Противолодочные корабли второй мировой войны: фрегаты и корветы.
Противолодочные корабли второй мировой войны: фрегаты и корветы.
Во время второй мировой войны Германия возобновила интенсивную программу нападения на конвои, как и в годы первой мировой. Германские ВМС построили огромное количество подводных лодок, которые использовались в Атлантике против конвоев, перевозивших жизненно важные запасы сырья, оружия, продовольствия и военного снаряжения из Соединенных Штатов в Великобританию, а позже против конвоев, перевозивших экспедиционные силы армии США в Северную Африку, к Атлантическому побережью Франции и, наконец, к побережью Италии в Средиземном море.
У англичан и американцев снова возросла потребность в значительном количестве противолодочных кораблей Второй мировой войны, чтобы противостоять подводным атакам.
В период между войнами было построено лишь несколько противолодочных кораблей. Но они были оснащены очень современным поисковым оборудованием. Вооружение также шагнуло вперед, и корабли оснащались теперь зенитными установками.
В 1935-1938 гг. английские ВМС возобновили строительство кораблей Второй мировой войны, первоначально классифицировавшихся как «патрульные катера», а позднее как «корветы», — тип «Кингфишер». Такие корабли строились специально как корабли сопровождения для прибрежного плавания и несли главным образом противолодочное вооружение в виде глубинных бомб. Их отличали длинный полубак, надстройка с мостиком и одна дымовая труба. Водоизмещение составляло 530 т, а турбина приводила в движение два винта. Вооружение состояло из зенитки калибра 3,9 дюйма (101 мм) и восьми пулеметов, а также глубинных бомб. Примерно в то же время (1933— 1938) была построена дюжина кораблей типа «Эгрет», «Биттерн» и «Лейт» водоизмещением от 1 ООО до 1 200 т с двумя винтами, вращаемыми турбиной, и многочисленным орудийным вооружением.
Первыми корветами стали противолоочные корабли типа «Флауэр». Пятьдесят шесть таких кораблей Второй мировой войны было заказано в 1939 г., хотя в ходе войны их количество увеличилось до трехсот. Первые такие противолодочные корабли были построены к концу 1940 г., и после войны многие из них были переданы ВМС Дании, Франции, Греции и Норвегии. Другие же были проданы или пошли на слом. Их водоизмещение составляло 925 т, и единственный винт, приводимый в движение поршневой машиной, позволял развивать скорость лишь 16 узлов. Они были оборудованы «Эдсиком» и имели направляющие для глубинных бомб на корме; позднее их оснастили более эффективными «Хеджехогами». Вооружение дополнялось еще одним 3-дюймовым (76 мм) или 4-дюймовым (102 мм) орудием и различным количеством 20-мм зенитных пулеметов.
Во время войны строили корветы другого типа. Они стали больше и составили тип «Касл», состоящий из кораблей, вошедших в строй между концом 1943 и концом 1944 г.
Одна поршневая машина и один винт давали скорость 16 узлов. Противолодочное вооружение кораблей Второй мировой войны — «Сквид» — включало трехствольную мортиру, выпускающую одновременно три глубинных заряда. Зенитное вооружение состояло из орудия калибра 3,9 дюйма (101 мм) и от шести до десяти пулеметов 0,7 дюйма (20 мм).
Как уже говорилось, такие корветы могли развивать скорость до 16 узлов, и вскоре стало очевидным, что их скорость слишком мала, чтобы преследовать подлодки, уже к тому времени развивавшие до 20 узлов на поверхности.
С целью удовлетворить запросы в скоростных судах были срочно заказаны более быстроходные корветы. Они также имели поршневую машину, но уже при двух винтах и позже стали классифицироваться как фрегаты.
Первыми кораблями Второй мировой войны, получившими это название, стали двести двадцать пять судов типа «Ривер». Их строили главным образом в Соединенных Штатах и Канаде и в меньшей степени — в Великобритании. Они имели длинную бронированную носовую часть, расположенную от середины к носу надстройку и одну трубу. Противолодочные корабли водоизмещением 1 460 т имели на вооружении одну установку «Хеджехог», два 4-дюймо- вых (102 мм) орудия и десять зенитных пулеметов 0,7 дюйма (20 мм). Две машины мощностью 5 425 л. с. (5 500 кВт) помогали развивать скорость до 20 узлов. Удачные характеристики типа «Ривер» привели к появлению еще двух типов фрегатов, заложенных и построенных в количестве пятидесяти шести единиц в Великобритании. Внешне они напоминали «Ривер» и образовали два типа: «Лох» и «Бэй». При двух поршневых машинах мощностью 5 500 л. с. они давали скорость 19,5 узлов. Очень небольшое количество кораблей типа «Ривер» (четыре) и «Лох» (два) имели турбины и развивали скорость до 21 узла. Для двух последних типов противолодочное вооружение возросло до двух «Хеджехогов» на «Бэй» и двух «Сквидов» на «Лохе». Зенитное вооружение было особенно сильно развито на фрегатах типа «Бэй», которые классифицирова- лнсь как фрегаты ПВО. Они были вооружены четырьмя орудиями калибра 3,9 дюйма (101 мм), восьмью 1,5-дюймовыми (40 мм) и двумя 0,7- дюймовыми (20 мм) пулеметами, тогда как фрегаты «Лох» имели лишь одно орудие калибра 3,9 дюйма (101 мм) и около десяти пулеметов калибра 1,5 дюйма (40 мм) и 0,7 дюйма (20 мм).
