Легкие новые авианосцы. Вооружение
15 июля 1943 г. девяти небольшим легким авианосцам ВМФ США типа «Индепенденс», водоизмещением 15 800 т, было присвоено новое обозначение — от СУЬ-22 до СУЬ-30. Первым авианосцем водоизмещением около 15 000 т был «Рэйнджер», включенный в состав ВМФ 4 июня 1934 г. Хотя корабль этот строился после «Саратоги» и «Лексингтона», в конструктивном смысле он представлял собой шаг назад.
Легкие новые авианосцы. Вооружение
Можно сказать, он был почти точной копией «Лэнгли» — только самолеты размещались не в четырех трюмных отсеках, а в ангаре под взлетной палубой. Дымовые трубы тоже устанавливались примерно как на «Лэнгли», только их было шесть — по три с каждого борта — в кормовой части взлетной палубы; при осуществлении полетных операций они могли отворачиваться вовне вниз. Зенитное вооружение состояло из восьми 5-дюймовых (127 мм) орудий — четырех расположенных попарно поперек корпуса на уровне главной палубы на носу и на корме, четырех — на бортовых платформах на уровне взлетной палубы. Впрочем, через какое-то время все все восемь орудий поместили на бортовых платформах. По правому борту взлетной палубы размещался небольшой «остров»; катапульт на «Рэйнджере» не было. Во время второй мировой войны корабль этот принимал участие в боевых действиях в Атлантике, с 1944 г. использовался как тренировочное судно, затем был списан и в 1947 г. пошел на слом.
Вступивший в состав японского ВМФ 9 мая 1933 г. «Рюйё» (водоизмещение 12 732 т) был одним из множества японских авианосцев без«острова». Взлетная палуба у него, размером 513,45 х 75,45 фута (156,5 х 23 м), заканчивалась за 65 футов (20 м) до носа судна, а мостик размещался в передней части надстройки, выходящей на носовую палубу, уровнем ниже взлетной палубы.
По правому борту располагались две трубы с выходными отверстиями, направленными вовне и вниз. Первоначальное вооружение состояло из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) противокорабельных орудий на шести бортовых платформах, поддерживаемых отходящими от корпуса большими полуцилиндрическими пилонами. В 1934 г. две носовые платформы с четырьмя орудиями были демонтированы. Зенитное вооружение состояло из шести счетверенных пулеметных установок на бортовых платформах с обеих сторон взлетной палубы. 24 августа 1942 г. «Рюйе» был потоплен в морском сражении у Соломоновых островов.
Следующими по хронологии поступления на вооружение легкими авианосцами японского ВМФ был «Сорю» и «Хирю» (1937 и 1939); их относили к одному классу, хотя они сильно отличались по размерам и по водоизмещению, даже «остров» на «Сорю» располагался у правого борта, а на «Хирю» — у левого. Идея заключалась в том, что два эти авианосца должны были работать, так сказать, «в паре», формируя «центральный прямоугольник» со взлетными палубами на одном уровне. На обоих кораблях взлетная палуба была 711,28 фута (216,8 м) в длину — чуть короче корпуса, 88,58 фута (27 м) в ширину и оборудовалась тремя подъемниками. Две дымовые трубы, с направленными вниз выходными отверстиями, устанавливались по правому борту. Двигательные установки были абсолютно одинаковы, на четыре гребных винта каждая, что позволяло развивать скорость до 34,3 узла.
Зенитное вооружение из двенадцати 5-дюймовых (127 мм) орудий размещалось на шести бортовых платформах: на четырех в носовой части взлетной палубы и на двух в кормовой части на «Хирю»; на «Сорю» же по три платформы устанавливалось равномерно с каждого борта, на разных уровнях. Что до пулеметов, то на «Сорю» их было двадцать восемь в четырнадцати спаренных установках, а на «Хирю» — тридцать один, в семи строенных и пяти спаренных.
Оба эти корабля были потоплены в битве у атолла Мидуэй: «Сорю» — 4 июня 1942 г., а «Хирю» — 5 июня.
