Новый атомный ракетный крейсер с 1945 года до наших дней.
Новый атомный ракетный крейсер с 1945 года до наших дней.
За десять лет, последовавших после второй мировой войны, строительство военных судов значительно замедлилось. Истинная причина застоя заключалась не в договорах и соглашениях, наподобие десятилетних «военно-морских каникул», согласованных в Вашингтоне, но в фактическом положении дел. Были даже случаи, когда суда, находившиеся на предпоследней стадии постройки, годами оставались на стапелях и в конце концов достраивались в совершенно ином виде, чем были спроектированы первоначально, как это имело место со многими британскими авианосцами. В отношении новых крейсеров это затишье означало, что до 1955-1958 гг. на стапелях не было заложено ни одного нового судна. Единственным исключением были русские ракетные крейсера класса «Свердлов», заложенные в 1948-1950 гг., почти исключительно из соображений престижа. С 1945 по 1955 гг. в строй вступали новые крейсера только довоенной или военной постройки. Примерами могут служить американские суда типа «Вустер» и «Де Мойн», французский «Де Грасс», оба голландских судна типа «Де Рейтер» и советские класса «Чапаев». Все они обладали особенностями, характерными в общем для новых крейсеров предвоенных и военных лет и не были ни ракетными крейсерами ни атомными крейсерами.
В 1953—1955 гг. новая разновидность вооружения, ракета, приобрела твердую основу и начала применяться как на земле, так и на море. Ракета обладала значительно более мощной разрушительной силой, чем снаряд даже самого крупнокалиберного орудия и по точности поражения цели намного превосходила артиллерию. Ведущие морские державы немедленно страстно возжелали оснастить свои суда этим новым оружием, но они не были готовы строить специальные суда для этой цели - ракетные крейсера с ядерным двигателем - атомные крейсера. Таким образом, подобно тому, как в период между 1932 и 1945 гг. царила тенденция модернизировать линейные корабли, так и между 1955 и 1965 гг. возникло стремление переоборудовать новые крейсера, вооруженные первоначально только стволовыми орудиями, в ракетные крейсера. Первыми стали перестраивать свои крейсера Соединенные Штаты, которые в 1955-1956 гг. смонтировали две спаренные пусковые ракетные установки «Терриер» на месте кормовых башен крейсеров «Бостон» и «Канберра», оставив вооружение передней части и центральной надстройки в прежнем виде. Подобная модификация, затрагивавшая лишь кормовую часть судна, была проведена между 1956 и 1960 гг. на шести легких крейсерах класса «Кливленд», принятых на вооружение в 1942-1943 гг. Три из них, а именно «Гэлвес- тон», «Литл Рок» и «Оклахома Сити», получили по одной сдвоенной пусковой ракетной установке «Талое». Остальные три, «Провиденс», «Спринфилд» и «Топека», имели сдвоенную установку «Терриер».
Наконец, было принято решение монтировать ракетные установки на обоих концах судна. Первыми тремя «двухконцовыми» ракетными крейсерами были «Олбани», «Чикаго» и «Коламбес», переоборудованные между 1958-1962 гг. Другие морские державы тоже уже переоборудовали некоторые из своих крейсеров в ракетоносцы. В 1962 г. русское командование ВМФ приняло решение смонтировать сдвоенную ракетную пусковую установку на корме крейсера «Дзержинский», одного из судов класса «Свердлов». Франция перестроила новый крейсер «Кольбер» в 1970-1972 гг., Голландия «Де Зевен Провинсиен» в 1961-1962 гг., и Италия «Гарибальди» в 1957-1962 гг.
Эти переоборудованные суда обычно имели пусковые ракетные установки только на кормовых концах палубы и сохраняли стволовые орудия спереди.
К 1963 г., спустя восемнадцать лет после окончания войны, многие идеи послевоенного 1945 г. претерпели изменения, и союз между Соединенными Штатами, Великобританией и Советским Союзом превратился в острую вражду между бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции. Более того, побежденная Германия, или, вернее, та часть ее, что не была оккупирована Советским Союзом в 1945 г., а также Италия и Япония превратились из бывших противников в союзники Западного блока, причем Италия и Германия даже были приняты в Северо-атлантический союз (НАТО).
