Первые броненосцы – пре-дредноуты 1875—1900 годов.
Очень немногие из первых броненосцев - пре-дредноуты со смешанными движителями имели башенную артиллерию и защищенную палубу. Напротив, все беспарусные линкоры, построенные между 1875 и 1900 г., были вооружены огромными орудиями в башнях и имели по крайней мере одну бронированную палубу.
Первые броненосцы – пре-дредноуты 1875—1900 годов
Первые броненосцы, подобные «Глуару» и «Уоррио» и почти все построенные между 1850 и 1875 г., имели бронированную обшивку из мягкой стали, поскольку металлургическая промышленность не могла изготовлять стальные плиты необходимого размера. Броневая плита пре-дредноута должна иметь очень прочную наружную поверхность, способную противостоять проникновению снаряда. Однако внутренняя часть первых броненосцев не должна быть твердой до хрупкости, чтобы не ломаться от удара снаряда о поверхность. Плиты из мягкой стали обладали нужной сопротивляемостью, но не имели необходимой внешней твердости, поэтому их покрывали твердой сталью для предотвращения проникновения снаряда. Система, в которой железные броневые плиты покрывались сталью, называлась «сэндвичем», или сложной обшивкой. Но в 1890 г. была открыта термическая обработка, позволившая усилить поверхность стальных плит, в результате чего появилась однородная броня, где плиты назывались «харви- зированными» — по названию процесса упрочнения поверхности, или крупповскими цементарованными, по имени первого предпринимателя, который их создал. В зависимости от расположения на корпусе броневая обшивка бывает вертикальной (если расположена на переборках и бортах) и горизонтальной (если расположена на палубах). Все пре-дредноуты и последующие суда обычно имели вертикальную броню в виде пояса и цитадели с бронированными переборками. Цитадель занимала около двух третей длины корабля и вмещала в себя двигатели, котлы, артиллерийские башни и склады боеприпасов — другими словами, все жизненно важные части судна, нуждавшиеся в особой защите.
Помимо того что горизонтальная броня покрывала палубу цитадели, другие палубы или их части, она всегда была в виде «защитной палубы», похожей на черепаший панцирь, т. е. в середине выше ватерлинии, а по краям — ниже ватерлинии. Обычно защитная палуба первых броненосцев соединялась спереди с тараном для увеличения его мощи, а по бортам — с нижней частью бронированного пояса.
Следуя хронологическому порядку, первыми беспарусными броненосцами дальнего плавания были британские «Девастейшн» и «Тандерер» (1871) и русский пре-дредноут «Петр Великий» (1872), основное вооружение которых насчитывало четыре орудия в двух спаренных башнях (одна впереди и одна позади центральной надстройки). Защита представляла собой бронированный пояс и цитадель с броней толщиной 305 мм на британских судах и 355 мм на русских. Горизонтальная броня была просто в виде защитной палубы.
Другим кораблем, чье название стало известным благодаря преемнику, построенному в 1905 г., был «Дредноут» (1875), тоже вооруженный 4х317-мм орудиями в двух спаренных башнях (одна впереди и одна сзади).
После этих первых типов появились броненосцы с артиллерией в диагональных башнях, прототипами которых были британский «Инфлексибл» и итальянские «Дуилио» и «Дандоло», вошедшие в строй в 1876 г. Очень немногие броненосцы, однако, имели диагональные башни: примерами могли служить британские «Колоссус» и «Маджестик» (1882) и три итальянских корабля типа «Руджеро ди Лаурио» (1885), так же как и американский «Тексас» (1892).
Корпуса первых броненосцев были железными, однако впоследствии их стали изготовлять из стали, что позволило уменьшить вес корпуса и разместить более мощное вооружение. Итальянские «Италия» и «Лепанто» (1880), со сходным внешним видом, традиционно классифицировались как линкоры, но на самом деле являлись огромными бронепалубными крейсерами, поскольку не имели бронированных бортов, а их горизонтальное бронирование ограничивалось защитной палубой с максимальной толщиной 76 мм. Четыре русских судна типа «Синоп» были вооружены 6х305-мм орудиями в трех спаренных установках, расположенных две рядом впереди и одна на центральной линии сзади. Эти установки защищал треугольный барбет с толщиной плит 300-356 мм. Бронирование корпуса было в виде пояса (толщиной 457 мм в середине, 250 мм впереди и 230 мм сзади), над которым находилась прямоугольная цитадель с толщиной брони 305 мм по бортам и на переборках. Цитадель поддерживала треугольный барбет трех орудийных установок.
Французские линкоры типа «Мажента» (1890) и «Жорегиберри» (1893) имели похожее расположение орудий. На этих судах четыре орудия главного калибра находились в одиночных башнях (одна впереди, одна сзади и две симметрично по бортам в середине), а не в спаренных установках. На «Маженте» все четыре орудия имели калибр 305 мм, но два орудия в расположенных симметрично боковых башнях на «Жоре- гиберри» имели калибр 274 мм. За десятилетие между 1890 и 1900 г. расположение артиллерии и профиль кораблей установились на одном-един- ственном типе, независимо от установки орудий главного калибра в башнях и барбетах.
Впереди и сзади находились две башни, одиночные или спаренные, для орудий главного калибра, в то время как в середине были среднекалиберные орудия, обычно в казематах, но порой и в башнях.
Малокалиберные и антиторпедные орудия располагались на марсах и надстройках. Большинство кораблей также имело на вооружении торпедные аппараты, чаще всего стрелявшие под водой. Примерами линкоров со среднекалиберной артиллерией могут служить русские корабли типа «Петропавловск» (1894), а с орудиями главного калибра в барбетных башнях и среднекалиберными в батареях — британские типа «Ма- джестик» (1895), японские типа «Сикисима» (1898) и британские типа «Корнуоллис» (1901). Примеры кораблей с башенной артиллерией главного калибра и второстепенной в казематах: итальянские типа «Бенедетто Брин» (1901), русские типа «Князь Потемкин Таврический» и австрийские типа «Хабсбург» (1900). Вооружение последних включало в себя переднюю башню с двумя орудиями и кормовую с одним орудием. Более того, корабли имели 12х152-мм среднекалиберных орудий в шести казематах, расположенных на двух уровнях, по три с каждого борта, так что одно орудие возвышалось над другим. *
Самое необычное расположение главной и второстепенной артиллерии было на американских линкорах типа «Кирсардж» (1898) и «Нью Джерси» (1904). Их основное вооружение составляли
четыре тяжелых орудия (325 мм и 300 мм) в двух спаренных башнях, одна впереди и одна сзади. 4х203-мм орудия тоже находились в двух спаренных башнях, спареных с основными орудиями и расположенных прямо над ними. На «Кирсардже» второстепенная артиллерия из 14x127- мм и 20х57-мм орудий размещалиаь в двух батареях с каждого борта. Большие орудия помещались в нижних батареях. Верхние башни крепились к нижним, так что поворачивались они вместе. Если орудия главного калибра вели огонь, то остальные этого делать не могли, и наоборот.
Что касается торпедных аппаратов, то пре-дредноуты обычно имели их по два или по четыре — все были подводные и стационарные.
Если аппаратов было два, то один находился впереди, а другой сзади. Если четыре, то или же все располагались вдоль бортов, или по одному с каждого борта — один впереди и один сзади.