суда разных флотов мира

Фрегаты и корветы: бомбометы, двигатель кораблей и противолодочные ракеты.

Aspose.Words.d7373a90-4eea-4d1f-99a0-fe90910c10fd.001Фрегаты и корветы: бомбометы, двигатель кораблей и противолодочные ракеты.

В погруженном состоянии подводные лодки невидимы для надводных кораблей - фрегатов и корветов, чье предна­значение — уничтожить их с помощью бомбометов или противолодочных ракет. Подводные лодки обычного типа должны всплывать приблизитель­но каждые двадцать четыре часа для перезаряд­ки электрических батарей для роботы двигателя и, таким образом, могут быть обнаружены радаром. Поиск и обнаружение обычно ведется радарами береговых станций или воздушных сил, а не бортовыми радарами.

Противолодочные корабли - фрегаты и корветы оснащены сонара­ми (иначе, гидролокаторами) для обнаружения погруженных лодок. Хотя эти приборы и не яв­ляются оружием, как бомбомет или противолодочные ракеты, их роль сродни роли наблюдателей за надводными кораблями до изобретения радаров.

Акустическое оборудование, или гидрофоны, использовались со времен первой мировой во­йны. В итальянских ВМС их называли «Турбо Чи» и устанавливали на торпедных катерах и других противолодочных кораблях для обнаруже­ния звуков, производимых подлодками, особенно шума их винтов.

В период между войнами это оборудование значительно улучшилось, и в нем стали исполь­зовать ультразвуковые волны вместо просто зву­ковых. А это значило, что стало возможным точ­нее определить местонахождение подлодки и рас­стояние до нее. Теперь прослушивались не про­изводимые лодкой подводные шумы, а отражен­ный ее корпусом пучок ультразвуковых волн. Как только определяли местонахождение лодки при помощи этого оборудования или при помощи надводного наблюдения, ее уничтожали глубин­ными бомбами, сбрасываемыми с кормовой уста­новки бомбометами и установленными на взрыв на опреде­ленной глубине. Глубинные бомбы использова­лись во времена второй мировой войны. Основ­ным усовершенствованием к этому времени было то, что стало возможным сбрасывать с борта корабля сразу несколько глубинных бомб, исполь­зуя многочисленные метательные установки, и тем самым охватить больший район. Бортовые установки были впоследствии вытеснены носо­вой, которая могла одновременно выбрасывать двадцать четыре бомбы на расстояние до 1 ООО футов (300 метров) с овальной площадью рассе­ивания. Она была названа «Хеджехог».

В послевоенное время бомбометы получили дальнейшее развитие. Англия произвела бомбомет «Сквид» с тремя короткими стволами, выпус­кающими три глубинные бомбы. За ними после­довали «Лимбо» (также английские) с тремя длинными стволами. Италия выпустила одно- и двуствольные установки «Менон», а Соединен­ные Штаты «Уэпон Альфа». Все эти орудия ос­нащены автоматическими приборами для установ­ки нужной глубины взрыва бомб. Советские ВМС приняли на вооружение двенадцатиствольную ракетную установку.

С течением времени наиболее распространен­ным и эффективным противолодочным оружием стали противолодочные ракеты как радиоуправ­ляемые, так и самонаводящиеся. Эти торпеды, которые гораздо короче привычных противокора­бельных, обычно размещаются в строенных на­водя щи с я установках, причем оси торпед распо­ложены на вершинах равностороннего треуголь­ника и перпендикулярны к его плоскости. Од­ним из особых типов противолодочных ракет является тип, ком­бинированный с ракетой и названный противо­лодочной ракетой. Такие ракеты могут быть выпущены с надводных кораблей. Примером яв­ляются американские Л5/?0С.

Такие специальные торпеды запускаются с ра­кетой-носителем, — таким образом, часть пути они проделывают в воздухе и отсоединяются только рядом с целью. Войдя в воду, они про­должают путь под водой, находя цель с помощью самонаводящейся головки.

Другим способом использования противолодоч­ных ракет на большом расстоянии является их транспортировка на вертолете или специальном беспилотном летательном аппарате, например — DASH (беспилотный противолодочный вертолет) ВМС США.

Все противолодочные корабли имеют на во­оружении кроме бомбометов еще зенитные орудия и пулеметы, как любой военный корабль, хотя эти орудия были недавно заменены зенитными ракетными установ­ками.

Развитие силовой установки сходно с разви­тием таковой у миноносцев и эсминцев. Иначе говоря, начавшись с поршневых машин, затем паровых турбин, ко времени второй мировой войны замененных на дизельные двигатели кораблей, си­ловая установка после 1960 г. стала газотурбин­ной. Вследствие того что подобные корабли по­явились лишь 30-40 лет спустя после первых миноносцев и эсминцев и вследствие малого водоизмещения ранних кораблей, противолодоч­ные корабли с самого начала получили бензино­вые или дизельные двигатели. В начале второй мировой войны большинство двигателей кораблей еще оставались турбинными, с редуктором, двой­ными винтами и нефтетопочными котлами.

Затем, во время войны, более широкое рас­пространение получил дизельный двигатель корабля, осо­бенно в ВМС США на некоторых типах эскад­ренных миноносцев, таких как «Бостуик», «Эд- солл» и «Эварт» (все 1943 г.) с дизель-электри- ческим ходом, и охотниках типа «PC», «РСЕо и «PCS*, оснащенных лишь дизельными двигате­лями.

Итальянские ВМС также использовали дизель­ные двигатели, например на корветах «Габбиано». В послевоенные годы еще оставались фре­гаты с паровыми турбинами, но около 1960 г. почти все вновь строящиеся корабли оснащались дизельной силовой установкой.

С 1960 г. некоторые новые фрегаты оснаща­лись уже газотурбинной установкой — не как единой оиловой установкой, а используемой толь­ко для действий на полном ходу. Для обычного хода на них остались дизельные двигатели.

Единственным примером сочетания газовой и паровой турбин стали семь английских фрегатов типа «Трайбл», вступившие в строй между 1961 и 1964 гг. У них был один винт, движимый тур­биной мощностью 12 500 л. с. с редуктором, ко­торый мог работать и с газовой турбиной мощ­ностью 20 000 л. с. Все другие фрегаты имели дизельные двигатели для режима крейсирования и газовую турбину для полного хода.

В последнее время новейшие классы фрега­тов оборудованы только газотурбинной силовой установкой. В числе таких кораблей русский «Кривак» (1970) и американский «Перри» (1976), последний из которых имеет две газовые турби­ны на один винт.