Многие морские державы вновь приступили к строительству судов - атомных крейсеров. Времена совершенствования оружия миновали. Новые крейсера вооружались уже не пушками, но ракетами.
Важно подчеркнуть, что в то время, как новые крейсера «вашингтонского типа» имели на вооружении от восьми до десяти 8-дюймовых (203 мм) орудий, а «лондонские» ракетные крейсера и атомные крейсера ПВО от восьми до пятнадцати 5-дюймовых (127 мм) и 6-дюймовых (152 мм) орудий, ракетные крейсера вооружались только двумя или четырьмя пусковыми установками, так что по сравнению с судами прошлого, буквально ощетинившимися пушками и пулеметами, они создавали впечатление совершенно безоружных.
Однако если при хорошей артиллерийской стрельбе можно рассчитывать на 20-25-процентное попадание за выстрел, то ракеты более или менее гарантируют точное попадание в цель и кроме того причиняют значительно большие разрушения.
Первыми вновь построенными ракетоносцами были американские суда - ракетные крейсера типа «Лонг Бич», вступившие в строй 9 сентября 1961 г., типа «Бей- нбридж» 6 октября 1962 г., и девять крейсеров класса «Леги» (1962-1964); итальянские суда типа «Андреа Дориа» (1964), русские класса «Кинда» (1962) и британские типа «Девоншир» (конец 1962). Заметим, что к этому времени различия между крейсером и эсминцем больше не были столь значительными; крейсер, в сущности, был крупным эсминцем. Из судов, перечисленных выше, суда типа «Бейнбридж» и «Леги», например, официально числились большими эсминцами, а суда типа «Девоншир» — ракетными эсминцами. Суда класса «Кинда» были не крупнее названных:
Что касается силовых установок, то послевоенные годы явились свидетелями практического внедрения двигателя, который в 1935-1936 гг. рассматривался как механический курьез, а в 1944-1945 гг. начал находить применение на самолетах: речь идет о газовой турбине. Этот двигатель, применявшийся в авиации для создания очень сильной реактивной тяги нагретых до сверхвысоких температур газов, мог при соответствующей доработке быть использован в качестве корабельного двигателя, вращающего гребные винты. Такая ситуация привела к тому, что многие морские державы начали комплектовать свои флоты судами, оснащенными либо исключительно газовыми турбинами, либо газовыми турбинами в сочетании с дизельными моторами, используемыми при высоких и низких скоростях. Встречались также и случаи применения комбинированных парогазотурбинных установок.
Самым последним новшеством в энергетическом оснащении судов стало применение атомной энергии. Только на флоте Соединенных Штатов атомные паро-генераторные силовые установки имеют следующие атомные крейсера: «Лонг Бич», «Бей- нбридж», «Тракстен», «Калифорния», «Саут Каролина», «Вирджиния», «Техас», «Миссисипи» и «Арканзас».
В Советском Союзе три ракетных крейсера класса «Киров» (1978-1984) оснащены ядерным реактором по всей видимости, снабженным паровыми турбинами.
Пусковые установки на ракетоносцах монтировались в различных местах. Некоторые из данного типа судов имеют довольно значительный парк вертолетов, тогда как у других есть лишь один вертолет или вообще только посадочная площадка без летательного аппарата, вертолета или ангара на борту.
Некоторые суда с обширной системой вертолетного обслуживания могут считаться в одинаковой степени и ракетными крейсерами, и вертолетоносцами и атомными крейсерами. Примером являются британские новые крейсера «Тайгер» и «Блэйк» (1969-1972), итальянские «Дориа» и «Дуилио» (1964) и «Витторио Вене- то» (1969), а также русские «Москва» и «Ленинград» (1968). У всех этих судов имеются вертолетные взлетно-посадочные площадки на корме.
Британские новые крейсера «Тайгер», «Блэйк» и «Лайон» были закончены в 1959-1961 гг. как пушечные крейсера ПВО с двумя спаренными автоматическими 6-дюймовыми орудиями и тремя спаренными 3-дюймовыми пушками. С 1965 по 1972 сначала «Блэйк», а затем «Тайгер» были переоборудованы в вертолетоносцы. «Лайон» не подвергся модификации и был списан в 1974 г.