Дальнейшим развитием японских легких авианосцев без «острова» были «Сохо», «Дзуйхо» «Рюхо», вошедшие в строй в 1940-1942 гг. Всех их роднило то, что они строились на основе судов, не имевших первоначально никакого отношения к авианосному флоту — плавбаз для подводных лодок, носивших названия «Цуругидза- ки», «Такасаки» и «Тайгей» соответственно. У «Сохо» и «Дзуйхо» взлетная палуба имела размеры 590,55x 75,45 фута (180x 23 м), а у «Рюхо» — 606,95 x 75,45 фута (18523 м). У всех трех кораблей взлетная палуба обрывалась, не доходя до носа судна, сразу за ней, уровнем ниже, располагался мостик. Все три корабля оборудовались двумя подъемниками и одной трубой у правого борта, с направленным вовне вниз выходным отверстием. Водоизмещение у «Сохо» и «Дзуйхо» было 13 950 т, они развивали скорость до 28 узлов; «Рюхо» обладал водоизмещением в 15 300 т и развивал скорость до 26,5 узла. Зенитное вооружение у всех трех кораблей состояло из восьми 5-дюймовых (127 мм) орудий, смонтированных на четырех бортовых платформах на уровне взлетной палубы, и строенных 1-дюймовых (25 мм) пулеметов. «Сохо» был потоплен 7 мая 1942 г. в морском сражении в Коралловом море; «Дзуйхо» — в 1944 г. «Рюхо» же пережил войну и в 1946 г. был отправлен на слом.
Последние два японских легких авианосца — «Тийода», вошедший в строй в конце 1943 г., и «Титоузи», принятый на вооружение в марте 1944 г. — были переоборудованы из носивших те же названия гидропланных плавбаз, сошедших со стапеля в 1938 г. На них также не устанавливалось «острова», а взлетная палуба имела размер 584,41 х 75,45 фута (180 х 23 м), с двумя подъемниками. С самого начала двигательная установка этих кораблей состояла из паровой турбины, вращавшей средний винт, и двух дизельных моторов на боковые винты, труб было две, у правого борта. Дым от паровых котлов выходил в большую трубу, расположенную в средней части правого борта; через меньшую трубу, установленную ближе к корме, выпускался дым от дизельных двигателей. Зенитное вооружение состояло из восьми 5-дюймовых (127 мм) орудий и тридцати 1-дюймовых (25 мм) автоматов, установленных на бортовых платформах с обеих сторон взлетной палубы. Оба эти авианосца были потоплены в 1944 г.
Единственными кораблями, официально отнесенными к классу CVL, были девять американских авианосцев типа «Индепенденс» и два типа «Райт», построенных, соответственно, на основе девяти легких крейсеров типа «Кливленд» и двух тяжелых крейсеров типа «Балтимор». Авианосцы типа «Индепенденс» принимали участие в боевых действиях второй мировой войны, но «Райт» и «Сайпан» поступили на вооружение только в 1947 г.
Самой примечательной конструктивной особенностью двух последних судов было то, что на них устанавливались четыре трубы, наклонно выходившие из средней части корпуса по правому борту, а потом загибающиеся вертикально и заканчивающиеся примерно на уровне взлетной палубы, за «островом». В ходе модернизации 1953-1954 гг. передняя труба на «Райте» и «Сайпане» была демонтирована, и труб осталось только три. Другой их примечательной особенностью было отсутствие крупнокалиберной зенитной артиллерии — на них устанавливались только автоматы: до сорока 1,5-дюймовых (40 м) и тридцати двух 0,7-дюймовых (20 мм) на «Райте», такого же количества 1,5-дюймовых (40 мм) и сорока 0,7-дюймовых (20 мм) — на «Сайпане». Плюс к этому на кораблях типа «Райт» устанавливалось по два счетверенных автомата в начале и в конце взлетной палубы. На авианосцах типа «Индепенденс» там же ставилось по одной счетверенной установке.
В конце войны два корабля типа «Индепенденс» были переданы Франции — «Белло Вуд», переименованный в «Буа Белло», и «Лэнгли», переименованный в «Лафайет». А «Сайпан» и «Райт» в 1962-1964 гг. были реконструированы в корабли управления.
