Парусные суда: морские баталии. Битва при Трафальгаре.
Парусные суда: морские баталии. Битва при Трафальгаре.
Гребные суда имели собственную движущую силу и обладали способностью независимо маневрировать даже при условии неблагоприятных и противных ветров. В противоположность им ход и маневры парусного судна полностью зависели от ветра. Это обстоятельство, естественно, обуславливало и меняло тактику и боевой порядок флотов что подтверждается битвой при Трафальгаре.
Возможность независимого маневра была причиной, по которой гребные галеры продолжали использоваться в качестве военных судов в Средиземноморье вплоть до XVIII столетия, тогда как военно-морские силы ведущих морских держав обладали уже флотами, состоявшими исключительно нз парусников, и соответственно этому разрабатывали свою боевую тактику.
Существовал переходный период, во время которого флоты комплектовались как из парусных, так и из гребных судов. В Венецианской республике флотилия парусников именовалась «тяжелым флотом», а гребные галеры — «легким флотом». Морские сражения между смешанными флотами из трехпалубных парусных судов и галер имели место в Средиземноморье до 1714 г., когда Венеция выставила флот из двадцати двух Трехпалубных парусных судов, двух галеасов и тридцати трех галер против турок, флот которых насчитывал пятьдесят восемь трехпалубных парусников и тридцать четыре галеры. В 1716 и 1717 гг. венецианский флот все еще состоял из трехпалубных парусных судов и галер, тогда как во Франции, Англии, Голландии и Испании гребные суда исчезли почти столетие назад. К 1700 г. только в шведском и русском флотах и в некоторых средиземноморских военных эскадрах все еще сохранялись галеры, да и то благодаря специфическим условиям, при которых им приходилось действовать во внутренних закрытых морях и водоемах. Спутниковое телевидение - спутниковые новости.
Одно из первых морских баталий парусных судов в Средиземноморье произошло 5 августа 1435 г. у острова Понза между испанским флотом Альфонсо Арагонского и генуэзским флотом под командованием Бьяджио Ассерето. В этой битве арагонский флот, насчитывавший четырнадцать парусников и одиннадцать галер, был атакован девятью генуэзскими парусными когами и тремя галерами. Бой протекал исключительно между парусными судами, чьи команды, нападавшие друг на друга с грапнелями (трех- или четырехконцовая «кошка», абордажный крюк), яростно сражались, пытаясь взять противника на абордаж. Галеры при этом играли второстепенную роль. Победа досталась генуэзцам, в результате чего король Альфонсо был пленен.
Из этой битвы, а также и из некоторых других сражений того же периода, невозможно извлечь какое-либо заключение о применявшейся тактике боя. Пантеро Пантера в начале семнадцатого века свидетельствует, что построение полумесяцем, которое было наиболее широко распространенным боевым порядком галер, не годилось для парусников, поскольку ветер, благоприятный для судов на одном фланге, оказывался неблагоприятным для таковых на противоположном. Исходя из этого он предлагает, чтобы наиболее крупные и мощные суда располагались на наветренном фланге, средние — в центре, а наиболее мелкие и слабые — на подветренном фланге.
Строй «полумесяцем» сохранялся в военно- морских уставах флотов, о чем свидетельствуют документы, описывающие построение, принятое французским флотом короля Франциска I 19 июля 1545 г. у острова Уайт в битве против англичан. На правом крыле располагались тридцать шесть судов, в центре — тридцать, и на левом крыле — тридцать шесть. Галеры были отправлены вперед, для нападения на парусные суда противника.
Лишь с середины XVII в. удается найти первые примеры других боевых построений и тактических маневров, предпринимавшихся в большинстве случаев эскадрами с использованием благоприятного ветра.
Надо отметить, что в то время как на галерах- все то небольшое количество артиллерии, которое имелось на каждом судне, размещалось в носовой части, на парусных судах большинство орудий располагалось вдоль бортов и лишь отдельные орудия могли вести огонь вперед и назад. Вместо того, чтобы концентрироваться в одном месте, огневая мощь, таким образом, распределялась равномерно по обоим бортам.