Во время перестройки на судах были установлены большие коробчатые надстройки позади задней мачты (для ангара) и прямо на корме оборудована взлетно-посадочная площадка. Передняя часть судна сохраняла два 6-дюймовых (152 мм) противокорабельных и зенитных орудия в спаренной поворотной башне и две 3-дюймовые (76 мм) зенитные пушки во второй спаренной башне. Две счетверенные пусковые ракетные установки ближнего действия «Си Кэт» были смонтированы на двух приподнятых площадках по обе стороны от задней дымовой трубы.
К этому времени некоторые ракеты стали настолько малы и так незначительно влияли на конструкцию судна, что их можно было устанавливать без особых конструктивных изменений. Оборудованные таким образом суда едва ли можно было называть ракетными крейсерами. «Си Кэт» в данном случае является характерным примером: эта система была рассчитана на замену 40 мм орудий. К другим системам этой категории относятся американская «Си Спэроу» и советская СА-Н-4. «Терриер» и «Талое» были совершенно другого плана.
Итальянские суда - ракетные крейсера типа «Андреа Дориа» и «Витторио Венето» обладали значительно более выгодной боковой проекцией, оба с кормовыми взлетно-посадочными площадками (131,2 на 55,5 фута или 40 на 17 метров на судах типа «Дориа» и 213 на 65,6 фута на «Венето»), Ангар для четырех вертолетов на судах типа «Дориа» располагается в надстройке за второй дымовой трубой. Ангар для девяти вертолетов на «Венето» находится под взлетной площадкой на корме. Вооружение атомных крейсеров примерно одинаково: одна сдвоенная зенитная ракетная установка «Терриер» на судах типа «Дориа», такая же установка на «Венето» способна запускать противолодоч-' ные ракеты Л5/?ОС. У них имеются также восемь 3-дюймовых (76 мм) зенитных пушек нового типа, изготовленных итальянских фирмой «Ото- Мелара», расположенных в восьми одиночных поворотных башнях вдоль бортов на главной палубе и два встроенных торпедных аппарата для противолодочных торпед. Два русских крейсера «Москва» и «Ленинград» (1968) имеют одну 295,2 на 114,8 футов (90 на 35 м) взлетно-посадочную палубу, которая занимает всю кормовую часть судна и имеет внизу ангар для восемнадцати вертолетов. Поэтому данные суда могут считаться разделенными на две обособленные части: переднюю часть ракетного крейсера и заднюю часть вертолетоносца. На пространстве перед мостиковой надстройкой расположены: I) две двенадца- титрубные противолодочные пусковые ракетные установки; 2) одна спаренная противолодочная ракетная установка; 3) одна спаренная зенитная ракетная установка системы СА-Н-3 на поднятой платформе; 4) вторая спаренная ракетная установка той же системы на крыше надстройки. Вооружение завершают четыре 2,2-дюймовых (57 мм) зенитных орудия в двух спаренных турелях по обе стороны от мостиковой надстройки и две спятеренных установки противолодочных торпед, расположенные в центральной части под главной палубой, стреляющие сквозь отверстия в бортах.
Ракетные крейсера с более ограниченным вертолетным парком могут быть разделены на три группы: с ракетными установками, расположенными только на корме, с ракетными установками только в передней части и с ракетными установками, расположенными на обоих концах судна.
