Боевые парусники: парусник китайский ( джонка ), Японии и Кореи.
Боевые парусники: парусник китайский ( джонка ), Японии и Кореи.
Китай — страна с тысячелетней цивилизацией, и мы располагаем сведениями о его судах, хоть и не очень подробными, подчеркнутыми из «ММюпе» Марко Поло. Однако в связи с тем, что парусники — боевые парусники и торговые парусники— на Западе были более или менее схожими, мы можем допустить, что и на Дальнем Востоке ситуация складывалась так же.
Китайская джонка, которая продолжала использоваться вплоть до конца Второй мировой войны, была примерно 164 фута (50 м) длиной, 46-49 футов (14-15 м) шириной и имела пять мачт с прямоугольными парусами из циновок. Передние мачты и вторая мачта от кормы могли убираться для уменьшения парусности, а у других парусов существовала своя система взятия рифов. Корпус китайского парусника по форме напоминал плашкоут (несамоходное плоскодонное судно с упрощенными обводами для перевозки грузов на верхней палубе) и имел прямоугольные очертания (почти совсем не заостренные ни к носу, ни к корме, причем оба конца имели транцы (т.е. заканчивались плоской, словно обрубленной, вертикальной стенкой). На джонке был длинный квартердек и один большой руль. Для маневрирования с парусами на задней мачте была предусмотрена специальная площадка, выступающая за транцевый кормовой обрез. Судя по гравюрам XVI в., боевые джонки того времени имели только две мачты с парусами, прикрепленными на двух рангоутных брусьях (лю- герный, или рейсовый парус), высокие фальшборты, крытый полуют и нечто вроде тарана на носу. Зарубежное право - юридический ресурс.
В отличие от китайской джонки корпус японской был более компактным и со значительно более выраженной кривизной бортов, хоть и имел прямой, круто наклоненный форштевень и высоко поднятую над водой корму. Она нависала над рулем, являясь структурной частью корпуса судна, а не как небольшой балкончик на китайской джонке. Судно имело лишь одну палубу без полубака и полуюта, подобно современным европейским судам. Рангоут и такелаж были очень простыми и не унаследовали пяти мачт китайской джонки. Посреди судна располагалась всего одна высокая мачта, вооруженная узким прямоугольным парусом и укрепленная одним прочным штагом (растяжкой) спереди и двумя сзади. Далее на носу находилась еще одна небольшая наклоненная вперед мачта, которая, как и на галерах, не упиралась в гнездо на киле, а крепилась только на палубе; это обстоятельство позволяет предположить, что ее можно было опускать. Заметим, что бимсы (балки поперечного набора судна, связывающие бортовые ветви шпангоутов и формирующие основу палубного настила) главной палубы выступают с обеих сторон за борта, увеличивая ширину палубы и предоставляя таким образом больше места для грузов. На джонке имеется только один довольно большой руль, приводившийся в действие длинным румпелем (рычаг для управления рулем). Паруса были тканые, а не плетеные циновки.
В Корее были смешанные парусно-гребные суда, описания которых, имеющиеся в нашем распоряжении, достаточно подробны, чтобы восстановить их во всех деталях. Они были известны
как «панцирные корабли», или «черепахи» адмирала Ли Сун Чина, который применял их в войне 1592-1598 гг. против Японии. Новости права - государство, общество, происшествия, новые законы.
Эти суда имели корпус в виде плота с транцевыми носом и кормой и с расположенной сзади необычной надстройкой, выступавшей с обеих сторон за борт. Судно имело два паруса того же типа, что и на джонках. В дополнение к этому у него было от девяти до десяти весел с каждой стороны, расположенных почти вертикально и не имевших уключин западного типа, так что ими управлялись совершенно иначе, чем веслами на средиземноморских галерах. Замечательной особенностью этих судов, благодаря которой они и получили свое название, являлось наличие у них над главной палубой защитного черепахоподобного панциря, который тянулся вдоль всего корпуса, за исключением кормового выступа. Этот панцирь был покрыт металлическими пластинами с железными шипами, поэтому взять судно на абордаж было совершенно невозможно. Вооружение состояло из четырехдюймовых (19 см) бронзовых бортовых орудий и четырех небольших пушек, двух спереди и двух сзади над транцевым срезом. Эти суда были длиной в 116,4 фута (33,5 м) и шириной в 27,8 фута (8,5 м) по палубе.