По этой причине суда приняли основным боевым ордером (регламентированное командующим по направлениям и дистанциям расположение военных кораблей на переходе морем и во время боя) кильватерную колонну (боевой и походный строй кораблей в одну линию, гуськом, друг за другом), чтобы добиться максимально эффективного использования своей ударной силы, то есть артиллерии того или иного борта. Тактика морского боя стала совершенно отличной от тактики, применявшейся галерами, и вместо сближения «лицом к лицу» для абордажа и яростной рукопашной схватки с применением личного оружия флоты стали воевать друг с другом, идя под парусами параллельными курсами на расстоянии, равном дистанции орудийного выстрела, или уходя за корму при перемене галса (курс судна относительно ветра. Менять галсы — значит идти зигзагообразным курсом). Впрочем, и на парусном флоте практика абордажных боев как средства достижения победы в сражении не была полностью отброшена.
Крупные военные суда стали называться «линейными кораблями» — выражение, возникшее впервые в «Боевой инструкции» Британского Адмиралтейства в 1653 г. Построение в кильватерную колонну привело к тактическому маневру, получившему название «прорыва линии», — маневру, при котором флот прорывал кильватерную колонну противника в одной или двух точках, разбивал его строй и затем нападал на каждую группу судов в отдельности, прежде чем отрезанные головные суда колонны успевали сманеврировать и прийти на помощь.
Одним из первых примеров боя с «прорывом линии» было сражение у Ярмута 2 июня 1653 г. между голландским флотом под командованием Ма- артена Тромпа и английским, которым командовал адмирал Монк. Как обычно, флоты были разделены на три эскадры: авангардом голландцев командовал адмирал Эвертзоон, центром — Маартен Тромп, а арьергардом — адмирал Рейтер. Головной эскадрой британцев командовал адмирал Лоусон, центром — Монк и арьергардом — Дин.
Британский флот состоял из ста двадцати пяти судов, выстроенных строго по кильватеру, и пользовался благоприятным ветром. Голландский флот имел девяносто восемь судов и несколько брандеров (судно, нагруженное горючими и взрывчатыми веществами, которое поджигали и пускали по ветру или течению на неприятельские корабли). В первый день сражения авангард англичан рассек колонну противника, отрезав голландский арьергард, который был окружен, но с помощью своевременного маневра Тромп пришел на выручку и освободил его. На второй день к британцам прибыло подкрепление из восемнадцати судов под командованием адмирала Блейка, который и закончил сражение в пользу англичан.
В эпоху гребных флотилий одним из тактических приемов было держать определенное число резервных судов укрытыми поблизости от района боевых действий, с тем чтобы ввести их в сражение — по возможности со стороны вражеского тыла — в наиболее подходящий момент. В эпоху парусных судов подобная тактика больше не применялась. Поскольку эволюции, т. е передвижения судов в составе эскадры с целью создания выгодной группировки сил и средств, зависели от ветра, было неразумным выделять из общего строя суда, которые затем при перемене или ослаблении ветра уже не могли бы догнать остальных. Командующие флотилиями, обычно располагавшие свои суда во главе центральной эскадры, считали долгом чести — если сражение велось на параллельных курсах — вступать в бой друг с другом точно так же, как это делали когда- то капитаны флагманских галер на гребных судах.
Мы подчеркнули важность позиции с наветренной стороны, ибо это давало преимущество в выборе момента атаки, облегчало посылку брандеров в сторону неприятельского строя, обеспечивало более быстрое восстановление нормального обзора, поскольку ветер относил прочь дым орудийных залпов, и наконец суда, наклоняясь благодаря ветру, наполнявшему их паруса, в сторону неприятеля, погружали в воду большую часть своих корпусов, представляя тем самым меньшую цель для орудийного огня. Однако и подветренная позиция имела свои преимущества, например, возможность поврежденных в бою судов покинуть строй, скатившись еще дальше под ветер под защиту других. Более того, суда, наклоненные в противоположную от неприятеля сторону, могли вести огонь орудиями нижней палубы, наиболее мощными. Наконец подветренная эскадра могла навязать противнику вопреки его воле бой в узком проливе. В общем, наветренная позиция благоприятствовала наступательным действиям, тогда как подветренная благоприятствовала оборонительным маневрам.
