суда разных флотов мира

История эсминцев с 1892 года. Эсминец современный.

Aspose.Words.ee39d52e-157e-4c2a-a462-29d2b0472847.001История эсминцев с 1892 года. Эсминец современный.

Примерно в 1892-1894 гг. некоторые морские миноносцы достигли водоизмещения 120-180 т и скорости 22-25 узлов. Немецкие и французские морские миноносцы представляли серьезную уг­розу британскому флоту, поэтому Адмиралтейст­во решило построить корабли с лучшими боевы­ми и мореходными качествами, чем у минонос­цев. Такое специальное судно назвали «ловцом миноносцев» - или эсминцем современным, так начелась история эсминцев.

Большим защитником «ловцов» был контр-ад­мирал Джон А. Фишер, в феврале 1692 г. назна­ченный третьим морским лордом. Он заказал верфи Ярроу чертежи эсминца современного, который сможет противостоять французским миноносцам. Фишер поставил условие, чтобы главной задачей этих кораблей были военные действия против мино­носцев, а второстепенной — атака вражеских кораблей торпедами. Следовательно, они долж­ны быть быстроходнее кораблей противника, иметь орудия большего калибра и, в-третьих, не­сти определенное количество торпед - история эсминцев только начиналась.

Короче говоря, главным оружием миноносцев была торпеда, поддерживаемая несколькими пу­леметами, позже замененными большими оруди­ями; главным оружием истребителей минонос­цев - эсминцев современных с самого начала стали орудия, а торпеды были лишь второстепенным вооружением. Чер­тежи, выполненные верфью Ярроу для адмира­ла Фишера, являли корабль водоизмещением около 250 т со скоростью 27 узлов; но к окон­чательному решению ВМС привлекли три вер­фи: Ярроу, Торникрофт и Лейрд.

Программа истории эсминцев на 1892-1893 гг. вклю­чала шесть кораблей: «Хэвок» и «Хорнет» с верфи Ярроу, «Дэринг» и «Декой» с верфи Тор­никрофт, «Феррет» и «Линкс» с верфи Лейрд.

В октябре 1893 г. был построен первый из них современный эсминец — «Хэвок» водоизмещением 240 т, несу­щий вооружение, состоящее из орудия калибра 2,5 дюйма (66 мм) и трех орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм), а также одной торпедной установки на носу и одной на палубе. На испы­таниях он достигал скорости 26,8 узлов. Два корабля, построенные верфью Торникрофт, во­доизмещением 260 т имели вооружение, состо­ящее из орудия калибра 2,5 дюйма (66 мм), пяти орудий калибра 2,2 дюйма (57 мм) и двух торпедных установок. Эти корабли развивали скорость 29 узлов. Два корабля верфи Лейрд водоизмещением 280 т развивали 28 узлов и имели такое же вооружение. После постройки шести прототипов британские ВМС построили еще тридцать шесть кораблей, известных как «двадцатисемиузловки» и классифицировавшихся как «истребители миноносцев». Заказанные раз­личным верфям, они имели различные очертания.

За Британией ВМС и других стран стали оснащать себя подобными кораблями. Различные верфи Франции занялись постройкой прототипов эсминцев современных. В 1896 г. в Нормандии заказаны исторические эсминцы: «Дюрандал» («МО»), «Аллебард» («М /»), «Фоконно» (М 2) и «Эспиньоль» («М 3»); на верфи Форж э Шантье де ла Медитеране — «Пик» («М 6») и «Эпе» («М 7»); на верфи Шантье де ла Луар — «Фрам» («М4») и «Ятаган» («М 5»), За восьмью прото­типами последовали еще двадцать шесть подоб­ных кораблей, построенных между 1890 и 1903 г. и обозначенные от «М 8» до «М 31».

В ВМС Германии после «дивизионных мино­носцев» между 1886 и 1894 г. была попытка построить эсминцы современные с большим водоизмещением и скоростью; хотя они имели характеристики сходные с истребителями миноносцев, официаль­но их классифицировали как миноносцы. В 1898-1901 гг. построили двенадцать («Б 90»- «5 101») миноносцев. Их водоизмещение вдвое превосходило водоизмещение серий миноносцев «Б 82»—«Б 87» и «С5<9»-«0 89» и даже водоиз­мещение эсминцев, принадлежащих ВМС других стран, хотя новые немецкие корабли не были, по существу, эсминцами, поскольку их главным оружием стали не орудия, а торпеды.

В 1897 г. ВМС Италии заложили «Фульмине», построенный в 1900 г. За «Фульмине» пос­ледовали шесть кораблей типа «Лампо», зака­занные на немецкой верфи Шихау и похожие на немецкие большие миноносцы типа «5 90»- «Э 101» и «О /05»-«О 113».

Япония строила свои первые эсминцы на ан­глийских верфях Ярроу и Торникрофт. Австро- Венгрия также обратилась на британские верфи за проектом эсминца, построенного на верфи Триет Текникал Воркс в 1905 г. и названного «Хусар».

В 1894 г. ВМС России заказали эсминец «Со­кол», прототип, построенный Ярроу в 1896 г. За ним последовали еще десять кораблей типа «Кре­чет», или «Пылкий», русской постройки, и четы­ре типа «Кит», или «Бдительный», заказанные в Шихау и построенные в 1900-1902 гг.

В Соединенных Штатах строительство первых шестнадцати эсминцев современных было утверждено Конгрес­сом в 1898 г. Они строились разными верфями в 1902-1903 гг.

