История эсминцев с 1892 года. Эсминец современный.
История эсминцев с 1892 года. Эсминец современный.
Примерно в 1892-1894 гг. некоторые морские миноносцы достигли водоизмещения 120-180 т и скорости 22-25 узлов. Немецкие и французские морские миноносцы представляли серьезную угрозу британскому флоту, поэтому Адмиралтейство решило построить корабли с лучшими боевыми и мореходными качествами, чем у миноносцев. Такое специальное судно назвали «ловцом миноносцев» - или эсминцем современным, так начелась история эсминцев.
Большим защитником «ловцов» был контр-адмирал Джон А. Фишер, в феврале 1692 г. назначенный третьим морским лордом. Он заказал верфи Ярроу чертежи эсминца современного, который сможет противостоять французским миноносцам. Фишер поставил условие, чтобы главной задачей этих кораблей были военные действия против миноносцев, а второстепенной — атака вражеских кораблей торпедами. Следовательно, они должны быть быстроходнее кораблей противника, иметь орудия большего калибра и, в-третьих, нести определенное количество торпед - история эсминцев только начиналась.
Короче говоря, главным оружием миноносцев была торпеда, поддерживаемая несколькими пулеметами, позже замененными большими орудиями; главным оружием истребителей миноносцев - эсминцев современных с самого начала стали орудия, а торпеды были лишь второстепенным вооружением. Чертежи, выполненные верфью Ярроу для адмирала Фишера, являли корабль водоизмещением около 250 т со скоростью 27 узлов; но к окончательному решению ВМС привлекли три верфи: Ярроу, Торникрофт и Лейрд.
Программа истории эсминцев на 1892-1893 гг. включала шесть кораблей: «Хэвок» и «Хорнет» с верфи Ярроу, «Дэринг» и «Декой» с верфи Торникрофт, «Феррет» и «Линкс» с верфи Лейрд.
В октябре 1893 г. был построен первый из них современный эсминец — «Хэвок» водоизмещением 240 т, несущий вооружение, состоящее из орудия калибра 2,5 дюйма (66 мм) и трех орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм), а также одной торпедной установки на носу и одной на палубе. На испытаниях он достигал скорости 26,8 узлов. Два корабля, построенные верфью Торникрофт, водоизмещением 260 т имели вооружение, состоящее из орудия калибра 2,5 дюйма (66 мм), пяти орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) и двух торпедных установок. Эти корабли развивали скорость 29 узлов. Два корабля верфи Лейрд водоизмещением 280 т развивали 28 узлов и имели такое же вооружение. После постройки шести прототипов британские ВМС построили еще тридцать шесть кораблей, известных как «двадцатисемиузловки» и классифицировавшихся как «истребители миноносцев». Заказанные различным верфям, они имели различные очертания.
За Британией ВМС и других стран стали оснащать себя подобными кораблями. Различные верфи Франции занялись постройкой прототипов эсминцев современных. В 1896 г. в Нормандии заказаны исторические эсминцы: «Дюрандал» («МО»), «Аллебард» («М /»), «Фоконно» (М 2) и «Эспиньоль» («М 3»); на верфи Форж э Шантье де ла Медитеране — «Пик» («М 6») и «Эпе» («М 7»); на верфи Шантье де ла Луар — «Фрам» («М4») и «Ятаган» («М 5»), За восьмью прототипами последовали еще двадцать шесть подобных кораблей, построенных между 1890 и 1903 г. и обозначенные от «М 8» до «М 31».
В ВМС Германии после «дивизионных миноносцев» между 1886 и 1894 г. была попытка построить эсминцы современные с большим водоизмещением и скоростью; хотя они имели характеристики сходные с истребителями миноносцев, официально их классифицировали как миноносцы. В 1898-1901 гг. построили двенадцать («Б 90»- «5 101») миноносцев. Их водоизмещение вдвое превосходило водоизмещение серий миноносцев «Б 82»—«Б 87» и «С5<9»-«0 89» и даже водоизмещение эсминцев, принадлежащих ВМС других стран, хотя новые немецкие корабли не были, по существу, эсминцами, поскольку их главным оружием стали не орудия, а торпеды.
В 1897 г. ВМС Италии заложили «Фульмине», построенный в 1900 г. За «Фульмине» последовали шесть кораблей типа «Лампо», заказанные на немецкой верфи Шихау и похожие на немецкие большие миноносцы типа «5 90»- «Э 101» и «О /05»-«О 113».
Япония строила свои первые эсминцы на английских верфях Ярроу и Торникрофт. Австро- Венгрия также обратилась на британские верфи за проектом эсминца, построенного на верфи Триет Текникал Воркс в 1905 г. и названного «Хусар».
В 1894 г. ВМС России заказали эсминец «Сокол», прототип, построенный Ярроу в 1896 г. За ним последовали еще десять кораблей типа «Кречет», или «Пылкий», русской постройки, и четыре типа «Кит», или «Бдительный», заказанные в Шихау и построенные в 1900-1902 гг.
В Соединенных Штатах строительство первых шестнадцати эсминцев современных было утверждено Конгрессом в 1898 г. Они строились разными верфями в 1902-1903 гг.