В сражении при Лоустофте в 1665 г. между британским и голландским военными флотами был применен новый маневр: дважды англичане меняли курс, с тем чтобы, во-первых, вывести эскадру на дистанцию дальнобойного артиллерийского огня и, во-вторых, чтобы приблизиться на короткую дистанцию и завязать бой с применением более легких орудий.
Прорыв сквозь строй, который, скорее всего, произошел случайно в битве у Ярмута в 1653 г., стал намеренным, запланированным тактическим маневром в битве при Сайнтсе 12 февраля 1782 г., где тридцать шесть британских трехпалубных судов под командованием адмирала Родни встретились с тридцатью четырьмя французскими трех- палубниками под командой адмирала де Грассэ. Сначала оба флота разошлись на противоположных галсах, затем Родни перерезал французский строй позади судов де Грассэ, и, сопровождаемый шестью трехпалубниками, атаковал французские арьергардные суда. В результате боя он захватил их.
Теория прорыва сквозь строй была разработана Нельсоном в его знаменитых «Памятных записках» и применена им и Коллингвудом на практике в сражениях у мыса Сан-Висент 14 февраля 1797 г. и при Трафальгаре 21 октября 1805 г. Эти «Записки», одна из которых помечена датой 9 октября 1805 г., т.е. немногим более десяти дней перед Трафальгарским сражением, знаменуют собой высшее достижение тактики парусных судов.
В этой записке, показывая трудность маневрирования в одной кильватерной колонне, Нельсон среди прочих вещей рекомендует для долгих переходов и атаки строй, состоящий из двух параллельных колонн с авангардом из восьмидесяти наиболее быстроходных трехпалубников для поддержки в случае опасности той или иной колонны.
Тактика нападения двумя колоннами была применена при Трафальгаре и доказала свое превосходство.
Касаясь судов классической древности и гребных судов, мы говорили, что предводители флотилий перед сражением, как правило, обращались к командам с ободряющей и воодушевляющей речью. Подобная практика сохранилась и на парусных судах, разумеется, в измененном виде: точнее говоря, командирам давался официальный и полный отчет о намерениях. Главнокомандующий не обходил строй на малом судне, как это имело место при Лепанто, а командиры судов собирались на палубе флагманского корабля и лично выслушивали его указания, которые взывали к их чувству чести и патриотизма. Другая форма «зажигательной речи», сохранявшаяся в течение многих лет, состояла в передаче всем судам ободряющего и воодушевляющего обращения с помощью семафора. Так поступил Нельсон при Трафальгаре, Его знаменитая фраза — «Англия ждет, что каждый исполнит свой долг» — вошла в историю.
Сражение при Лоустофте
3 июня 1665 г. между голландским флотом под командованием адмирала Якоба ван Вас- сенара барона Обдамского и английской эскадрой под командованием герцога Йоркского. Обе эскадры двигались кильватерными колоннами параллельным курсом, англичане с наветренной стороны. Британская флотилия дважды меняла галс, чтобы приблизиться к строю противника, и подошла на расстояние артиллерийского огня.
Трафальгарское сражение
21 октября 1805 г. между объединенным французским и испанским флотом под командованием адмирала Вильнева и англичанами, которыми командовал адмирал Нельсон. Объединенный франко-испанский флот был выстроен в кильватерную колонну. При попутном ветре, англичане атаковали двумя параллельными колонна ми, разорвав строй противника в месте, где находилось двенадцатое судно, в результате чего английским судам пришлось вести бой только с серединой и арьергардом неприятельского строя.