Противолодочные корабли Первой мировой войны.
Противолодочные корабли Первой мировой войны.
ВМС Великобритании стали первыми обладателями специально оснащенных кораблей-охотников за подводными лодками и патрульных катеров. Моторные катера-охотники представляли собой маленькие противолодочные корабли для прибрежного плавания — с деревянным корпусом и двумя винтами, — оснащенные бензиновым двигателем. Большинство из них было построено в Соединенных Штатах и Канаде между 1915 и 1918 гг.; водоизмещение составляло от 34 до 37 т. Противолодочные корабли Первой мировой войны были оснащены одним 76-мм орудием в носовой части, имели гидрофоны и на корме установки для сброса глубинных бомб.
Патрульные катера («Р») — суда со стальным корпусом, двумя винтами и турбиной. Их строили как замену эсминцам в качестве кораблей сопровождения и охотников за подлодками. У них была гладкая палуба вровень с бортами и носовая надстройка, на которой располагалось 102- мм орудие, за ним мостик и труба. В кормовой части находился пулемет и два торпедных аппарата, установленных под углом 45 градусов к осевой линии корабля и стреляющих назад. Эти аппараты вскоре заменили тридцатью глубинными бомбами. У катеров был очень большой руль для возможности маневрирования на мелководье.
Группа из шести подобных кораблей Первой мировой войны в процессе постройки была преобразована таким образом, чтобы придать им вид «торговцев». Их цель подпустить подлодки поближе, подождать их всплытия, а затем открыть по ним огонь. Водоизмещение этих кораблей едва превышало водоизмещение патрульных катеров, а контур напоминал контур торгового судна с приподнятым баком, центральной надстройкой и высокой трубой. На корме было установлено 102-мм орудие, которое обычно скрывала фальшивая надстройка, фальшивая шлюпка или фальшивый груз, наваленный на палубе. Первоначально и на них устанавливали два торпедных аппарата, которые вскоре сняли и заменили двадцатью четырьмя-тридцатью глубинными бомбами. Кодексы и законодательство.
Наиболее многочисленный тип противолодочных кораблей первой мировой войны — «Флауэр». Первоначально их проектировали как тральщики, — так строили корабли типа «Акейша», «Арбис»; другие были на стапелях преобразованы в корабли сопровождения: «Обриейшиа», «Анкьюза» и «Сэр Бевис».
Тральщики типа «Акейша» и «Арбис» имели две трубы, в то время как конвойные корабли только одну для двух угольных котлов, одну машину и один винт. Водоизмещение варьировалось от 1 250 т, как у «Обриейшиа» (1916) и 1 290 т как у «Анкьюзы» (1917), до 1 320 т у «Сэра Бевиса» (1918). Они напоминали торговые суда и могли смешиваться с судами конвоев, не вызывая подозрений у любой рыщущей подлодки. Вооружение менялось в соответствии с типом корабля. «Обриейшиа» несла три 57-мм орудия и две 76-мм зенитки. «Анкьюза» имела два орудия калибра 57 мм и 20-фунтовую мортиру для глубинных бомб, а «Сэр Бевис» — два 4-хдюймо- вых (102 мм) орудия. И наконец, корабли всех классов имели на вооружении и глубинные бомбы.
В ВМС Соединенных Штатов имелся лишь один тип патрульных катеров, постройка которых началась в 1918 г., и поэтому к окончанию войны могло войти в строй лишь небольшое количество таких кораблей. Они образовали тип «Игл» количеством сто двенадцать, но на самом деле полностью завершены были лишь шестьдесят. Когда война закончилась, постройку остальных прекратили. Этот тип интересен постольку, поскольку явился образцом массовой продукции. При его постройке использовалась конвейерная технология на заводе в Ривер-Руж, специально открытом компанией «Форд». Их полное водоизмещение 615 т, они, как и английские корабли, имели лишь один винт, который приводила в движение турбина. Два паровых котла работали на угле. Центральная надстройка занимала всю ширину корабля. За ней находилась труба. Еще одна надстройка располагалась ближе к корме. Вооружение: два орудия калибра 3,9 дюйма (101 мм) на надстройках — перед мостиком и на кормовой надстройке — плюс двенадцать глубинных бомб.
Французские охотники за подлодками классифицировались не как патрульные катера (как американские), не как конвойные противолодочные корабли сопровождения (подобно английским), а как противолодочные катера. Наиболее многочисленным был тип «Ажиль», состоящий из двадцати кораблей Первой мировой войны, — с одним винтом, приводимым в движение одной поршневой машиной и двумя котлами, использующими в качестве топлива уголь. Они развивали скорость 17 узлов. У этих катеров был очень обтекаемый нос и небольшая центральная надстройка с двумя цилиндрическими трубами малого диаметра. Вооружение включало в себя два 3,5-дюймовых (90 мм) орудия — одно впереди перед мостиком, другое на палубе на корме — и глубинные бомбы. Во время войны были построены и другие классы противолодочных катеров с подобным вооружением. Три корабля типа «Дилижант», например, были похожи на «Ажиль» по структуре, но имели отличную от них силовую установку, состоящую из двух дизельных двигателей, двух винтов и одной трубы. Два корабля типа «Конкерант» (1917) хотя и имели такую же силовую установку из двух дизелей, приводящих в движение два винта, но очертания их корпуса были другими. Наконец, пять кораблей типа «Дюбурдьё» (1918) имели турбину, два винта и паровые котлы, работающие на нефти. Что же касается вооружения, то «Дилижант» и «Конкерант» несли по два 3,9-дюймовых (100 мм) орудия, в то время как на «Дюбурдьё» было 5,1-дюймовое (130 мм) орудяие на носу и 90-мм на корме. Все оснащались глубинными бомбами. Еще одним классом французского противолодочного корабля Первой мировой войны был «разведчик», образующий типы «Эсн», «Альдебаран», «Элет» и «Аррас», все они вошли в строй между 1916 и 1918 гг. Внешне они походили на торговые суда — с короткой носовой палубой, но различались внешне и по типам. Тип «Аррас» (1918), которых было заказано двадцать девять, а фактически построено шестнадцать, имел полубак, центральную надстройку, квартердек, и одну высокую трубу, был вооружен двумя 5,5-дюймовыми (140 мм) орудиями, 57-мм зениткой и имел двадцать глубинных бомб. Силовая установка включала в себя паровые турбины, приводящие в движение два винта и паровые котлы: на некоторых кораблях использовался уголь, на других — нефть. И напротив, «Элет» (1918) и «Эсн» (1916) имели поршневые машины, приводящие в движение два винта, и нефтетопочные котлы, тогда как «Альдебаран» (1916) имел один винт, поршневую машину и углетопочные котлы. Все были оснащены орудиями и глубинными бомбами.