Двигатели, турбины, винты и вооружение крейсеров.
Двигатели, турбины, винты и вооружение крейсеров.
Силовые установки - двигатели, турбины и винты кораблей развивались параллельно с развитием военных судов. В период смешанной парусной и паровой тяги они представляли собой машины с горизонтально или вертикально расположенными цилиндрами, питаемые паром из коробообразных котлов, нагревавшихся за счет сгоравшего в топках угля. Бронепалубные и броненосные крейсера использовали вертикальные поршневые двигатели двойного и тройного расширения до 1905-1910 гг.
Примером кораблей с поршневыми двигателями крейсеров могут служить российский «Рюрик» (1895) и американский «Бруклин» (1896), которые имели по две паровые машины на каждый из двух винтов, т.е четыре машины на два гребных винта, и развивали скорость в 18,8 и 21,0 узел соответственно.
Бронепалубные корабли крейсера имели обычно всего два винта, тогда как значительное число более крупных и более тяжело вооруженных броненосных крейсеров приводилось в движение тремя паровыми двигателями на три гребных винта. Примерами являются немецкие «Фюрст Бисмарк», «Шарнхорст», «Гнейзенау» (1907) и «Блюхер» (1909), французские «Дюпюи де Лом» (1893), «Жанн д'Арк» (1903) и «Леон Гамбетта» (1905), а также русские «Громобой» и «Аврора» хотя последний относился к бронепалубным крейсерам.
Когда поршневые двигатели были заменены паровыми турбинами крейсеров, британский первый легкий крейсер «Аметист» (1905) получил по одной турбине полного хода и по одной маршевой турбине на каждый вал, другими словами — четыре турбины на два гребных винта. «Фробишер» (1917) также имел одну турбину полного хода и одну маршевую турбину на каждый вал, т.е. восемь турбин на четыре гребных винта. Другие крейсера этого периода тоже имели четыре винта — такие, например, как немецкие типа «Кол- берг» (1909), американские типа «Омаха» (1923), китайские типа «Чаохо» (1912), австралийские типа «Мельбурн» (1913) и российские типа «Адмирал Крейг» (1913). Однако бразильские легкие крейсера типа «Бахиа» (1910), греческий «Хелли» (1913) и голландский «Ява» (1925) имели по три винта, приводившихся в действие тремя турбинами. Все линейные крейсера имели по четыре винта, вооружение крейсеров было комплексным.
Межвоенные типы крейсеров, строившиеся на основе Договора, имели турбины с понижающим редуктором, оснащенные котлами, работавшими на жидком топливе. Тяжелые крейсера обычно имели четыре гребных винта, но были некоторые и с двумя — такие, например, как итальянские типа «Зара» (1931). Легкие крейсера с малым водоизмещением имели два винта, но было довольно много также и с четырьмя винтами, в частности, американские и британские с водоизмещением от 8 000 до 14 000 т. Трехвинтовые энергетические установки обычно не применялись на крейсерах между 1922 и 1945 гг.; редкими исключениями из этого являлись немецкие типа «Адмирал Хиппер» (1939) и японские «Юба- ри» (1923).
Некоторые крейсера этого периода были оборудованы смешанной дизельной и паротурбинной силовой установкой: дизель обеспечивал более длительное пребывание в свободном плавании, точно так же, как это обеспечивали паруса на старых типах парусно-паровых крейсеров. Немцы были первыми, испытавшими на практике этот вариант, имея уже опыт использования дизельных двигателей на своих линейных кораблях типа «Дейчланд». Три легких крейсера типа «Кенигсберг» (1929) имели спаренные винты, которые могли приводиться в действие двумя редуктор- ными турбинами полного хода и двумя дизельными моторами для экономичного хода. Такой вариант оказался не вполне удовлетворительным, так что на следующем крейсере «Нюрнберг» были установлены три винта, причем боковые приводились в действие редукторными турбинами, а средний — двумя дизельными моторами с редуктором и механизмом сцепления. Русские крейсера типа «Киров» (1939) и «Чапаев» (1948-1950) были оборудованы двумя паровыми турбинами и двумя дизельными двигателями, приводившими в действие два гребных винта.
После 1960-1961 гг. силовые установки крейсеров претерпели важные изменения, когда паровые турбины с редукторами и механизмами сцепления были заменены у вновь построенных судов на газовые турбины.
В английском военном флоте существовал лишь один пример смешанных газовой и паровой турбин — на восьми крейсерах класса «Девоншир», спущенных на воду в 1962-1964 гг. На них стояли две паротурбинные установки и четыре газовые турбины, приводившие в действие два гребных винта.
Газовые турбины установлены на трех британских судах типа «Инвинсибл» (1980), в настоящее время вертолетоносцах, на итальянском «Гарибальди» (1983) и на восьми русских крейсерах типа «Николаев» (1973).
С 1961 г. по настоящее время флот Соединенных Штатов включил в свой состав девять атомных крейсеров, три из которых были экспериментальными, а шесть последующих составляют два класса судов, предназначенных для совместных операций с авианосцами, имеющими такую же двигательную установку. Кроме них, к атомным крейсерам относятся только советские типа «Киров», которые являются уникальными, т. к. снабжены обычными форсажными двигателями для достижения высоких скоростей.
