Большие противолодочные корабли Второй мировой войны - фрегаты и корветы.
Большие противолодочные корабли Второй мировой войны - фрегаты и корветы.
Большие противолодочные корабли - фрегаты и корветы вновь обрели жизнь во время второй мировой войны. Но обозначали они нечто совершенно отличное от парусных судов конца прошлого века. Так назвали два класса кораблей второй мировой войны - судов сопровождения, используемых главным образом, для борьбы с подводными лодками. Противолодочный корабль с большим водоизмещением назвали фрегатом, а с меньшим (с последующим его снижением) — корветом. С изменением роли эсминцев и крейсеров после второй мировой войны значение этих терминов размылось, и теперь отличия между фрегатом и эсминцем не столь ясны.
Потребность в больших противолодочных кораблях, оснащенных специально для борьбы с подводными лодками, появилась в годы первой мировой войны, когда особенно британские военно-морские силы были вынуждены отражать частые нападения германских субмарин на конвои. В то время не существовало специально оснащенных судов для обнаружения и уничтожения подлодок. Британский флот первым построил флотилию морских охотников - фрегатов и корветов, которые первоначально использовались для прибрежной работы. Некоторые из кораблей, такие как моторные катера elco, были построены специально, другие же переделывались из торговых и рыболовецких судов или траулеров. За первыми последовали корабли, предназначенные для работы в открытом море и для конвойной службы: патрульные суда типа Р вскоре сменились типом РС — более крупными и с большей дальностью плавания. Настоящими же прототипами фрегатов, корветов и других кораблей второй мировой войны стали sloops, официальное название которых — эскадренные минные тральщики водоизмещением 1 200 т (тип *РС*) против 700 т (тип *Р*).
Военно-морские силы США стали вторым из крупнейших флотов, принявших на вооружение охотники за подлодками - большие противолодочные суда. В 1917-1918 гг. там было построено четыреста сорок восемь морских охотников. Ими стали корабли с деревянным корпусом для прибрежного плавания. Их водоизмещение едва достигало 85 т. За ними последовали другие, более крупные стальные суда, названные эскортными кораблями типа «Игл». До окончания воины было построено лишь двенадцать таких кораблей. Но они были намного меньше английских шлюпов, и их водоизмещение составляло 615 т.
Франция строила два типа охотников: тип «Ажиль» водоизмещением около 350 т и «Ар- рас» водоизмещением от 550 до 700 т. И только к концу войны у Франции появился новый тип охотника «Ле Норман».
Итальянские военно-морские силы, у которых не возникало проблем с защитой конвоев, не строили специальных охотников для работы в океане, а просто пользовались траулерами и сорока семью тральщиками (бывшими траулерами), купленными в Японии, а также миноносцами береговой обороны, канонерскими лодками и торпедными катерами. К концу первой мировой войны английские 1200-тонные малые корветы были охотниками за подводными лодками, с наилучшими маневренными качествами. В период между войнами в строительстве кораблей этого типа наступило затишье, и только в 1937-1939 гг., накануне второй мировой войны, британский флот заказал два типа малых корветов, принадлежащих к типам «Биттерн» и «Эгрет», и третий, меньший — типа «Кингфишер». В Соединенных Штатах корабли этого типа не строились, а французы построили минные тральщики-разведчики типа «Элан», похожие на английские малые корветы. В 1934 г. Италия построила экспериментальный охотник, названный «Альбатросом», а в 1938 г. — четыре корабля сопровождения типа «Пегасо». И все же между охотниками, используемыми во время первой мировой войны, и новыми, построенными в 1937-1939 гг., была существенная разница. Она заключалась не в различии водоизмещения или вооружения, а в ультразвуковых приборах, при помощи которых можно было обнаружить погруженные подлодки по отраженному от их корпусов эху и определить, откуда они направляются и как далеко находятся. Это оборудование, намного более сложное, чем то, что использовалось в годы первой мировой войны, подверглось тщательной проверке военно-морскими силами всех стран.
Как уже отмечалось, во время второй мировой войны для обозначения морских охотников использовали старые названия: название «корвет» впервые присвоили английскому типу «Флау- эр» (первый из таких кораблей был заказан 27 июля 1939 г.), а термин «фрегат» дали новому, большему типу кораблей — «Ривер». Эти корабли строили в Канаде и Соединенных Штатах, а также в Великобритании.