ВМС малых стран также имели свои исторические эсмин­цы. В Южной Америке в 1896 г. Аргентина построила «Санта Фе», «Корьентес», «Ентре Риос» и «Мисионес»; Бразилия получила первые эс­минцы в 1909-1910 гг. британской постройки типа «Амазонас»; и наконец, Чили купила четы­ре корабля типа «Капитан Орелла» в 1897 г. у верфи Лейрд.

Китай приобрел четыре эсминца типа «Хай- лунь» в Германии. В Европе Греция заказала четыре эсминца типа «Аспис» на верфи Ярроу в 1907-1908 гг., в 1911 г. Голландия построила эсминцы «Вольф» и «Фрет»; в 1908-1909 гг. Нор­вегия построила корабли «Драг» и «Тролл»; в иметь водоизмещение не более 10 160 т и во­оружение калибром не более 8 дюймов (203 мм). Легкие надводные корабли, в свою очередь, де­лились на две категории: водоизмещением более 3 048 т, вооруженные орудиями калибра 6,1-8 дюймов (155-203 мм), известные как тяжелые крейсера, и водоизмещением менее 3 048 т, во­оруженные орудиями калибра не более 6,1 дюй­ма (155 мм), включавшие корабли, классифици­руемые Договором 1930 г. как истребители ми­ноносцев. Следовательно, этот термин исчез из употребления в договорах, и на практике он не отвечал новой роли этих кораблей.

В Англии вошел в практику новый термин «de­stroyer»; в Германии — tZerstorer*, в России — «эскадренный миноносец». Испанцы пользовались названием «destructores», а французы и итальян­цы сохранили наименование «contre-torpilleur» и «cacciatorpediniere».

В период между двумя мировыми войнами эсминцы шли по тому же пути развития, что и другие корабли, наращивая размеры, водоизме­щение, скорость и вооружение. Они стали нести значительно больше торпедных установок, ибо взяли на себя роль, некогда принадлежавшую миноносцам, — атаковать противника.

Во время второй мировой войны обязанности эсминцев по разведке, нападению на противника и обеспечению противолодочного и противовоз­душного прикрытия для военных формирований дополнились еще и эскортированием торговых конвоев. ВМС Великобритании и Соединенных Штатов строили специальные эсминцы, назван­ные эсминцами сопровождения; эти корабли обладали меньшей скоростью, чем обычные эс­кадренные миноносцы. Например, в Средиземном море Италия и Великобритания использовали их в обеих битвах при Габе (1941-1942). В Атлан­тике английские эсминцы принимали участие в сражении против немецкого линкора «Бисмарк» (27 мая 1941 г.), а в Тихом океане японцы ис­пользовали их именно для атаки, особенно в битве в Яванском море (27 февраля 1942 г.) и битве при Тассафаронга (29 ноября 1942 г.). Японские эсминцы использовались и для пере­возки войск с такой регулярностью, что их уси­лия поддержать гарнизон острова в полном со­ставе стали известны как «Токийский экспресс».

После войны орудия на эсминцах современных, как и на крейсерах, заменили ракетами.

Как и в случае с крейсерами, первым полу­чил ракетное вооружение не новый, а уже су­ществовавший американский эсминец «Джагг DDG-I», построенный в июле 1945 г и модифи­цированный в 1955-1956 гг. Только позднее американские эсминцы стали комплектоваться ра­кетными установками с самого начала То же произошло во Франции, где построенные в 1956-1957 гг. четыре эсминца класса «Сюркуф», или типа *Т 47», были переоборудованы в 1962-1965 гг.; а в Советском Союзе восемь >с минцев класса «Котлин» переоборудовали в «SAM Котлин» после 1961 г. В Италии и Германии только строящиеся корабли оснащались раком- ми: в Италии «Импавидо» и «Интрепидо* (1963 1964) и три эсминца типа «Лютьенс» (1969) а Германии. Некоторые страны оснастили уже су ществующие эсминцы маленькими ракетами «Си Кэт». Поскольку это оружие приводило лишь к небольшим конструктивным изменениям, кораб ли нельзя уже классифицировать как действи­тельно ракетные эсминцы.

Появление вертолетов в качестве противоло­дочного оружия привело к строительству эсмии цев-вертолетоносцев со взлетной палубой И .111 гаром.

Французские эсминцы современные класса «Жорж Леги > (1979-1982) имели взлетную палубу и вертоле­ты; а также и итальянские «Ардито» и «Дудлчо (1972-1973), четыре японских эсминца гнпа «Такацуки» (1967-1970), английские «Шеффилд» (1975-1980) и американские «Спрюенс» (1957 1983). И наоборот, русские эсминцы типа «Канин» (1968) и «Светлый» (один из типа «Кот лин») имели взлетную палубу, но обычно без вертолетов.

Прогресс в производстве двигателей привел к появлению газовой турбины вместо традици­онной паровой.

Следовательно, современный эсминец стал более крупным кораблем, чем множество легких крейсеров времен второй мировой войны Он оснащен ракетами, несет вертолеты и приводит­ся в движение газотурбинной силовой установ­кой. Развитие эсминцев полностью изменило и их использование и вооружение. Более того, появление новых типов фрегатов и корветов оз­начает, что старые истребители миноносцев, ныне известные как эсминцы, должны были принять на себя все функции, принадлежавшие некогда легкому крейсеру, а также и вооружение и во­доизмещение последнего.

Доказательством затруднений в поиске раз­личий между сегодняшними эсминцами и крей­серами служат семь английских кораблей класса «Каунти», заложенные в 1959 г. как ракетные эсминцы, но часто неофициально называемые легкими крейсерами.