Военное кораблестроение. Развитие судостроения в XIX и XX вв.
Историю военного кораблестроения до XIX в. можно разделить на три периода: античный, век гребных судов и век парусных судов. Однако с середины XIX в. подобная классификация невозможна. Поэтому мы посчитали наиболее приемлемым остановиться на кратком изложении истории развития судостроения различных типов кораблей, существовавших со второй половины XIX в. до окончания второй мировой войны.
Процесс преобразования военных кораблей и развития судостроения происходил медленно, прежде чем они приняли форму трехдечных (линейных) судов, фрегатов и корветов. Эти суда составляли мировые флотилии приблизительно до 1850 г. Затем, за короткий промежуток времени, равный нескольким десятилетиям, они полностью изменили свой внешний вид, движители, вооружение и тактику боя. Это произошло не только благодаря появлению паровых машин, но также техническому прогрессу в других областях, начавшемуся в конце XIX в. и продолжающемуся в наши дни еще более ускоренными темпами.
Огромные линейные корабли 1850-го г. не отличались от каракк 1450-го г., если не считать незначительных модификаций в форме корпуса, в парусах, а также определенных усовершенствований в производстве огнестрельного оружия. Но если сравнивать с внешним видом, формой корпуса и, главным образом, с вооружением броненосцев 1880-1890 гг., это были абсолютно иные суда, что являлось следствием огромного прогресса в развитии военного производства. Использование пара в различных видах бортового оборудования сыграло почти второстепенную роль в этом превращении. И в самом деле, каковы бы были преимущества у военных кораблей, будь они ограничены в развитии движителей, независимых от силы ветра, продолжай они иметь деревянные корпуса и орудия с дальнобойностью 800-900 м, пользуйся они свечами и флажным семафором.
Великая индустриальная революция XIX в. в громадной степени повлияла на развитие военных кораблей. Во-первых, развитие металлургии сделало возможным переход к строительству железных и стальных корпусов, более прочных и крупных, и весивших при этом в три-четыре раза меньше деревянных корпусов таких же размеров.
В содружестве с баллистикой металлургия привела к производству орудий, которые вместо ядер, с дальностью полета не превышавшей милю, стреляли остроконечными снарядами на расстояние 5-6 км, возросшее затем до 19-20 км. Прогресс в механике сделал возможным оборудовать корабли не только силовыми агрегатами, но и механизмами, заменившими человека в таких операциях как подъем якоря, натягивание швартовых тросов, а главное, в маневрировании огромными башенными орудиями, что невозможно сделать вручную. И наконец боеспособность всех кораблей значительно повысило развитие электричества, обеспечившего освещение, электропривод и дальнюю связь. Однако на пути этого прогресса стояло такое непреодолимое естественное препятствие, как зависимость людей от собственного зрения при определении положения судна, ведении огня и управлении кораблем. По этой причине становилось невозможным ведение ночных боев, обнаружение подводных лодок после их погружения, или кораблей, притаившихся, замаскированных и почти невидимых на расстоянии даже в оптическую трубу, а видимый горизонт являлся максимальным радиусом наблюдения за морским сражением.
Но даже эти последние оставшиеся препятствия исчезли с появлением радара, сонара и авиации, что подтвердила мировая война 1939-1945 гг.