Команда корабля: матросы, офицеры.
Команда корабля: матросы, офицеры.
Говоря о галерах, мы подчеркивали ужасные бытовые условиях жиздни команды корабля этого вида. На парусных судах условия обитания были значительно лучше. Во-первых, здесь не было огромного числа гребцов, свободных или осужденных; во-вторых, у всех парусников имелась главная палуба и другие палубы и надстройки, где можно было оборудовать жилые помещения, и люди не спали где и как попало, а пользовались подвесными койками и матрацами.
Не вполне ясно, когда подвесные койки были впервые введены в обиход. Днем они убирались, поскольку крепились на крюках в жилых отсеках под палубами. Доподлинно известно, что в XIV в. на судах, перевозивших паломников в Святую землю, одна подвесная койка делилась на двоих. Команда корабля спала на койке «валетом», как предписывалось в уложении «Statuta Massiliae» в части, относящейся к «общим местам пилигримов». Венецианское «CapitolarioА'аиіісо» («Морское законодательство») гласит, что матрос может принести с собой на борт шерстяной матрац весом в семь ротоло (старая мера веса, равная 891 грамму в Неаполе и 793 граммам в Палермо) и взять койку напрокат, намекая тем самым, что те, кто не желает платить арендную плату, могут раскладывать свои матрацы прямо на палубе.
Нет никаких сомнений в том, что на судах XVII столетия матросы спали в подвесных койках, а офицеры располагали каютами во вместительных кормовых надстройках. Что касается туалетов и умывальников, то для офицеров они были устроены на кормовых балконах или транцевой галерее, а команде для этой цели выделялся волнорез, называемый гальюном, на носовой части судна (отсюда современное название туалета — гальюн).
Для мытья можно было пользоваться и пресной водой, но всегда в чрезвычайно ограниченных количествах: так, в одной ванне мылись вместе от восьми до десяти человек — практика, которая в итальянском военном флоте продолжалась даже после Первой мировой войны. Корабельная кухня больше не была жалким и примитивным закутком для стряпни, но нормальным помещением, расположенным обычно под носовой палубой. Несмотря на это, у нее был только один котел, в котором готовилось все для всех, за исключением офицеров. Поэтому пища была несколько примитивной и однообразной и состояла из супов и отварного мяса. Скоропортящиеся продукты во время длительного путешествия сохранять было невозможно, так что когда свежая провизия в виде нескольких голов скота, взятого живьем на борт и забиваемого по мере надобности, иссякала, команда переходила на солонину и корабельные сухари, что вызывало авитаминоз и цингу.
Отсутствие на судах механических приспособлений означало, что все маневры должны были выполняться исключительно за счет физической силы матросов. В частности, значительные усилия требовалось прилагать для подъема реев крупных парусов или при снятии с якоря. Эти операции осуществлялись с помощью воротов, самые примитивные из которых имели горизонтальный барабан, а более совершенные — вертикальный, снабженный восемью или десятью длинными рейками (выбленками), за которые становилось по пять матросов, таким образом использовалась сила от сорока до пятидесяти человек.
Кабестан (якорная лебедка) обычно размещался под главной палубой, и его ось проходила вниз до самого киля, на котором и закреплялась, обеспечивая тем самым крепкую и надежную опору для работы. Ясно, что для поднятия якоря или подтягивания реев необходимы были соответствующие тросы и канаты, способные выдержать прилагаемые усилия.