Британский ВМФ имел на вооружении множество авианосцев сравнительно небольшого водоизмещения, из которых только «Юникорн», вошедший в строй 12 марта 1943 г., принимал участие в боевых действиях второй мировой войны. Из остальных британских кораблей данного типа — конкретно, шести авианосцев типа «Херкьюлиз» (или «Маджестик»), десять типа «Колоссус» и четырех типа «Албион» только авианосцы типа «Колоссус» сошли со стапелей в 1945-1946 гг. Серия «Албион» была завершена через десять лет после окончания войны, пять кораблей серии «Херкьюлиз» были проданы флотам других стран; остальные же британские легкие авианосцы пошли на слом, даже не будучи достроенными.
«Юникорн», спроектированный как «вспомогательный авианосный корабль» — то есть фактически как плавучая рембаза для самолетов ВМФ, — тем не менее использовался и как легкий авианосец. Он был традиционно оборудован взлетной палубой с двумя подъемниками и «островом» по правому борту. Вооружение его состояло из восьми 4-дюймовых (102 мм) зенитных орудий в четырех спаренных установках на поддерживаемых кронштейнами бортовых платформах и тридцати двух пулеметов, расположенных как обычно. В июне 1953 г. «Юникорн» перевели в ранг транспортного авианосца, а в 1959 г. пустили на слом.
Сошедшие со стапелей в 1945 г. два корабля типа «Колоссус», «Пайонир» и «Персеус», относились к авианосным плавбазам. Наиболее примечательной деталью их внешнего вида были два больших решетчатых крана — один по левому борту в носовой части судна, другой по правому борту сразу за «островом». В 1953 г. «Пайонир» и «Персеус» перевели в ранг авианесущих транспортных судов, а в 1954-1958 гг. пустили на слом.
Еще один корабль типа «Колоссус», «Уоррио», сошел со стапеля в 1946 г. в ранге легкого авианосца и на два года был предоставлен в пользование ВМФ Канады. Взлетная палуба его слегка сужалась к носу и была оборудована двумя подъемниками и катапультой За «островом» находился большой решетчатый кран Вооружение «Уоррио» состояло из сорока трех 1,5-дюймовых зенитных автоматов (40 мм) и четырех 3-дюймовых (76 мм) «церемониальных» орудий. После возвращения в 1948 г британскому ВМФ «Уоррио» использовался для испытаний летательных аппаратов с бесколесным шасси; для этого палуба его была обтянута гибким резиновым покрытием. В ходе реконструкции 1955-1956 гг. на «Уоррио» появилась косая взлетная палуба, а в 1958 г. корабль был продан Аргентине, где получил название «Индепенденсна». Все авианосцы типа «Херкьюлиз» (или «Маджестик») в британском ВМФ не использовались Два из них так и остались с прямой взлетной палубой: «Маг- нифисент», предоставленный в пользование ВМ Канады с 1948 до 1957 г, «Террибл», отправленный в 1949 г. в Австралию и переименованный там в «Сидней»
Конструктивно авианосцы типа «Херкьюлиз» (или «Маджестик») не очень сильно отличались от кораблей типа «Колоссус». Взлетная палуба их сужалась к носу, оборудовалась двумя подъемниками и катапультой, а сразу за «островом». расположенным по правому борту, устанавливался большой решетчатый кран. Все вооружение состояло только из тридцати 1,5-дюймовых (40 мм) автоматов; двигательная установка на два гребных винта позволяла развивать скорость до 24,5 узла. В 1957 г. «Магнифисент» был возвращен Британии и в 1962 г. пущен на слом. «Сидней» (он же «Террибл») был возвращен Британии в 1973 г.
Из восьми запланированных авианосцев типа «Албион» были построены только четыре — «Хер- мес», «Албион», «Булварк», «Сентаур». Последним в этой серии судов оказался «Хермес»: заложенный в феврале 1953 г., он сошел со стапеля в ноябре 1959 г. — уже с наклонной взлетной палубой. Остальные три корабля этого класса строились с прямой взлетной палубой и обзавелись наклонной только на завершающем этапе строительства. На этих авианосцах устанавливалось по два подъемника, две ориентированные по ходу движения гидравлические катапульты, «остров» у правого борта — довольно внушительных размеров, а вооружение состояло из одних пулеметов; по левому борту возвышался большой решетчатый кран. После реконструкции — «Булварк» в 1959-1960 гг., а «Албион» в 1960- 1961 гг. — эти корабли стали вертолетоносны- ми десантными судами. В 1971-1973 гг. аналогичной реконструкции подвер