За годы второй мировой войны в Великобритании было построено большое количество корветов и фрегатов для сопровождения конвоев, напротив, в Соединенных Штатах — лишь весьма ограниченное число фрегатов, всего сто два корабля типа «Ривер» и других подобных типов. Там избрали другой тип корабля: эсминец сопровождения (позже сторожевой корабль), или DE (destroyer escort), и заказали тысячу пять таких кораблей, из которых к концу войны было закончено лишь пятьсот шестьдесят пять. Сторожевики имели водоизмещение около 1 350 т, мощное вооружение для борьбы с воздушным противником, довольно хорошее противолодочное вооружение и, что самое главное, дизель-электрический или турбоэлектрический ход.
Япония также строила сторожевые корабли, а немцы намеренно не строили таких судов, а просто использовали эсминцы для сопровождения своих конвоев через Норвегию. Французские ВМС не строили корабли данного типа, но были оснащены тремя британскими корветами класса «Ривер» и шестью американскими сторожевиками.
Итальянские ВМС построили корветы типа «Габбиано» и несколько катеров небольшим водоизмещением (известных как V/4S — vedetta antisommergibile).
К концу войны фрегаты и корветы имели свои определенные признаки, отличавшие их от современных им эсминцев и старых охотников. Их вооружение состояло в основном из противолодочного оружия, но было на них и оружие для собственной защиты и сопровождаемых кораблей от воздушного противника. Английские и американские корабли были оснащены еще и поисковыми радарами. В послевоенные годы таких кораблей строилось гораздо меньше, хотя часть эсминцев переоборудовалась для борьбы с подводными лодками. Английские ВМС переделали около тридцати эсминцев в быстроходные противолодочные фрегаты, подобным образом поступили и американские ВМС.
В 1950-1955 гг. ВМС всех стран возобновили строительство противолодочных фрегатов, но новые корветы практически никто не строил, за исключением итальянских и других второстепенных ВМС.
Фрегаты послевоенного времени имели усовершенствованное зенитное и противолодочное вооружение, но не несли вертолетов. За этот же период получили развитие другие фрегаты — с особыми характеристиками, отличными от характеристик противолодочных фрегатов — такие, как фрегаты ПВО и фрегаты общего назначения. Примером фрегатов ПВО являются английские "Леопард" (1957-1959) и «Солсбери» (1957- 1960), а примером фрегатов общего назначения — французские «Коммандан Ривьер» (1962-1965) и английские «Трайбл» (1961-1964) и «Линдер» (1963-1973). До 1975 г. американские ВМС использовали термин «фрегат» для совершенно другого типа корабля: лидер эсминцев с большими размерами, чем эсминец.
На самом деле атомные «Бейнбридж» и «Тракстен» (iDLGN»), «Белкнап» и «Леги» («DLG») первоначально классифицировались как фрегаты. А с июня 1975 г. последние стали классифицироваться как крейсера, в то время как *DLG» класса «Кунц» — как эсминцы. Впоследствии ВМС США использовали термин «фрегат» в том же смысле, что и их союзники.
Последние разработки в области усовершенствования фрегатов заключаются в том, что на них появилось ракетное вооружение как противовоздушное оружие и вертолеты как противолодочное оружие. Первая ракетная установка была поставлена на вновь построенном, а не на переоснащенном и уже находящемся в строю, корабле. В 1963 г. английские «Линдеры» и американские «Бруки» были оснащены ракетными установками. Вертолеты, посадочные площадки и ангары первыми получили французские «Коммандан Ривьер» (1962-1965), итальянские «Бер- гамини» (1961-1962) и «Альпино» (1965), голландские «Ван Спейк» (1966-1969), британские «Трайбл» (1961-1964) и «Линдер» (1963-1973) и, наконец, датские «Хвидбьёрнен» (1962). Фрегаты и корветы стали первыми боевыми надводными кораблями, оснащенными дизельным двигателем.
Последующее развитие привело к фрегатам с газотурбинной установкой, хотя атомные фрегаты еще не спроектированы.