реконструкции и стал вертолетно-ремонтной плавбазой, поменяв название на «Корпус Кристи Бэй».
В японском ВМФ было пять гидропланных авианосцев, два из которых, «Мидзухо» и «Нис- син», практически не имели надстроек и по внешнему виду очень напоминали суда торгового флота; они оборудовались катапультами и мощными кранами в средней части корпуса. Три других судна этого типа, линейные корабли «Исе» и «Хюга», а также крейсер «Могами» были построены еще до первой мировой войны. После реконструкции в 1943 г. эти корабли могли принять на борт до двадцати двух гидропланов; при этом как передние орудийные башни, так и центральная надстройка были сохранены. Гидропланы размещались на большой платформе, установленной на месте кормовых орудий главного калибра, и могли запускаться с двух катапульт. Но «Исе» и «Хюга» так и не использовались в качестве гидропланных авианосцев — в 1944 г. с них сняли катапульты, и они снова вступили в строй как линейные корабли; оба они были потоплены при налетах американской авиации на порт Кьюре 24 и 28 июля 1945 г. «Могами» был потоплен 29 октября 1944 г. в сражении в заливе Лейте