История кораблестроения. Миноносцы и торпедоносцы с 1877 по 1945 год.
Как твердит история кораблестроения - возникновение торпедных катеров - миноносцев явилось результатом изобретения нового морского оружия — торпеды. Фактически в начальный период торпеда была главным или, точнее, единственным вооружением на таком катере - торпедоносце.
Согласно истории кораблестроения - торпеду, или самодвижущуюся мину, создал англичанин по имени Роберт Уайтхед, который жил в Австрии и был управляющим на технических заводах Фиуме. В 1866 г. он продемонстрировал первый вариант торпеды австрийскому правительству: снаряд мог пройти расстояние 218 ярдов (200 м) со скоростью 6 узлов. Несколькими годами спустя, в 1871 г., усовершенствованный образец проходил уже 656 ярдов (600 м) со скоростью 24-28 узлов и нес 66 фунтов (30 кг) взрывчатого вещества. За новый снаряд быстро ухватились главные флоты Европы: британский, французский, итальянский, немецкий и русский. Соединенные Штаты приняли на вооружение торпеду не ранее 1891 г., т. е. двадцать лет спустя.
Между 1880 и 1890 гг. торпеда была вторым оружием больших броненосцев и крейсеров, но впоследствии ее использовали как превосходное средство береговой обороны и защиты входов в гавани. Поскольку расстояние, проходимое торпедами, не превышало 437-656 ярдов (400-600 м), ими вооружались быстрые малые катера. Они могли приблизиться к большим кораблям, увертываясь от их огня, до дистанции, с которой могли выпустить торпеды. Из-за небольших размеров и очень малого радиуса действия эти катера - торпедоносцы можно было использовать только для охраны побережья. Однако был также найден способ применять их как наступательное оружие, доставляя поближе к береговой линии врага на борту специальных кораблей, называемых матками торпедных катеров. Катера торпедоносцы затем выпускали торпеды в море, и те могли достигать вражеских кораблей, стоящих на якоре в гаванях.
Британский флот самым первым построил быстроходный катер - торпедоносец, оснащенный исключительно торпедами, — в 1887 г. «Лайтнинг» был всего 84 фута (25,62 м) длиной, но развивал невероятную по тем временам скорость в 18,75 узлов. Вскоре миноносцы разделились на два типа: приспособленные к долгому плаванию морские миноносцы первого класса, которые могли действовать на значительном расстоянии от берега; и миноносцы второго класса, или прибрежные, которые можно было буксировать или перевозить на кораблях покрупнее н пригодные для береговой обороны или нападения внутри военно- морских баз противника. Миноносцы второго класса можно было доставлять по железной дороге.
По истории кораблестроения около 1882 г. британская судоверфь Торникрофт освоила производство двух типов судов: второго класса — водоизмещением около 12,5 т, длиной 59 футов (18 м), максимальной скоростью 17,5 узлов, оборудованных двумя торпедными аппаратами; н первого класса — водоизмещением 35 т, оснащенных одним торпедным аппаратом и развивающих скорость до 21 узла. В 1988 г. на верфи Шихау в Германии спроектировали и построили куда более крупные катера с водоизмещением 80 т, длиной 128 футов (39 м) и максимальной скоростью 20 узлов. Британия последовала германскому примеру и стала строить все более и более крупные катера. И действительно, в 1887 г. у торпедного катера «№80» было водоизмещение 105 т, а у №№ 91—97 в 1894 г. — 130 т. Подобные же размеры стали характерны и для других флотов, большинство из которых приобретало катера на британских и немецких судоверфях.
В 1887 г. вдобавок к морским и береговым миноносцам немецкий флот построил и третий тип, предназначенный для того, чтобы с него осуществлялось командование подразделением миноносцев. По этой причине он был крупнее, имел большее водоизмещение и мог принять на борт Генеральный штаб флотилии. Такой тип торпедного катера был известен в Германии как Torpedo-Division-Boote, а в -Англии как «дивизионный миноносец».
В 1886-1888 гг. в Италии были выстроены два судна, названные «Фольгоре» и «Саетта». Их классифицировали как разведывательные торпедные катера, водоизмещение их равнялось 37 т. Они отличались от немецких дивизионных катеров. Однако пять катеров типа «Аквила», построенные в 1888 г. в Шихау, были типично немецкими моделями с водоизмещением 139 т. Австрийский флот также приобрел семь немецких дивизионных катеров.
Итак, к концу прошлого века на вооружении находилось три типа миноносцев: береговые водоизмещением от 40 до 100 т, морские и дивизионные водоизмещением около 200—300 т.
Малые береговые торпедные катера вскоре стали рассматриваться как не имеющие значения для военных действии, и поэтому они исчезли из флотов, но роль морских миноносцев возросла, а дивизионные постепенно тоже стали включаться в эту категорию. Возможности у них были таковы, что их стали применять в сочетании с более крупными кораблями.
Между 1880 и 1900 гг. не происходило морских сражений, которые подтвердили бы их наступательные возможности. Первым воєнно-морским столкновением, когда представился такой случай, явилась русско-японская война 1904 г., в течение которой японские морские миноносцы совершали многочисленные наступательные действия против российских судов, как стоящих на якоре в порту, так и находящихся в море Миноносцы не очень отличились в этой войне. Стало ясно, что в наступательных действиях более эффективны эскадренные миноносцы, которые быстрее, лучше вооружены, с большим запасом хода и лучшими мореходными качествами. По этой причине начиная с 1905 г. все более крупные флоты перестали строить миноносцы, за исключением Италии и Австрии, где все еще считалось, что такое судно можно неплохо использовать в прибрежных водах и в гаванях Между 1905 г. и концом первой мировой войны строился практически один-единственный тип — морской миноносец.
Опыт, приобретенный в течение первой мировой войны, подтвердил опыт русско-японской войны н ярко высветил крайне низкую боеспособность миноносцев, продемонстрировав, с другой стороны, что эскадренный миноносец — это подлинный морской торпедный корабль, пригодный как для действия против более крупных кораблей, так и для эскортирования линкоров и крейсеров.
Однако это не означало конца миноносцев. Они сохранились и применялись также во второй мировой войне, хотя их назначение и технические особенности не имели более ничего общего с таковыми сорокатонных береговых торпедных катеров 1882 г.
С 1918-1920 и до 1933-1935 гг. наступил перерыв в сооружении миноносцев, но в этот период многие флоты переквалифицировали некоторые из своих небольших старых эскадренных миноносцев в миноносцы. Японский флот оставался единственным, кто продолжал строить миноносцы и в 1923 г. ввел в строй двадцать три катера по 770 т (их определили как эсминцы второго класса).
Опыт, приобретенный в течение второй мировой войны, еще раз подтвердил, что от миноносцев мало пользы в военных действиях, даже если они имеют значительное водоизмещение и хорошо вооружены. В результате подобные суда наконец перестали существовать. В последние годы ранее построенные миноносцы еще оставались на службе, пока не становились непригодными, но ни один флот не заказывал строительство новых.