Восемь британских атомных крейсеров класса «Девоншир» или «Кантри» (1962-1970) и американский «Тракстен» (1967) относятся к первой группе. У них имеется полубак, простирающийся за середину палубы почти до самой кормы. На заднем конце полубака расположена вертолетная площадка: у «Тракстен» нет ангара, но на судах типа «Девоншир» он имеется, располагаясь за второй дымовой трубой. Ракетное вооружение находится на нижней части главной палубы на корме и включает в себя одну сдвоенную ракетную установку «Си Слаг» на британских судах и одну сдвоенную установку «Терриер» и /1S- ROC на американском ракетоносце «Тракстен». Суда типа «Девоншир» имеют две счетверенные установки для зенитных ракет «Си Кэт» ближнего действия, расположенные по обеим сторонам ангара. Артиллерийский арсенал состоит из четырех 4,5-дюймовых (115 мм) зенитных орудий в двух сдвоенных башнях спереди на британских судах и одного 5-дюймового (127 мм) орудия двойного назначения (т. е. морского и зенитного) и двух 3-дюймовых (76 мм) зенитных орудий на американском крейсере «Тракстен». 5- дюймовое (127 мм) орудие расположено на носу, а два трехдюймовых (76 мм) — на боковых платформах. Имеются также два строенных противолодочных торпедных аппарата. Четыре из крейсеров класса «Кантри», а именно: «Норфолк», «Антрим», «Гламоргэн» и «Файф» впоследствии были переоборудованы с заменой второй сдвоенной 4,5-дюймовой (115 мм) башни на счетверенную пусковую ракетную установку «Эксокет».
Единственным классом, имеющим пусковые ракетные установки только на переднем конце судна, являются девять американских новых крейсеров типа «Белкнап», построенные между 1962 и 1967 гг. Они имеют полубак, который простирается почти до кормы со взлетно-посадочной площадкой на заднем конце и ангаром для одного вертолета за вторым вытяжным вентилятором. Сдвоенная ракетная установка «Терриер» и «Акрос» расположена в передней части полубака, а 5-дюймовая (127 мм) зенитная пушка находится на корме на самом нижнем уровне главной палубы. Две 3-дюймовые (76 мм) пушки размещены на платформах вдоль задней дымовой трубы.
Все остальные ракетные крейсера имеют ракеты на переднем и на заднем конце судна, а на многих русских судах также и в центре. Американские суда типа «Лонг Бич» и «Вирджиния» имеют вертолетную площадку прямо на кормовой палубе, а не на надстройке, с ангаром, расположенным внизу. Русские суда типа «Креста I», «Креста II» и «Кара» располагают тем не менее свои ангары в передней части надстройки, на том же уровне, что и взлетная площадка.
«Лонг Бич» был первым в военно-морском флоте Соединенных Штатов и первым в мире надводным судном с атомным двигателем. Заказ на его строительство был получен 15 октября 1956 г., а вступил в строй 9 сентября 1961 г. Крейсер вооружен тремя сдвоенными ракетными пусковыми установками: двумя в передней части и одной на корме. Две передние установки, одна на главной палубе и одна на приподнятой платформе, предназначены для ракет «Терриер», а кормовая, расположенная перед вертолетной площадкой, для ракет «Талое». Арсенал замыкают два 5-дюймовых (127 мм) противокорабельных и зенитных орудия, размещенные бок о бок на палубной надстройке позади мостика, где также находится восьмизарядная пусковая установка «Акрос».
Суда типа «Вирджиния» являются самыми современными атомными ракетными крейсерами во флоте Соединенных Штатов. Они гладкопалубные (т. е. без полубака и юта), и их вооружение распределено равномерно впереди и позади центральной надстройки. На передней и задней части главной палубы расположены две сдвоенные пусковые установки для противолодочных ракет «Акрос» и стандартных зенитных ракет. По обеим сторонам передней части надстройки установлены две одиночные башни с 5-дюймовыми (127 мм) противокорабельными орудиями. Имеются также два строенных противолодочных торпедных аппарата. Крейсера класса «Вирджиния» имеют два вертолета, тогда как суда типа «Белкнап» имели только один.
Русские ракетные крейсера обычно оснащены ракетами типа «корабль-корабль» и зенитными ракетами, а также зенитными орудиями. Первенцами являются четыре судна класса «Адмирал Фокин» (по определению НАТО класса «Кинда»), вступившие в строй в 1962-1963 гг., с вертолетной площадкой прямо на корме, но без ангара или штатного вертолета. Начиная перечень с передней части, суда класса «Адмирал Фокин» имеют следующее вооружение: две двенадцатит- рубные противолодочные ракетные установки, расположенные бок о бок; одну сдвоенную зенитную ракетную установку (СА-Н-1) на слегка приподнятой платформе на главной палубе; одну счетверенную противокорабельную ракетную установку (СС-Н-3), включающую в себя группу из четырех больших направляющих коробов на одном основании; шесть противолодочных торпедных аппаратов в двух строенных установках в центре по обе стороны от надстройки; еще одну счетверенную противокорабельную ракетную установку на корме, идентичную передней, размещенную на главной палубе за степсом (уступом) надстройки, и четыре 3-дюймовых (76 мм) орудия двойного назначения в двух спаренных башнях, размещенных на осевой линии, одна за другой.
