Фрегаты и корветы: бомбометы, двигатель кораблей и противолодочные ракеты.
Фрегаты и корветы: бомбометы, двигатель кораблей и противолодочные ракеты.
В погруженном состоянии подводные лодки невидимы для надводных кораблей - фрегатов и корветов, чье предназначение — уничтожить их с помощью бомбометов или противолодочных ракет. Подводные лодки обычного типа должны всплывать приблизительно каждые двадцать четыре часа для перезарядки электрических батарей для роботы двигателя и, таким образом, могут быть обнаружены радаром. Поиск и обнаружение обычно ведется радарами береговых станций или воздушных сил, а не бортовыми радарами.
Противолодочные корабли - фрегаты и корветы оснащены сонарами (иначе, гидролокаторами) для обнаружения погруженных лодок. Хотя эти приборы и не являются оружием, как бомбомет или противолодочные ракеты, их роль сродни роли наблюдателей за надводными кораблями до изобретения радаров.
Акустическое оборудование, или гидрофоны, использовались со времен первой мировой войны. В итальянских ВМС их называли «Турбо Чи» и устанавливали на торпедных катерах и других противолодочных кораблях для обнаружения звуков, производимых подлодками, особенно шума их винтов.
В период между войнами это оборудование значительно улучшилось, и в нем стали использовать ультразвуковые волны вместо просто звуковых. А это значило, что стало возможным точнее определить местонахождение подлодки и расстояние до нее. Теперь прослушивались не производимые лодкой подводные шумы, а отраженный ее корпусом пучок ультразвуковых волн. Как только определяли местонахождение лодки при помощи этого оборудования или при помощи надводного наблюдения, ее уничтожали глубинными бомбами, сбрасываемыми с кормовой установки бомбометами и установленными на взрыв на определенной глубине. Глубинные бомбы использовались во времена второй мировой войны. Основным усовершенствованием к этому времени было то, что стало возможным сбрасывать с борта корабля сразу несколько глубинных бомб, используя многочисленные метательные установки, и тем самым охватить больший район. Бортовые установки были впоследствии вытеснены носовой, которая могла одновременно выбрасывать двадцать четыре бомбы на расстояние до 1 ООО футов (300 метров) с овальной площадью рассеивания. Она была названа «Хеджехог».
В послевоенное время бомбометы получили дальнейшее развитие. Англия произвела бомбомет «Сквид» с тремя короткими стволами, выпускающими три глубинные бомбы. За ними последовали «Лимбо» (также английские) с тремя длинными стволами. Италия выпустила одно- и двуствольные установки «Менон», а Соединенные Штаты «Уэпон Альфа». Все эти орудия оснащены автоматическими приборами для установки нужной глубины взрыва бомб. Советские ВМС приняли на вооружение двенадцатиствольную ракетную установку.
С течением времени наиболее распространенным и эффективным противолодочным оружием стали противолодочные ракеты как радиоуправляемые, так и самонаводящиеся. Эти торпеды, которые гораздо короче привычных противокорабельных, обычно размещаются в строенных наводя щи с я установках, причем оси торпед расположены на вершинах равностороннего треугольника и перпендикулярны к его плоскости. Одним из особых типов противолодочных ракет является тип, комбинированный с ракетой и названный противолодочной ракетой. Такие ракеты могут быть выпущены с надводных кораблей. Примером являются американские Л5/?0С.
Такие специальные торпеды запускаются с ракетой-носителем, — таким образом, часть пути они проделывают в воздухе и отсоединяются только рядом с целью. Войдя в воду, они продолжают путь под водой, находя цель с помощью самонаводящейся головки.
Другим способом использования противолодочных ракет на большом расстоянии является их транспортировка на вертолете или специальном беспилотном летательном аппарате, например — DASH (беспилотный противолодочный вертолет) ВМС США.
Все противолодочные корабли имеют на вооружении кроме бомбометов еще зенитные орудия и пулеметы, как любой военный корабль, хотя эти орудия были недавно заменены зенитными ракетными установками.
Развитие силовой установки сходно с развитием таковой у миноносцев и эсминцев. Иначе говоря, начавшись с поршневых машин, затем паровых турбин, ко времени второй мировой войны замененных на дизельные двигатели кораблей, силовая установка после 1960 г. стала газотурбинной. Вследствие того что подобные корабли появились лишь 30-40 лет спустя после первых миноносцев и эсминцев и вследствие малого водоизмещения ранних кораблей, противолодочные корабли с самого начала получили бензиновые или дизельные двигатели. В начале второй мировой войны большинство двигателей кораблей еще оставались турбинными, с редуктором, двойными винтами и нефтетопочными котлами.
Затем, во время войны, более широкое распространение получил дизельный двигатель корабля, особенно в ВМС США на некоторых типах эскадренных миноносцев, таких как «Бостуик», «Эд- солл» и «Эварт» (все 1943 г.) с дизель-электри- ческим ходом, и охотниках типа «PC», «РСЕо и «PCS*, оснащенных лишь дизельными двигателями.
Итальянские ВМС также использовали дизельные двигатели, например на корветах «Габбиано». В послевоенные годы еще оставались фрегаты с паровыми турбинами, но около 1960 г. почти все вновь строящиеся корабли оснащались дизельной силовой установкой.
С 1960 г. некоторые новые фрегаты оснащались уже газотурбинной установкой — не как единой оиловой установкой, а используемой только для действий на полном ходу. Для обычного хода на них остались дизельные двигатели.
Единственным примером сочетания газовой и паровой турбин стали семь английских фрегатов типа «Трайбл», вступившие в строй между 1961 и 1964 гг. У них был один винт, движимый турбиной мощностью 12 500 л. с. с редуктором, который мог работать и с газовой турбиной мощностью 20 000 л. с. Все другие фрегаты имели дизельные двигатели для режима крейсирования и газовую турбину для полного хода.
В последнее время новейшие классы фрегатов оборудованы только газотурбинной силовой установкой. В числе таких кораблей русский «Кривак» (1970) и американский «Перри» (1976), последний из которых имеет две газовые турбины на один винт.