ВМС США иначе развивали противолодочный флот и построили большое количество охотников, обозначавшихся буквами PC, PCE, PCS и SC с номером.
Все они имели небольшое водоизмещение, дизельную силовую установку и были вооружены пулеметами и глубинными бомбами. Сорок два противолодочных корабля Второй мировой войны типа «PCE», имевшие номера с 842 по 904 (несколько номеров были пропущены) и построенные между 1942 и 1943 гг., явились исключением, поскольку походили на корветы других ВМС. Их полное водоизмещение составляло 903 т, у них была дизельная силовая установка с двумя винтами и вооружение, включающее в себя одно зенитное орудие калибра 3 дюйма (76 мм), пять 1,5-дюймовых (40 мм) пулеметов и четыре установки для сброса глубинных бомб. В 1943 г. были построены девяносто шесть фрегатов типа «Такома», почти идентичных английским «Ривер». Двадцать из них получили ВМС Великобритании, а двадцать восемь — советские ВМС. В дополнение к этим кораблям, специально проектировавшимся как охотники за подлодками, ВМС Соединенных Штатов строили большое количество эсминцев сопровождения (DE — destroyer escort), чтобы обеспечить конвои и другие морские формирования противовоздушным и противолодочным прикрытием Эсминцы делились на шесть типов: 22 «Раддероу», 106 «Джон С. Батлер», 102 «Бакли», 72 «Бостуик», 85 «Эд- солл», 73 «Эварт», общим числом четыреста шестьдесят. Это были корабли с закрытой палубой, большой надстройкой с мостиком, одной трубой и характерным выступом вдоль средней части их длины. Следовательно, их можно было бы отнести к одному и тому же классу, но оснащение различными типами силовых установок позволяло удовлетворять различным ситуациям У «Дж .С. Батлера» была паровая турбина, «Раддероу» и «Бакли» — турбоэлектроходы, «Эварт» и «Бостунк» — дизель-электроходы, и, наконец, «Эдсолл» был оснащен дизельным двигателем. Все корабли имели на вооружении универсальные орудия, достаточное количество зенитных пулеметов, метательные установки для сброса глубинных бомб, в отличие от кораблей других ВМС — трехствольную торпедную установку против надводных кораблей.
В конце войны сорок шесть противолодочных кораблей типа «Бакли» и сорок шесть «Раддероу» были переоборудованы в быстроходные транспорты (APD) путем модифицирования корпуса. Надстройка заняла всю ширину корабля, что позволило разместить две большие шлюпбалки. Была добавлена ажурная или треногая мачта с грузовой стрелой . Еще тридцать кораблей (два типа «Дж. С. Батлер» и двадцать восемь «Эдсоллов») были позже переоборудованы в корабли радиолокационного дозора DER. Их надстройку расширили и построили большую треногу для поддержки антенн радара. Перед войной ВМС Франции построили двадцать пять кораблей, официально именуемых «тральщики-разведчики», которые образовали тип «Элан». Их водоизмещение составляло 630-700 т. Дизельная силовая установка и два винта помогали развивать скорость до 20 узлов. Специального противолодочного оружия на них не было. Во время войны ВМС Франции были предоставлены шесть английских «Риверов», которые образовали тип «Авантюрье» и шесть американских «ЭЕ» типа «Бостуик», которые образовали тип «Сенегале», а также тридцать два «РС» с полным водоизмещением 430 т, образовавшие тип «Карабиньер».
ВМС Советского Союза не строили противолодочных кораблей, которые можно было отнести к фрегатам или корветам, а только патрульные катера, такие как двадцать кораблей типа «Чека» (1935-1936), первые из которых носили буквы РЭ и номера с 1 по 6 (в основном это были тральщики и минные заградители), или тип «Дзержинский» 1935 г. («РБ 8» и «РБ 26»), Русские использовали также двадцать восемь фрегатов «Ривер», построенные в Соединенных Штатах, и около сотни американских охотников («5С»), Тем не менее имелись различные типы противолодочных катеров русской постройки, принадлежавших типам «МО 2» (1935), «МО 4» (1936), «БО 2» (1938) и «БМО» (1939) водоизмещением 50-70 т, за исключением «БО 2», чье водоизмещение достигало 140 т и который имел дизельную силовую установку, приводящую в движение два или три винта.