ВМС малых стран также имели свои исторические эсминцы. В Южной Америке в 1896 г. Аргентина построила «Санта Фе», «Корьентес», «Ентре Риос» и «Мисионес»; Бразилия получила первые эсминцы в 1909-1910 гг. британской постройки типа «Амазонас»; и наконец, Чили купила четыре корабля типа «Капитан Орелла» в 1897 г. у верфи Лейрд.
Китай приобрел четыре эсминца типа «Хай- лунь» в Германии. В Европе Греция заказала четыре эсминца типа «Аспис» на верфи Ярроу в 1907-1908 гг., в 1911 г. Голландия построила эсминцы «Вольф» и «Фрет»; в 1908-1909 гг. Норвегия построила корабли «Драг» и «Тролл»; в иметь водоизмещение не более 10 160 т и вооружение калибром не более 8 дюймов (203 мм). Легкие надводные корабли, в свою очередь, делились на две категории: водоизмещением более 3 048 т, вооруженные орудиями калибра 6,1-8 дюймов (155-203 мм), известные как тяжелые крейсера, и водоизмещением менее 3 048 т, вооруженные орудиями калибра не более 6,1 дюйма (155 мм), включавшие корабли, классифицируемые Договором 1930 г. как истребители миноносцев. Следовательно, этот термин исчез из употребления в договорах, и на практике он не отвечал новой роли этих кораблей.
В Англии вошел в практику новый термин «destroyer»; в Германии — tZerstorer*, в России — «эскадренный миноносец». Испанцы пользовались названием «destructores», а французы и итальянцы сохранили наименование «contre-torpilleur» и «cacciatorpediniere».
В период между двумя мировыми войнами эсминцы шли по тому же пути развития, что и другие корабли, наращивая размеры, водоизмещение, скорость и вооружение. Они стали нести значительно больше торпедных установок, ибо взяли на себя роль, некогда принадлежавшую миноносцам, — атаковать противника.
Во время второй мировой войны обязанности эсминцев по разведке, нападению на противника и обеспечению противолодочного и противовоздушного прикрытия для военных формирований дополнились еще и эскортированием торговых конвоев. ВМС Великобритании и Соединенных Штатов строили специальные эсминцы, названные эсминцами сопровождения; эти корабли обладали меньшей скоростью, чем обычные эскадренные миноносцы. Например, в Средиземном море Италия и Великобритания использовали их в обеих битвах при Габе (1941-1942). В Атлантике английские эсминцы принимали участие в сражении против немецкого линкора «Бисмарк» (27 мая 1941 г.), а в Тихом океане японцы использовали их именно для атаки, особенно в битве в Яванском море (27 февраля 1942 г.) и битве при Тассафаронга (29 ноября 1942 г.). Японские эсминцы использовались и для перевозки войск с такой регулярностью, что их усилия поддержать гарнизон острова в полном составе стали известны как «Токийский экспресс».
После войны орудия на эсминцах современных, как и на крейсерах, заменили ракетами.
Как и в случае с крейсерами, первым получил ракетное вооружение не новый, а уже существовавший американский эсминец «Джагг DDG-I», построенный в июле 1945 г и модифицированный в 1955-1956 гг. Только позднее американские эсминцы стали комплектоваться ракетными установками с самого начала То же произошло во Франции, где построенные в 1956-1957 гг. четыре эсминца класса «Сюркуф», или типа *Т 47», были переоборудованы в 1962-1965 гг.; а в Советском Союзе восемь >с минцев класса «Котлин» переоборудовали в «SAM Котлин» после 1961 г. В Италии и Германии только строящиеся корабли оснащались раком- ми: в Италии «Импавидо» и «Интрепидо* (1963 1964) и три эсминца типа «Лютьенс» (1969) а Германии. Некоторые страны оснастили уже су ществующие эсминцы маленькими ракетами «Си Кэт». Поскольку это оружие приводило лишь к небольшим конструктивным изменениям, кораб ли нельзя уже классифицировать как действительно ракетные эсминцы.
Появление вертолетов в качестве противолодочного оружия привело к строительству эсмии цев-вертолетоносцев со взлетной палубой И .111 гаром.
Французские эсминцы современные класса «Жорж Леги > (1979-1982) имели взлетную палубу и вертолеты; а также и итальянские «Ардито» и «Дудлчо (1972-1973), четыре японских эсминца гнпа «Такацуки» (1967-1970), английские «Шеффилд» (1975-1980) и американские «Спрюенс» (1957 1983). И наоборот, русские эсминцы типа «Канин» (1968) и «Светлый» (один из типа «Кот лин») имели взлетную палубу, но обычно без вертолетов.
Прогресс в производстве двигателей привел к появлению газовой турбины вместо традиционной паровой.
Следовательно, современный эсминец стал более крупным кораблем, чем множество легких крейсеров времен второй мировой войны Он оснащен ракетами, несет вертолеты и приводится в движение газотурбинной силовой установкой. Развитие эсминцев полностью изменило и их использование и вооружение. Более того, появление новых типов фрегатов и корветов означает, что старые истребители миноносцев, ныне известные как эсминцы, должны были принять на себя все функции, принадлежавшие некогда легкому крейсеру, а также и вооружение и водоизмещение последнего.
Доказательством затруднений в поиске различий между сегодняшними эсминцами и крейсерами служат семь английских кораблей класса «Каунти», заложенные в 1959 г. как ракетные эсминцы, но часто неофициально называемые легкими крейсерами.