Вооружение крейсеров развивалось параллельно с развитием такового у линейных кораблей, но поскольку категория крейсеров продолжает существовать в послевоенный период, их вооружение развилось дальше в сторону ракетного и электронного оружия как надводного, так и противолодочного, подводного. В противоположность линейным кораблям, крейсера, вооруженные торпедными аппаратами, относятся уже приблизительно к 1870 г. Британские крейсера первого ранга «Инкостант», «Шах» и «Шэннон» (1870-1877), например, вместе с крейсерами второго ранга «Бодиси», «Бакант» и «Юрулус» (1878) имели по одному торпедному аппарату, тогда как их французские современники, такие, как два крейсера типа «Эклерер» (1879) и четыре типа «Дюгесклен» (1886) имели только буксируемые торпеды. По сравнению с этим русские «Адмирал Нахимов» и «Рюрик» (1895) имели четыре и шесть торпедных аппаратов соответственно. Торпедные аппараты составляли неотъемлемую часть вооружения всех броненосных и бронепалубных крейсеров. На таких судах торпедные аппараты крепились обычно под водой и устанавливались по два с каждой стороны у центра судна, или по одному спереди и по одному у кормы. Только на легких крейсерах — другими словами, с 1910-1912 гг. и далее — торпедные аппараты стали устанавливать на главной палубе, как на британских крейсерах типа «Кэмбриэн» (1916) и «Фробишер» (1924), которые имели сдвоенные торпедные аппараты с каждой стороны, плюс еще два-один спереди, другой сзади, установленные под водой.
Некоторые суда обладали четырьмя торпедными аппаратами в двух спаренных наводящихся на цель установках, расположенных на палубе; сюда входили три австрийских легких крейсера типа «Сайда» (1914) и десять американских типа «Омаха» (1923). Линейные крейсера, однако, имели неподвижные установки, как британские крейсера типа «Рипалс» (1916), у которых они впоследствии были заменены четырьмя спаренными наводящимися на цель установками, расположенными в центре судна по две с каждого борта.
Крейсера, строившиеся после Договора, почти все были в достатке обеспечены торпедными аппаратами, обычно по шесть в двух строенных установках, как у британских судов типа «Аретуза» (1935), «Дидо» (1940) и «Фиджи» (1940). Немецкие крейсера типа «Кенигсберг» (1929), «Нюрнберг» (1935) и «Адмирал Хиппер» (1939), тем не менее, имели по двенадцать торпедных аппаратов в двух строенных установках по каждому борту на корме. Испанские «Принципэ Альфонсо» и «Канариас» также имели двенадцать торпедных аппаратов в четырех строенных установках. В отличие от этого итальянские суда типа «Тренто» (1929), японские типа «Нати» (1928) и «Могами» имели восемь и двенадцать торпедных аппаратов соответственно. Все они были укреплены неподвижно и расположены поперек корабля, причем одна половина стреляла с одного борта, а другая — с другого. Счетверенные наводящиеся на цель торпедные аппараты были установлены на британских крейсерах типа «Линдер» (1923) в двух установках, расположенных на каждой стороне и в той же позиции, что и на американских судах типа «Атланта» (1941). Японские «Агано» (1942), с другой стороны, имели две счетверенные установки по центральной оси судна. Русские крейсера типа «Свердлов» (1955-1959) имели десять торпедных аппаратов в двух одинаковых установках в центре судна. Некоторые крейсера не комплектовались торпедными аппаратами, такие, как итальянские суда типа «Зара» (1931), и американские типа «Портленд» (1933), «Нью Орлеане» (1934), «Бруклин» (1938), «Кливленд» (1941), «Бэлтимор» (1943), «Вустер» (1948) и «Де Мойн» (1948-1949).
После второй мировой войны надводные противокорабельные торпеды исчезли из вооружения крейсеров, но суда постройки после 1960 г. снабжались специальными противолодочными торпедами. К ним относятся итальянские крейсера типа «Андреа Дориа» (1964) и «Витторио Бене- то» (1969) с шестью торпедами в двух встроенных пусковых установках, американские типа «Олбани» после их переоборудования в 1962 г.; затем «Лонг Бич», крейсера типа «Легм», «Белкнап», «Бейнбридж» и многие современные суда. Русские крейсера класса «Кинда» (1962), «Креста I» (1967), «Креста II» (1972-1977), «Николаев» (1973-1980), «Москва» (1968), «Киев» (1975) и «Киров» (1978) оснащены десятью торпедными аппаратами в двух спаренных установках.
Орудия, которые были главным видом вооружения крейсеров всех рангов вплоть до 1962 г., впоследствии были заменены ракетами, обычно зенитными (типа «вода-воздух»), размещенными в перезаряжающихся единичных или спаренных пусковых установках (от двадцати до восьмидесяти ракет на установку; противокорабельные ракетные установки обычно могут перезаряжаться в порту. В некоторых случаях противокорабельные ракеты могут выпускаться и из зенитных установок), но также и противокорабельными (типа «вода-вода»), обычно в спаренных или счетверенных коробчатых установках, и противолодочными ракетами, такими, как американские ASROC, британские «Икара», французские «Малафон» и советские CC-H-14.
Суда, построенные после 1960 г., снабжены вертолетом в качестве противолодочного средства, а также сонаром, электронным прибором, обнаруживающим находящуюся на глубине подводную лодку по излучению звуковых волн.