Четыре судна класса «Креста I», представленные атомным крейсером «Вице-адмирал Дрозд», вступили в строй в 1967-1968 гг. и имеют более компактную систему вооружения, расположенную следующим образом: две двенадцатитрубные противолодочные ракетные установки рядом друг с другом на баке; одна сдвоенная зенитная ракетная установка на крыше надстройки перед мостиком (для системы СА-Н-1); четыре противокорабельных ракетных установки (СС-Н-3) в двух сдвоенных направляющих на главной палубе по обоим сторонам от мостика; два спятеренных противолодочных торпедные аппарата, симметрично расположенных на главной палубе позади дымовой трубы; две спаренные башни для четыре 2,2- дюймовых (57 мм) зенитных орудий, расположенных рядом на крыше надстройки еще дальше за дымовой трубой, и две шеститрубные противолодочные ракетные установки. Десять судов класса «Креста II» предназначены для противолодочных операций и имеют восемь противолодочных ракет системы СС-Н-14, заменивших четыре СС- Н-3 на «Креста I». Они также оснащены новейшими зенитными ракетами СА-Н-3, по имеющимся сведениям обладающими значительно увеличенной возможностью применения их в бою с надводными кораблями противника.
Восемь судов класса «Кара», представленные крейсером «Николаев», являются шагом вперед с точки зрения качества. Они имеют водоизмещение 10 000 т, на 25% больше, чем 7 500 т суда класса «Креста», и приводятся в движение газовыми турбинами, развивая скорость в тридцать четыре узла, на один узел меньше, чем 35 узлов паротурбинных судов типа «Креста». Следует подчеркнуть, что цифры, относящиеся к размерам, водоизмещению, номинальной мощности и скорости русских судов, взяты не из официальных документов, но основаны на выводах и сравнениях экспертов НАТО, поскольку в противоположность западным морским державам Советский Союз не публикует этих данных. Суда класса «Кара», оборудованные газотурбинным силовыми установками, имеют только одну большую коробообразную дымовую трубу и одну большую пирамидальную радарную башню, но общее размещение вооружения у них такое же, как на судах типа «Креста», и они также имеют две счетверенные ракетные установки (для СС- Н-14) по обе стороны от мостика. Однако у них имеется и дополнительный «сюрприз» в виде двух зенитных ракетных установок СА-Н-4, скрытых в цилиндрических контейнерах по обе стороны от радарной башни. Четыре зенитных орудия имеют калибр в 3 дюйма (76 мм) против 2,2 дюймов (57 мм) у предыдущих судов, и кроме того, имеются также восемь 1,1-дюймовых (30 мм) пулеметов, установленных в четырех спаренных турелях по обе стороны от трубы. Пулеметы установлены и на судах типа «Креста II».
Последние достижения в строительстве русских новых атомных ракетных крейсеров представлены тремя судами класса «Киров», первенец которых вступил в строй в конце 1978 г., а многие другие, несомненно, находятся на подходе. Они имеют смешанную силовую установку, объединяющую пар от атомных генераторов и пар от паронагревателей. Номинальная мощность оценивается в 152 876,5 лошадиных сил (155 000 кВт) — 83 835,5 лошадиных сил (85000 кВт) от ядерной силовой установки и 69041 лошадиная сила (70 000 кВт) от газовых турбин. Ракеты расположены в «пеналах» перед надстройкой. На вооружении имеются двадцать установок для противокорабельных ракет СС-Н-19 плюс двенадцать вертикальных установок для зенитных и две для противолодочных ракет. Арсенал завершается двумя 3- дюймовыми (100 мм) зенитными орудиями и восемью шестиствольными 1,1-дюймовыми (30 мм) пулеметами. На корме имеется взлетная площадка и ангар, вмещающий от трех до четырех вертолетов, расположенные на корме.