И до войны и в ее ходе японские ВМС не имели кораблей Второй мировой войны типа фрегатов или корветов, а только маленькие дизельные корабли. Первые из них, построенные в 1933-1934 гг. и обозначенные «С/г /» и «С/г 2», имели водоизмещение 280 т и несли вооружение из четырех пулеметов и тридцати шести глубинных бомб. Водоизмещение следующих кораблей уже 300-310 т, а вооружение осталось прежним. Водоизмещение кораблей типов с 13 по 89 возросло до 460 т и оснащены они были одним орудием калибра 3,1 дюйма (80 мм) и тридцатью шестью глубинными бомбами. В 1939-1940 гг. было введено в строй около двухсот пятидесяти кораблей типа «С/га». При водоизмещении 135 т они имели дизельный двигатель, один винт и были вооружены двадцатью двумя глубинными бомбами.
Некоторые противолодочные корабли сопровождения тем не менее напоминали фрегаты и корветы, — это были корабли типа «Эторофу», «Микура», «Укуру» и «Л», «В», «С», «О». Все были вооружены глубинными бомбами, их число варьировалось от тридцати шести до ста двадцати и имели двух- вальную дизельную силовую установку, кроме типа «?», где была паровая турбина и один винт. Тип «Микура» (восемь кораблей) полным водоизмещением 1 020 т имел полубак и одну трубу, сдвинутую к корме. Вооружение состояло из трех орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм) и четырех зенитных пулеметов калибра 1 дюйм (25 мм), плюс 3-дюймовая (76 мм) глубинная мортира перед мостиком и сто двадцать глубинных бомб. Силовая установка состояла из двух дизельных двигателей мощностью 4 200 л. е., а максимальная скорость достигала 19,5 узлов.
Сто два корабля типа «О», построенные между 1943 и 1945 гг., имели полное водоизмещение 940 т, два котла и турбинную установку мощностью 25 000 л. с. Они развивали скорость 17,5 узлов. Из-за нехватки дизельного топлива котлы переделали в 1945 г. под угольное топливо. У этих кораблей была палуба в носовой части и высокая тонкая труба. Вооружение состояло из двух маленьких орудий калибра 4,7 дюйма (120 мм), шести дюймовых (25 мм) зенитных пулеметов, 3-дюймового (76 мм) «Хеджехога», двенадцати бортовых метательных установок и ста двадцати глубинных бомб. Типы «А» и «В» принадлежали, по сути, к одному типу, но различались тем, что у кораблей типа «Л» был стальной корпус (два судна), а типа «В» — деревянный (пятьдесят семь кораблей). Постройка этих кораблей завершилась с окончанием войны.
Германским ВМС не требовались корабли сопровождения и охотники за подлодками для собственных нужд, поэтому в 1934-1935 гг. они построили лишь десять кораблей, классифицируемых как корабли сопровождения и обозначенные от /» до *Р 10». Полное водоизмещение их составляло 800 т. Большая надстройка занимала всю ширину корабля, передняя из двух труб была выше. Их вооружение составляли два орудия калибра 4,1 дюйма (105 мм) — одно на носу и другое на кормовой надстройке, шесть зенитных пулеметов и глубинные бомбы. Силовая установка — турбина, два вннта, н максимальная скорость 28 узлов.
С самого начала войны итальянские ВМС, которые были вынуждены использовать миноносцы и эсминцы для сопровождения конвоев, направляющихся в Северную Африку, почувствовали необходимость в создании кораблей для этой цели, но кораблей достаточно дешевых в строительстве и эксплуатации. Но вплоть до 1941 г. не поступало проекта корабля со стандартным водоизмещением 670 т и дизельной силовой установкой. К концу же этого года на различных верфях Италии было заказано шестьдесят таких кораблей; но до перемирия 8 сентября 1943 г. было закончено строительство лишь двадцати восьми из них.
Противолодочные корветы типа «Габбиано» водоизмещением 728 т имели полубак, достигавший половины длины корабля, надстройку с мостиком и короткую трубу большого диаметра. Вооружение состояло из одного 100-мм зенитного орудия на полубаке, семи 20-мм пулеметов, двух торпедных аппаратов и восьми бортовых метательных установок плюс два бомбосбрасывателя на корме и два трала. Мощность дизелей составляла 3 500 л. е., и корабли развивали скорость до 18 узлов. Каждый вал имел также электрический мотор мощностью 75 л. е., питаемый шестьюдесятью аккумуляторами типа подлодочных, и с его помощью корабль мог развить скорость от 6 до 7 узлов, что использовалось для режима дрейфа в ожидании, пока работали гидрофоны или когда корабль не хотел быть обнаруженным погруженной подлодкой. Электрическая силовая установка оказалась не очень полезной и вскоре была снята.
За долгое время службы эти корветы претерпели значительные изменения, касающиеся их надстроек и вооружения, например, некоторые корабли получили дополнительную кормовую надстройку (чтобы увеличить помещения для экипажа) когда их превратили в учебные корабли.